erid:
Несколько десятилетий весь мир следит за ростом китайской промышленности. Западные компании вынуждены считаться с набирающими силы и обороты конкурентами. Наглядно все процессы демонстрирует автомобильная отрасль. О том, как развивались китайские компании и, что их ждет в будущем, спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказал Игорь Овсянников, генеральный директор «Джили Моторс» в России.
Игорь Овсянников, генеральный директор ООО «Джили Моторс» в России
А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Все старые автопромышленные компании Китая начинали с производства мотоциклов. Сегодня они ушли с этого рынка. Китайцы очень быстро пересели на автомобили. Производство осталось, но львиная доля поставок идет в страны юго-восточной Азии, где мототранспорт остается популярным.
Китайские компании находятся в стадии бурного развития. Я уверен, что все мы придем к моменту, когда на рынке останется всего 10 основных производителей. Сейчас в Поднебесной порядка 180 брэндов. Автомобильный рынок Китая не сопоставим ни с российским, ни с европейским. Например, Geely продает до 500 тысяч автомобилей в год, Lifan — 150 тысяч единиц техники. Это только внутренний рынок.
Будущее компаний будет зависеть от того, насколько быстро они смогут инвестировать деньги в новые технологии. И в ближайшие 2−3 года станет ясно, кто займет лидирующие позиции на рынке. Маленькие компании, которые не делали технологического прорыва, уйдут с рынка. К тому же процессы слияния и поглощения в Китае идут очень быстро. Для страны 180 производств — большое количество.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Все машины в Китае изначально разрабатывались на платформах от Тойоты и Фольксвагена. По большому счету масс-маркет практически у всех компаний имеет похожие системы проектирования. Сегодня автомобиль стал более утилитарным продуктом.
Первый Фольксваген, произведенный в Китае
ПОКА НЕ ПРИЗНАЮТ
На сегодня на территории США не сертифицирован ни один китайский автомобиль, насколько я знаю. Американские системы сертификации очень жесткие. Но пройдет немного времени и «китайцы» возьмут этот рубеж.
КИТАЙСКАЯ ПРИМАНКА
Чем больше опций в автомобиле, тем большую аудиторию мы привлекаем в качестве своего потенциального клиента. Чем шире гамма, тем больше возможностей продать автомобиль.
ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ
Такие правила диктует экономика. Не так давно «АвтоВАЗ» объявил, что Лада Гранта будет продаваться за 229 тысяч рублей. Автомобиля за эту сумму нет в продаже. Стоимость Гранты порядка 279 тысяч рублей. Необходимо понимать, что себестоимость материалов, энергетических ресурсов, рабочей силы, транспортных расходов неуклонно растет.
В России контракт по логистике на момент подписания предполагал, что стоимость за литр дизельного топлива равнялась 19 рублей 80 копеек. Это было буквально несколько лет назад. Сейчас дизельное топливо стоит 30−32 рубля за литр. Один и тот же автовоз идет по одному и тому же маршруту. Но расходы на логистику увеличиваются в два раза.
РАБОЧИЕ ДВУХ СТРАН — ОБЪЕДИНИЙТЕСЬ
Когда я впервые приехал в Китай, нормальная зарплата там была $ 100 и $ 150 с премией. Сегодня обыкновенный рабочий получает $ 350−400. Тенденция увеличения заработной платы в Китае будет сохраняться. Несколько лет назад мы запустили производство в Черкесске на заводе «Дервейс» заработная плата рабочих составляла 12 тысяч рублей. Сегодня они получают 15−16 тысяч рублей.
НЕТ — КОММЕРЧЕСКИМ АВТО
В модельном ряду Geely не будет коммерческого транспорта. Есть решение собственника и совета директоров, которые считают, что это доля рынка не интересна. Лучше сосредоточится на одном продукте. Hyundai в России имеет модельный ряд из 14 автомобилей. А что продается? Solaris и ix35. Остальные модели покупают тоже, но в небольших количествах. Вложив деньги в Solaris, они сделали доходную модель. Корейцы не стали распылятся. Так делают все компании. Фокусируются в каком-то одном сегменте.