erid:
Как выглядит парусный флот России сегодня? О легендарных российских кораблях, становившихся победителями престижных регат, а порой и яблоком раздора между государствами узнавала спортивная редакция «БИЗНЕС Online»
1. БАРК «СЕДОВ»
Российский парусник считается крупнейшим в мире, что подтверждает диплом книги рекордов Гиннесса на борту судна. С Татарстаном барк связывает прошедшая Универсиада. В мае 2012 года в Санкт-Петербурге на борту судна подняли флаг студенческих Игр. И барк «Седов» отправился в кругосветное путешествие с транспортной колбой, в которой размещался огонь Всемирной Универсиады.
Это стало первой кругосветкой «Седова» за его долгую жизнь (судно построили в 1921 году в Германии). Судьбу барка простой не назовешь. С момента создания четырехмачтовый парусник ходил под флагом Германии и носил имя «Магдалена Виннен II». В годы Второй мировой войны барк транспортировал военные грузы. И по решению Постдамской конференции о репарациях Германии в 1945 году судно передали СССР. Барк переименовали в честь легендарного полярного исследователя Георгия Седова.
Красавец, почти 120 метров в длину, парусник представляет огромную ценность. В 2000 году крупная швейцарская компания из-за долгов российского правительства добилась ареста «Седова». Кто-то расценил событие как политический жест — последствие отказа президента РФ Владимира Путина от встречи с Жаком Шираком во время саммита большой восьмерки.
Сыр-бор начался во французском Бресте, куда барк прибыл на международное шоу. Благо, все обошлось — адвокаты судно отстояли. В 2011 году барк «Седов» отметил свое 90-летие. Парусник до сих пор в строю и ходит под российским флагом.
2. БАРК «КРУЗЕНШТЕРН»
Как и «Седов» четырехмачтовый парусник «Крузенштерн» имеет немецкое происхождение. Судно спустили на воду в Гестемюнде (Германия) в середине двадцатых годов прошлого столетия. Немцы назвали барк «Падуя». Изначально судно ходило на линии Европа — Чили. Но в сороковых на борту парусника установили пушку, а экипаж корабля поступил под командование фашистской армии. Но в боях парусник так и не участвовал, простояв всю войну на приколе в порту.
После передачи СССР барк получил имя адмирала Ивана Крузенштерна, совершившего в начале XIX века первую русскую кругосветную экспедицию. Барк «Крузенштерн» относится к судам типа «винджаммер» (от англ. to jam the wind — «выжимать ветер»). Парусники этой серии как бы выжимали всю скорость из ветра и считались самыми быстроходными.
Но прославился «Крузенштерн» не за счет скоростных качеств, а во время кругосветного плавания 1995 — 1996 годов, которое было посвящено 300-летию российского флота. Маршрут полностью соответствовал первому походу русских моряков вокруг земного шара — Крузенштерна и Юрия Лисянского. Барк пересек Атлантику, взял мыс Горн, останавливался в портах Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Кейптауна и много где еще. За все время кругосветного плавания команда «Крузенштерна» прошла почти 42,5 тыс. морских миль. Кстати, на борту «Крузенштерна» есть настоящая русская баня.
Сегодня парусник является многократным победителем международных парусных регат и трансатлантических гонок. После пробега — более 800 тыс. морских миль — барк в идеальном состоянии и готов к тяжелым и дальним плаваниям.
3. ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»
На одноименном судне во время дипломатической миссии в Японию в середине XIX века плавал писатель Иван Гончаров, рассказавший миру об «обломовщине» — тяжелом русском недуге. За два с половиной года скитаний по морям и океанам писатель собрал огромный материал, вышедший впоследствии как цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада». Книга быстро завоевала симпатии российской публики, для которой автор открыл невиданный ранее мир.
Российский трехмачтовый корабль «Паллада» построен в польском городе Гданьске в 1989 году. Сейчас судно является учебным и находится на балансе дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета во Владивостоке.
4. ФРЕГАТ «ШТАНДАРТ»
Парусное судно «Штандарт» стало первым кораблем Балтийского флота, создаваемого с «нуля» Петром I. В 1703 году над фрегатом трудились голландские мастера. После спуска на воду «Штандарт» встал на защиту Отечества и участвовал в боях Северной войны (1700−1721 год).
Вообще именем «Штандарт» суда российского флота называли вплоть до 1917 года. Последним носителем прославленного имени стала императорская яхта, построенная по указу Александра III. После революции судно, как только не называлось: «18 марта», «Марти», «Ока».
И только в сентябре 1999 года на верфи в Санкт-Петербурге торжественно спустили на воду историческую копию фрегата «Штандарт», сделанного в России.
В Санкт-Петербурге ежегодно в конце июня проходит всероссийский бал выпускников средних школ «Алые паруса». Этот праздник рекомендован к посещению почти в 20 странах Европейского союза. В 2010 году «Алые паруса» посетило свыше 3,5 млн. человек. Фрегат «Штандарт» на протяжении нескольких лет участвствует в зрелищном шоу в акватории Невы.
5. ТРЕХМАЧТОВЫЙ КОРАБЛЬ «МИР»
Построенный в 1987 году трехмачтовый корабль «Мир» занимает призовые места на престижных международных парусных регатах, как например «Катти Сарк». Это единственный сохранившийся клипер — судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» обводами корпуса. В честь «Катти Сарк» уже много лет подряд проводят крупнейшую парусную гонку в мире.
6. «ЮНЫЙ БАЛТИЕЦ»
Учебная шхуна «Юный балтиец» спущена на воду в 1989 году. Это единственный учебный парусник, построенный в России после 1913 года.
7. ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»
Судоверфи Польши не раз поставляли Советскому Союзу парусные суда. И 1991 год не стал исключением. Тогда в Гданьске закончились работы над трехмачтовым кораблем «Надежда».
Судно создавали по прототипу парусных судов начала XX века. Все двадцать шесть парусов «Надежды» управляются вручную и приводят в движение судно, хотя для маневров в порту есть два двигателя с приводом на один винт.
Сегодня «Надежда» принадлежит морскому государственному университету им. Невельского во Владивостоке.
8. ШХУНА «НАДЕЖДА»
История этого корабля хранит много загадок. В Союз судно попало после окончания Второй мировой войны. По одному из утверждений в качестве военного трофея одного из адмиралов Балтийского флота.
Еще поговаривали, что яхта принадлежала национальному германскому герою времен Первой мировой войны — офицеру Феликсу фон Люкнеру. Вся неразбериха, разумеется, из-за недостатка информации. История яхты досконально неизвестна. Под именем «Надежда» в советское время шхуна использовалась для обучения курсантов морскому ремеслу. Сегодня яхта находится в собственности некоего физического лица, который предпочитает оставаться неизвестным.