erid:
Продолжается чемпионат мира по ралли-кроссу, к которому приковано внимание татарстанских фанатов автоспорта. В конце мая Великобритания приняла второй этап сезона. Гонка запомнилась рекордом по числу участников, невероятным накалом борьбы, непредсказуемыми результатами и рядом сюрпризов — как приятными, так и не очень. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о наиболее примечательных событиях прошедшей гонки.
1. НОВЫЙ РЕКОРД ПО ЧИСЛУ СУПЕРКАРОВ
«Суперкары» в сборе. По сравнению с раллийными болидами WRC их моторы в два раза мощнее (600 л.с.) и тяговитее (более 850 Нм). Разгон до 100 км/ч занимает меньше двух секунд! Фото: fiaworldrallycross.com
37 пилотов стартовало на английском этапе в топовом классе Supercar и это практически в два раза превышает число заявившихся на португальской гонке, открывавшей мировое первенство (там было 19 «суперкаров»). И это при том, что в очковую зону на этапе попадают только 16 быстрейших спортсменов. Причин столь высокой явки две: во-первых, не все пилоты успели подготовить свои машины к первому раунду 12-этапного первенства и пропустили его, а ко второй гонке они уже были во всеоружии; во-вторых, на трассе «Лидден Хилл» параллельно с мировым чемпионатом стартовали заезды пятиэтапного европейского первенства в зачёте Supercar и большая часть автогонщиков заявилась именно в нём. В квалификации все пилоты стартуют вместе, но «европейцы» получают очки в зачёт чемпионата Европы только на стадии квалификации: лучшим 16 пилотам перепадает от 16-ти до 1-го очка в порядке убывания. Тогда как в мировом первенстве, помимо квалификационных очков, предусмотрены и дополнительные: 12-ти участникам пробившимся в полуфиналы и шести финалистам.
2. ТРИ СГОРЕВШИХ МОТОРА
Сразу у трёх автогонщиков, из числа фаворитов первенства, в Англии отказали двигатели автомобилей. К сожалению, среди них оказался и Тимур Тимерзянов — трёхкратный чемпион Европы, считавшийся главным претендентом на титул чемпиона мира-2014 накануне сезона. Как поведал казанец корреспонденту «БИЗНЕС Online», причиной стали сгоревшие клапаны в двигателе. В межсезонье команда Тимура — Hansen, перешла с проверенной модели CitroenDS3 на Peugeot 208 T16, машины имеют общую базу и технических отличий между ними немного. Двигатели и вовсе одинаковые, готовит их одна компания — французская Oreca. Однако перед английской гонкой французы похоже перехимичили в стремлении найти дополнительные лошадиные силы. В итоге у обоих пилотов коллектива Team Peugeot-Hansen — Тимерзянова и Тимми Хансена (Швеция) двигатели «стуканули» по одинаковой причине. Третьим неудачником со сгоревшим мотором стал швед Антон Марклунд (VW Polo Mk5). Впрочем, его машину механики смогли реанимировать перед решающими заездами, но успеха в гонке пилот не достиг.
3. НОВИЧКИ В СУПЕРКАРАХ — БЫСТРЫЙ И МЕДЛЕННЫЙ
Ралли-кросс — одна из самых зрелищных дисциплин автоспорта, но только в этом году первенство машин в классе Supercar получило статус чемпионата мира. Ещё одно нововведение — зачёт заводских команд. В текущем сезоне в нём решили поучаствовать шесть коллективов на таких моделях как: Ford Fiesta Mk7, VW Polo Mk5, CitroenDS3 и Peugeot 208 T16 (перечислены согласно положению в турнирной таблице после двух прошедших гонок). Машины готовятся частными командами из Швеции и Англии, но в тесном сотрудничестве с заводами-производителями. На втором этапе первенства состоялся дебют ещё двух моделей, которые возможно уже на следующий год станут использоваться для борьбы в командном зачёте. Это немецкий Audi A1 Supercar, который имеет немало общих агрегатов с VW Polo R WRC — доминирующем сейчас в чемпионате мира по классическому ралли (WRC). И Hyundai i20, родственник которого без особого успеха дебютировал в WRC в январе 2014-го. В английской гонке новинки заняли места по разные стороны турнирной таблицы: пилот Audi закончил выезд вторым сверху, а пилот Hyundai — вторым снизу и 36-м в общем зачёте.
4. ПРИШЛИ, УВИДЕЛИ И ПОЧТИ ПОБЕДИЛИ
Одним из главных сюрпризов этапа стала неожиданная прыть ряда дебютантов мирового первенства. Например, в квалификационных хитах в числе первых девяти пилотов таковых оказалось сразу пять. Впрочем, трое из них уже имели опыт выступлений на «суперкаровской» технике в чемпионатах Европы по ралли-кроссу прошлых лет — Жером Гросс-Жанин (Франция), Таннер Фоуст (США) и Хеннинг Сольберг (Норвегия). Швед Робин Ларссон также имел опыт выступлений в ЧЕ, но на машинах более слабых категорий. А вот англичанин Эндрю Джордан был абсолютным дебютантом ралли-кроссовой гонки ТОП-уровня. Любопытно, что из пятёрки дебютантов напрямую в финал пробились двое последних, впервые пилотировавших сверхмощную технику класса Supercar. И совсем уже за гранью понимания специалистов стал факт, что именно Ларссон и Джордан повели борьбу за победу в финальной гонке этапа с норвежцем Андреасом Баккерудом. Скандинавский пилот хоть и молод, но имеет уже немалый опыт выступлений в ралли-кроссе ТОП-уровня, поэтому он всё-таки смог обыграть прытких дебютантов класса, главным образом за счёт более грамотно построенной тактики в заезде. В итоге Баккеруд стал не только победителем гонки, но и новым лидером чемпионата мира с 49 набранными очками. Чуть ниже расположились Петтер Сольберг — 46 очков и Тоомас Хейккинен (Финляндия) — 43 очка. Тимерзянов после двух подряд неудачных этапов занимает только восьмое место с 19-ю очками.
5. КАЗАНЦЫ ВНЕ ФИНАЛА
После проблем с машиной Тимерзянова, всё внимание российских фанатов ралли-кросса оказалось приковано к заездам переднеприводного дивизиона Super1600. Напомним, что чемпионат Европы в этом классе проводится в девять этапов, а после первого из них российские пилоты Сергей Загуменнов (Москва), Никита Мисюля (Самара) и Тимур Шигабутдинов (Казань) оккупировали первые три места в личном зачёте. Ещё один казанец Расуль Минниханов закончил стартовый этап на 11-м месте.
В прошлом году Шигабутдинов был одним из героев английской гонки и по сумме набранных очков стал третьим. Но в сезоне-2014 гонка сложилась не так успешно. Задачу попадания в полуфинал казанцы решили, однако там всё сложилось не слишком удачно. Из-за технических проблем Шигабутдинов финишировал четвёртым, а Минниханов — пятым, тогда как для выхода в финал нужно было попасть в тройку призёров полуфинала. Честь российского автоспорта в главном заезде класса отстаивали Загуменнов и Мисюля, по итогам финальной гонки они расположились на первой и пятой строчке.
Таким образом, Загуменнов упрочил своё лидерство в чемпионате Европы с набранной суммой в 57 очков. Датчанин Ульрик Линнеманн и Мисюля имеют 48 и 45 очков, соответственно, Шигабутдинов переместился на четвёртое место с 36 очками, а у Минниханова пока 14 очков и 13-е место.