комментарии 1 в закладки

Были ли в Советском Союзе спорткары?

erid:

Не все, что сходило с отечественного конвейера предназначалось для уничтожения сил противника. Помимо автомобилей для военных и партократов талантливые конструкторы всеми силами строили спортивные машины. Часто в единичном экземпляре. Спортивная редакция «БИЗНЕС Оnline» подготовила обзор несбывшихся надежд отечественного автопрома.





1.jpg



Несбывшиеся мечты






1. «ЗИС СПОРТ»

Выпущенный в 1939 году в штучном экземпляре великолепный родстер так и остался несбывшейся мечтой советских производителей. Опытный образец «ЗИС Спорт» создали в конструкторском бюро экспериментального цеха завода имени Сталина.

Предполагалось, что автомобиль станет спортивной версией представительского «ЗИС 101». По расчетам конструкторов двигатель мощностью 141 л.с. должен был разгонять родстер до 180 км/ч. Однако на испытаниях «ЗИС Спорт» показал результат в 162 км/ч, что в прочем тоже хороший результат.

Надвигавшаяся война не дала дерзким планам конструкторов осуществиться. Автомобиль остался только на чертежах, так и не дождавшись реального производства. А самый первый опытный образец был утерян в осажденной Москве.





2.jpg


«ЗИС 112» образца 1954 года. Неосуществившийся проект



2. «ЦИКЛОП»

Однако союзные конструкторы не оставляли попыток создать конкурентоспособный спорткар. Как только страна встала на ноги после разрушительной войны, на ЗИСе в 1952 создается «ЗИС-112/1». Этот спорткар выделяется футуристическим дизайном, очень смелым для тех лет. У авто — единственная фара, за что спорткар получает прозвище «циклоп».

Новый «ЗИС» создали для линейных гонок. Автомобиль не отличался маневренностью, но 6 литровый двигатель, выдававший 182 л.с. позволял разгоняться на прямой свыше 200 км/ч. Улучшить показатель скорости удалось через три года после создания «ЗИС-112/4». Правда авто прокачали незначительно. Хоть дизайн стал еще более космическим, но автомобиль выполнял норматив — только 210 км/ч — на заезде по прямой. Что ни говори, машины не более, чем эксперимент талантливых конструкторов. На союзных дорогах «космических кораблей» так никто и не увидел.





3.jpg


«ЗИЛ-112С» самую малость по техническим характеристикам не дотягивал до Ferrari 250 GTO



3. ПОТЯГАТЬСЯ С ФЕРРАРИ

Этот спорткар раз за разом ставил рекорды скорости на союзных соревнованиях. Штучный экземпляр. Моделей «ЗИЛ-112С» выпустили всего две в 1962 году. Однако до 1967 года автомобили серьезно модернизировали, увеличив число «лошадок» с 260 до 300. А двигатель от «ЗИЛ-114», установленный в конце «шестидесятых» позволил выжимать на гоночной трассе скорость около 300 км/ч. Но главное, это реальный автомобиль, резину которого жгли на гоночных трассах и на котором устанавливались рекорды скорости…

Для тех лет единичный выпуск спортивных автомобилей — норма. Из-за особенностей производства заводы строили гоночные болиды исключительно для своих команд. Причем в дело шли агрегаты серийных автомобилей, что ставило конструкторов в жесткие рамки.

Невзирая на это, «эска» на конец «шестидесятых» годов смотрелась очень даже ничего на фоне иностранных конкурентов. Уже не шутка, наш спорткар самую малость по техническим характеристикам не дотягивал до Ferrari 250 GTO, ставшего легендой раллийных трасс.





4.jpg



В 1970-м году на ралли «Лондон-Мехико» экипаж «Москвича-412» занял 12-е место в абсолютном зачете «Москвичи»






4. НА «МОСКВИЧАХ» И «ВОЛГАХ» ПО ЗНАМЕНИТЫМ РАЛЛИЙНЫМ ТРАССАМ

Два завода в СССР тягались с иностранными производителями на международных гоночных аренах. Серьезных результатов на ралли мы не добились, но уважать себя заставили. Автомобили заводов МЗМА и ГАЗ регулярно участвовали в ралли с 1958 — 1970 год. Причем «Москвичи» выше 16-го места в абсолютном зачете практически никогда не поднимались. «Волги» — выше 11-го места.

