комментарии 2 в закладки

5 вещей, которые нужно знать татарстанским любителям ралли-кросса

erid:

В течение мая состоялось сразу два из пяти этапов чемпионата России по ралли-кроссу. 17−18 числа прошла стартовая гонка в Воронеже, а всего через неделю участники первенства посетили казанский автодром «Высокая гора». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об особенностях российского ралли-кросса, месте Татарстана в этом виде спорта и о ходе заездов на казанском этапе турнира.

1. Ралли-кросс со времён СССР и до наших дней


1.JPG


Ралли-кросс — один из самых молодых видов профессионального автоспорта в России. В советское время он практически не культивировался и считался экзотикой. Гонки изредка проходили только в Эстонии с 1982 года, в других регионах СССР ралли-кроссовых трасс попросту не было. Они начали появляться в России в постперестроечное время, при этом самый лучший и современный из автодромов был открыт в Казани. Правда, комплекс был построен не с нуля, а путём переделки автокроссовой трассы «Высокая гора» в ралли-кроссовую. В автокроссе покрытием трека является грунт, а в ралли-кроссе 60% трека состоит из асфальта/бетона и только 40% приходится на грунт/гравий, соответственно, главным элементом переделки стало асфальтирование большей части дорожки. К сожалению, ралли-кроссового бума по всей России не последовало и ралли-кроссовые треки в Москве, Пензе и Тольятти прекратили своё существование, остались таковые только в Казани и Воронеже. Соответственно и география участников не так широка, как в других видах российского автоспорта, к примеру, спортсменов из-за Урала нет ни одного. И последний штрих, Российская автомобильная федерация почему-то согласовывает календари по автоспорту на год, в которых совпадают даты проведения этапов различных первенств и участникам приходится выбирать куда ехать. Например, на казанский этап по ралли-кроссу или на смоленский раунд кольцевого чемпионата России.

2. Машины в ралли-кроссе: от «Калин» до «Суперкаров»

В команде «Тимерхан» присутствует техника всех трёх классов: 600-сильный CitroenDS3 Supercar, 140-сильные «Калины» класса «Национальный» и 200-сильный ВАЗ 21083 Super1600

Сейчас в ралли-кроссе проводится чемпионат России в двух международных дивизионах: «Д1» (Supercar) и «Д1 А» (Super1600), а машины класса «Д2 Лада» стартуют в Кубке России.

Основные характеристики болидов выглядят так: Supercar — полноприводные монстры с турбодвигателями объёмом до 2 л, мощностью до 600 л.с. и крутящим моментом более 850 Нм, весить они должны не менее 1300 кг. С места до 100 км/ч «суперкары» разгоняются быстрее, чем за две секунды! В чемпионате России 2014 можно увидеть следующие модели: Citroen DS3, Citroen C4, Peugeot 206, Ford Focus Mk2, VW Golf 4, Mitsubishi Lancer Evolution 5, Mitsubishi Lancer Evolution 9.

Переднеприводные машины Super1600 гораздо скромнее. Объём их двигателей не должен превышать 1,6 литра, они не имеют турбонаддува и поэтому максимальная мощность составляет около 230 л.с. Минимальная масса не должна опускаться ниже отметки в 920 кг. В этом дивизионе доминируют ВАЗовские «восьмёрки», единственная иномарка — VW Polo Mk4.

А в классе «Д2 Лада» (Национальный) ездят только «Калины» — не слишком сильно отличающиеся от стандартных.

3. Почему татарстанские ралли-кроссмены перестали ездить в гости

Президент Татарстана Рустам Минниханов в силу занятости не выезжает на гонки в другие регионы, да и времени на тренировки — минимум. Но даже отсутствие большого наката не мешает ему регулярно приезжать на подиум в заездах на «Высокой горе»

Одна из главных составляющих зрелищности гонок — это наполняемость классов. Чем больше машин «бьются» в заезде, тем интереснее зрителям и самим пилотам. К сожалению, участников в федеральных турнирах набирается не так много, как хотелось бы организаторам. К проблемам с наличием трасс и наложением дат добавляется ещё целый ряд факторов. Например, когда-то интригой чемпионатов было «жёсткое рубилово» между мощнейшими командами из Татарстана и Тольятти. Однако с приходом в руководство ВАЗа иностранцев, отношение к автоспорту на гиганте машиностроения изменилось кардинально. Заводские спортколлективы оказались распущены, и многие тольяттинские гонщики остались не у дел. В отсутствие сильных конкурентов снизилась мотивация для участия и у татарстанских пилотов.

Ещё один фактор — ралли-кросс не внесён во всероссийский реестр видов автоспорта, а потому победители турниров не получают за свои успехи никаких спортивных званий.

