комментарии 4 в закладки

Harley-Davidson 110 лет: как создавалась легенда

erid:

Три эпизода из жизни легендарного мотоцикла. Как четверо парней создали легенду мотомира в небольшом сарае? Как Харлей-Дэвидсон защитил «Ангелов Ада» от полицейских? И за что казанские путешественники ценят американские чопперы? Корреспондент спортивной редакция «БИЗНЕС Online» вырвался из капкана города на поиски свободы вместе с Харлей-Дэвидсон…


«КОМУ ВОЙНА, КОМУ — МАТЬ РОДНА»

Молодая американская нация умеет делать деньги на всем. Война — не исключение. Именно в периоды военных конфликтов поднялись на ноги многие колоссы заокеанской промышленности. Так было с легендарным Jeep и тоже самое случилось с мотоциклами Harley-Davidson.

Надо ли вспоминать, что легенда мотоциклетного мира родилась в маленьком сарае в городе Милуоки, штат Висконсин. Основатели — четверо молодых парней: Уильям Харли, Уильям, Артур и Уолтер Дэвидсон — в 1903 году собрали свой первый велосипед с мотором. Это стало отправной точкой марки.

Начиная с Первой Мировой Войны, «Харлеи» побывали во всех крупных военных конфликтах. На полях сражений мотоцикл хорошо себя зарекомендовал среди армейцев. Правительство США стало регулярно заказывать мототехнику для нужд армии. Во время Второй Мировой войны Харлей-Дэвидсон поставил тысячи мотоциклов в войска, став фактически монополистом в своей области. Война закончилась — мотоциклы остались.

После поражения Германии, армия США стала по дешевке распродавать мотопарк. Тем более спрос среди американцев был большой. Солдаты, получившие знания о «Харлеях» в полевых условиях, возвращались домой, и открывали небольшие мастерские. Именно в этих гаражах в серийные «Харлеи» армейского покроя вдыхали новую жизнь и фактически создавали новое направление в мотостроении …

Армейские «Харлеи» были тяжелыми и неповоротливыми, поэтому американские «дяди Васи» засучив рукава стали раздевать мотоциклы догола, оставляя сухую без амортизаторов раму и мотор. Избавились от железных щитков, крыльев, чтобы снизить нагрузку на руки — опустили сидение и подняли руль, изменили наклон вилки, придав байку изящество. Сделали максимум хромированных деталей, что сразу выделяло новые мотоциклы.

Получившиеся мотоциклы стали называться «чопперами», от английского «chop» — рубить. Создание чопперов и по сей день остается довольно прибыльным занятием. Для общего представления о таких мотоциклах стоит посмотреть культовый фильм «Беспечный ездок», конца «шестидесятых». Чоппер «Капитан Америка», на котором разъезжал герой Питера Фонда, стал одним из самых узнаваемых мотоциклов в мире.

КАК ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН БАНДИТОВ В ОБИДУ НЕ ДАЛ

В конце «сороковых» годов в штатах зародился один из крупнейших байкерских клубов «Ангелы Ада» («Hells Angels», «Хэлсы»). Своим названием клуб обязан 303-й эскадрильи тяжелых бомбардировщиков американских ВВС, которая и носила это грозное прозвище. Летчики прославились на полях сражений Второй Мировой. Но на гражданке «Ангелы Ада» стали ассоциироваться вовсе не с воинской доблестью и победами.

Новый байкерский клуб стал связываться в сознании у одних — со свободой и вольной жизнью, у других — с разбоем и бандитизмом. «Хэлсы» встали у истоков, определивших облик современного байкерского движения.

Внешняя атрибутика, ценности и понятия — «Ангелы Ада» задавали общий тон и на них равнялись остальные. Не смотря на противоречивую репутацию — члены клуба (не все) занимались продажей оружия и наркотиков, грабежами — многие хотели стать частью этого мира, влиться в ряды байкерского клуба. Однако клуб не всегда обладал таким влиянием.

Грозной силой и влиятельной организацией «Ангелы Ада» стали благодаря Ральфу Сонни Баргеру. Выгнанный из армии за подделку документов, молодой авантюрист вступил в ряды байкеров. Баргер по натуре был лидером и вскоре эти качества ярко проявились. В 1957 году он основал отделение клуба «Ангелы Ада» в Окленде штат Калифорния.