Однако под закат «шестидесятых» отечественным экипажам удалось показать технику с лучшей стороны. Конечно — на убитых дорогах марафонского ралли «Лондон-Сидней» (16 тысяч км) и «Лондон-Мехико» (26 тысяч км). На ралли все наши автомобили в целости доходили до финишной отметки: «танки грязи не боятся». А на последней гонке в 1970-м году экипаж «Москвича-412 Марафон» занял 12-е место в абсолютном зачете.


Рональд Рейган рассказывает об очередях в СССР на автомобиль


5. «УТРОМ ДОЛЖЕН ПРИЙТИ ВОДОПРОВОДЧИК»


Американский президент Рональд Рейган не упускал возможности потравить анекдоты о Советском Союзе, в чем он собственно преуспел. Так приятель Горбачева рассказывал на ТВ историю об очереди на автомобили в СССР.

«Знаете в Советском Союзе очередь за автомобилями десять лет. Только у одной семьи из семи есть свой автомобиль. Приобретение авто — целая процедура, — рассказывал анекдот Рейган. — Один товарищ выложил деньги — аванс, и чиновник ему сказал: «Отлично, приходи за своей машиной через десять лет». Мужик спросил: «Утром или после обеда»? Чиновник удивился: «Какая разница это же через 10 лет?». На что получил ответ: «Ну, утром водопроводчик должен прийти».

Что скрывать, автомобили были в дефиците. Но некоторые товарищи вовсе не хотели дожидаться конца бесконечной очереди. По этой причине в стране стало стихийно развиваться кустарное автомобилестроение. И отдельные образцы, действительно, заслуживают внимания и восхищения.





5.jpg


Раму этого авто братья Щербинины сварили во дворе, затем затащили ее на седьмой этаж в квартиру



6. ГРАН ТУРИЗМО ЩЕРБИНИНЫХ

Сокращенно «ГТЩ» — так назвали самодельный автомобиль два брата. Анатолий и Владимир Щербинины в 1969-м году чуть ли не в квартире собрали спортивное авто. Раму ребята сварили во дворе, затем затащили ее на седьмой этаж. У себя в квартире они склеили кузов из стеклопластика. После чего готовую конструкцию спустили с балкона на канатах. Уже на твердой земле «ГТЩ» обзавелся мотором и остальными составляющими.

Щербинины построили достойный автомобиль с волговским мотором 70 л.с., который развивал скорость до 150 км/ч. Братья были не только умельцами, ни и художниками. Это сказалось на дизайне авто. Автомобиль на 14-ти дюймовых дисках с удачно подобранными пропорциями смотрелся по-спортивному изящно.





6.jpg


«ЮНА» шедевр с броской спортивной внешностью в 1982 году покинул гараж



7. АЛГЕБРА — ЦАРИЦА НАУК

Мастера объединялись в производственно-творческие союзы. С братьями Щербиниными завязали профессиональные отношения Юрий и Станислав Алгебраистовы. Они объединились и занялись строительством спорткара. В этот раз донором выбрали «ГАЗ-24». На повестке дня основной задачей стало создание автомобиля с передовым дизайном.

Авто выкатили из гаража в 1970-м году. Свое первое творение Алгебраистовы назвали «Сатаной» — за дьявольскую красоту. Это было дерзкое спорткупе с обтекаемыми линиями. Капот с крыльями составлял одно целое. Была одна «фишка» у автомобиля — единственный стеклоочиститель с замахом на всю площадь лобового стекла. Говорят, что во время одного из автопробегов на эту деталь обратили внимание иностранцы. А через несколько лет такой же дворник появился на лобовом стекле «Мерседеса» в 124-м кузове.

На «Сатане» братья отработали технологию постройки автомобиля. За годы эксплуатации машины у Юрия Алгебраистова накопились некоторые идеи для улучшения модели. Все ошибки и недочеты он исправил в новом самодельном авто, который назвал «ЮНА» (в честь себя и жены Натальи). В 1982 году шедевр с броской спортивной внешностью покинул гараж.

Этот автомобиль не раз снимали в кино. За рулем «ЮНЫ» сидели такие актеры, как Борис Щербаков и Николай Караченцов. А летчик-космонавт Владимир Джанибеков брал автомобиль, чтобы покрасоваться перед коллегами в Звездном городке.

Илья Береснев
Оценка текста
+
0
-