В международных классах ограничителем служат немалые расходы на участие: помимо высокой стоимости самих машин нужно много тратить на их обслуживание, ремонт и шины. К примеру, цена одной импортной покрышки переваливает за 15 тыс. рублей, а на каждый этап требуется минимум четыре новых колеса. Сама же поездка на гонку из Казани в Воронеж составляет 100−150 тысяч рублей, и это без учёта стоимости шин. Как итог: в этом году никто из наших земляков на первый, воронежский раунд первенства не поехал. Стимула нет.

4. Чем запомнилась майская гонка на «Высокой горе»

Самыми эффектными в ралли-кроссе являются заезды сверхмощных болидов класса Supercar, мощность которых достигает отметки в 600 л.с.

К счастью для казанских болельщиков, при посещении гонки на «Высокой горе», они почти не замечают проблем с наполняемостью. Спортсмены со всего Татарстана при любой возможности стараются приезжать на домашний этап первенства, и после объединения с завсегдатаями серии наполняемость классов оказывается на достойном уровне. Такой пример: на воронежском этапе в самом престижном классе Supercar набралось всего четыре «суперкара», а в Казани полноприводных монстров было уже восемь. На «Высокой горе» казанец Радик Миннахметов (Citroen C4) выиграл и квалификацию, и гонку с убедительным отрывом, вторым приехал самарец Роман Степаненко на такой же машине, а третьим пересёк финишную линию Рустам Минниханов на Citroen DS3.

Впечатляющий десант татарстанцев оказался в «народном» классе «Национальный», где стартовали сразу восемь наших земляков и всего четыре гостя. Битва в этом зачёте была весьма зрелищной, с авариями и рискованными обгонами. Но борьбу за призовые места вели только «наши». Итоговый расклад оказался таким: Айдар Нуриев, Артур Егоров и Раис Минниханов.

А вот зачёт чемпионата России в Super1600 гонщики-земляки не особо жалуют, поэтому пьедестал почёта оказался за тремя гостями, обладающими техникой этого класса. Трое татарстанцев на «Калинах» из «Национального» фактически просто составили им компанию в финале, ведь для того, чтобы очки на этапе были начислены участникам, в заездах должны стартовать как раз минимум шесть машин.

Гораздо интереснее по накалу стала гонка на «Кубок Мастер спорт». В ней стартовали обладатели техники классов Super1600 и «Национальный», но если на этапах Кубка России можно использовать импортные шины, то здесь все ехали на одинаковой резине — «Мастер спорт» нижнекамского производства. Раис Минниханов на ВАЗ 21083 Super1600 лидировал со старта и до финиша, однако лидерство его не было комфортным — большую часть заезда главу Сабинского района активно прессинговал Айдар Нуриев на «Калине» класса «Национальный». Не обошлось и без контактной борьбы между лидерами, но Раис Минниханов смог отбить все атаки и победить. Третьим финишировал Тимур Валиуллин на «Калине».

5. Почему стоит посетить следующую казанскую гонку

Тимур Тимерзянов планирует на летней казанской гонке познакомить земляков со своим новым оружием — Peugeot 208 T16

Впереди у пилотов ещё три этапа чемпионата России по ралли-кроссу: 13−15 июня и 4−5 октября в Воронеже пройдут третий и пятый этапы, а 30−31 августа Казань примет четвёртый этап первенства. Важным отличием казанской гонки будет то, что в рамках неё пройдут традиционные международные соревнования на «Кубок Президента Республики Татарстан». Этот турнир ежегодно собирает весь цвет российского ралли-кросса и для участия в нём приезжают наши земляки — стартующие в чемпионатах мира и Европы, а также гости из дальнего зарубежья. В этом году команда Тимура Тимерзянова — Team Peugeot-Hansen, собирается явиться в полном составе на новейших Peugeot 208T16. В-общем посмотреть точно будет на что.

Стоит отметить и отношение организаторов казанской гонки к зрителям. Например, на майском этапе чемпионата России вход был бесплатным, а среди детей разыгрывалась беспроигрышная лотерея с огромным количеством отличных призов, одних велосипедов было несколько десятков.

Сейчас рейтинг ралли-кросса во всём мире растёт как на дрожжах. В 2014 году впервые стал разыгрываться чемпионат планеты, и участвуют в нём такие суперзвёзды как Петтер Сольберг и Жак Вильнёв, в США с успехом проходит турнир Global RallyCross, завсегдатаем которого является Кен Блок. Хочется надеяться, что Российская автомобильная федерация сможет сделать правильные шаги в деле популяризации ралли-кросса в стране, ведь устроители гонок на местах — в Казани и Воронеже, год за годом доказывают, что и у нас можно проводить соревнования на самом высоком уровне и при полных трибунах зрителей — было бы желание.

Михаил Афанасьев
Оценка текста
+
0
-