Стоит ли говорить, что Баргер собрал под своим началом фанатов, у которых не было абсолютно никаких интересов, кроме байкерского клуба. Бедные парни с окраин, стали надежной и послушной армией. Под руководством Баргера клуб стал с одной стороны бандой, наводившей ужас, с другой — успешным бизнес-проектом (Ральф зарегистрировал «Ангелов Ада» в качестве коммерческого предприятия).

Оклендские байкеры снимали дивиденды с авторских прав на клубную символику и атрибутику, а также с продажи-покупки недвижимости. Баргер всегда знал, где крутятся большие деньги, и находил способы их заполучить. В основном незаконным путем. К середине 1960-х годов «Ангелы Ада» стали костью в горле для властей и правоохранителей штата. Клуб можно было объявить вне закона и закрыть вовсе, но с таким решением категорически были не согласны в Харлей-Дэвидсон…

В середине 1960-х годов основными покупателями американских мотоциклов были «Хэлсы» и все те, кто им подражал. Последних с каждым годом становилось только больше — настолько притягательным был образ байкера-бунтаря (этот образ и сейчас не утратил свою силу, стоит вспомнить фильм 1991 года «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо»). «Ангелы Ада» были настоящими патриотами и покупали только национальную продукцию. Этот принцип был железным.

Если бы «Хэлсов» прикрыли, заводы «Харлей-Дэвидсон» понесли бы тяжелый урон от натиска японских и европейских конкурентов, которые выигрывали в цене и в качестве.

В те годы «Харлеи» в основном закупались силовыми структурами — армией, полицией и байкерами, которые уже не могли отказаться от чопперов, сделанных на базе Харлей-Дэвидсон. И поскольку «Ангелы Ада» были законодателями байкерской моды — лоббисты Харлей-Дэвидсон не позволили и пальцем тронуть лояльных марке бунтарей.


КАЗАНЦЫ ЗАТАРИВАЮТСЯ ЮБИЛЕЙНЫМИ «ХАРЛЕЯМИ»

Харлей-Дэвидсон — удовольствие не из дешевых. В сравнении с одноклассниками — теми же Хондой и Ямахой — Харлей-Дэвидсон как минимум в два раза дороже. Однако это не решающий фактор при покупке «американца» … Этот мотоцикл для настоящих ценителей марки и опытных байкеров: с кондачка на «Харлее» не поедешь — необходима серьезная подготовка.

Спортивная редакция нашла одного такого поклонника марки в Казани. Григорий Корнилов исколесил на своем юбилейном «Харлее» всю Европу. По завершению тридцати шести дневного путешествия он на своем Harley-Davidson FLSTFI Fat Boy 100th Anniversary (такое вот длинное название) накатал 9 660 км без передыху. Данный мотоцикл был выпущен ограниченной серией специально к столетнему юбилею Харлей-Дэвидсон в 2003 году (это эксклюзивная модель, которая с годами не теряет в цене). На нем Григорий прошерстил окрестности Будапешта, Рима, Венеции, Люксембурга, Амстердама и Берлина. Он нам рассказал, чем так хорош Харлей в дальних путешествиях.

«Харлей-Дэвидсон — самый простой мотоцикл. Его легко можно переделать, — говорит Григорий. — Харлей-Дэвидсон — это все еще чертежный станок с ватманом. Человек покупает „голый“ мотоцикл и подгоняет под себя. Здесь легко меняются фары, поворотники, крылья — вообще все».

Этот мотоцикл просто создан для путешествия. Простой двигатель воздушного охлаждения можно отремонтировать практически в любой мастерской.

«Сам мотоцикл простой. У него нет гидравлики, все на тросиках, никакого радиатора нет. Доступ ко всем элементам, если необходимо что-то поменять очень легкий. — Григорий показывает расположение основных узлов — В полевых условиях, имея отвертку и молоток мотоцикл можно быстро отремонтировать. Чего не скажешь об аналогах Хонда и Ямаха. Но не нужно думать, что Харлей — это мотоцикл, который постоянно ломается».

В пути товарищ Григория улетел на Харлее в кювет. Все, что повредилось на его чоппере — это дуга безопасности, которую выпрямили в ближайшей деревне с помощью газовой горелки и молотка.

p. s.: Знающие люди поговаривают, что в ближайшее время стоит ожидать приход московской чепты HOG в Казань (Harley Owners Group), отделения официального мотоклуба Харлей-Дэвидсон. Филиалы клуба находятся по всему миру. Свое отделение HOG в Казани может появится только с открытием дилерского центра Harley-Davidson.

Илья Береснев
Оценка текста
+
0
-