erid:
В мае 2014 года произошло историческое событие в мире автоспорта — был дан старт первому чемпионату мира по ралли-кроссу. На сегодня это только шестое соревнование по автомобильному спорту, в котором будет разыгрываться звание чемпион мира, другие пять — это «Формула-1», классическое ралли (WRC), гонки на выносливость (WEC), туринговое первенство WTCC и мировое первенство по картингу. Самое главное для нас — из всех этих чемпионатов мира, только в ралли-кроссе, россиянин не просто будет бороться за звание лучшего на планете, но и является главным претендентом на титул, причём это наш земляк — казанец Тимур Тимерзянов. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с турниром.
Фото: rallycross360.com
ПОДРОБНОСТИ ДЕБЮТНОГО СЕЗОНА
Уверен, что найдётся немало тех поклонников автоспорта, кто раньше не следил внимательно за ралли-кроссом, но теперь будет уделять этому первенству гораздо больше внимания. И поэтому для начала несколько базовых данных.
Трасса в ралли-кроссе — это небольшой закольцованный трек, длиной обычно 1 — 1,5 км. Но если в автокроссе покрытие трассы полностью грунтовое, то в ралли-кроссе покрытие комбинированное: 40% полотна состоит из грунта/гравия и 60% из асфальта/бетона. Как пример — казанская трасса «Высокая Гора» в своё время была переделана из автокроссовой в ралли-кроссовую как раз путём асфальтирования части дорожного полотна. Отметим, что рассматривался вариант с тем, чтобы один из этапов чемпионата мира-2014 проходил в Казани. Но требования к безопасности автодромов сейчас резко усилились и автодрому «Высокая Гора» понадобится масштабная реконструкция, дабы уложиться в новые нормы. Если это случится, то в ближайшее время мы вполне сможем увидеть у себя гонки мирового первенства. Пока же в календаре турнира 12 этапов, из которых девять пройдут в Европе (Португалия, Великобритания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Бельгия, Франция, Германия и Италия), по одному в Азии (Турция), Северной Америке (Канада) и Южной Америке (Аргентина).
На старт выйдут автомобили четырёх разных дивизионов. Но собственно сам 12-этапный чемпионат мира будет разыгран только на автомобилях ТОП-класса Supercar. Это полноприводные турбомонстры, объём двигателей которых может достигать 2000 куб. см, а мощность 600 л.с. Именно в этом классе и будет выступать Тимур Тимерзянов. На его счету два последних титула чемпиона Европы в Supercar. А в 2010 году он был чемпионом и в младшем дивизионе 1А. При этом чемпионат Европы в дивизионе Supercar не будет упразднён, а пройдёт параллельно с мировым чемпионатом, но всего в пять этапов (Англия, Финляндия, Бельгия, Германия и Италия). Здесь Россию будет представлять дебютант европейских первенств — Роман Степаненко из Самары. Кстати, он выведет в бой Citroën С4, на котором когда-то выступал в европейском чемпионате Рустам Минниханов.
В то же время европейские чемпионаты в моноприводных классах: переднеприводном Super1600 и заднеприводном TouringCars, будут проводиться во время всех девяти европейских этапов. Нам более интересен Super1600 — в нём машины имеют 1,6-литровые атмосферные двигатели (без турбонаддува), мощностью 230 — 250 л.с. А среди участников сразу пятеро представителей России: казанцы Тимур Шигабутдинов и Расуль Минниханов, москвич Сергей Загуменнов, Никита Мисюля из Самары и Денис Саликов из Тюмени. Два последних гонщика — новички в еврокроссе. А Шигабутдинов, Загуменнов и Минниханов дебютировали в 2012-м году, в чемпионате Европы-2013 они заняли пятое, шестое и девятое места из 46 участников.
Четвёртой категорией в ралли-кроссе 2014 будет новый молодёжный семиэтапный Кубок RX-lites. В нём все выступают на одинаковых полноприводных машинках-прототипах с трубчатым каркасом и навесными панелями, внешне напоминающими Ford Fiesta Mk7, расположенный в базе двигатель объёмом 2,4 л выдаёт около 310 л.с.
КОГДА ЗА ДЕЛО БЕРУТСЯ ПРОФИ
Тем, кто не следил за ралли-кроссом, может показаться, что этот вид автоспорта сам собой прорвался на самую вершину и заслужил стать первенством мирового масштаба. Ведь ралли-кросс — один из самых зрелищных видов автогонок: мощные машины эффектно борются на высоких скоростях с постоянными заносами/разворотами/авариями и всё это на не слишком растянутой кольцевой трассе, удобной для просмотра. Зрителям этот вид автоспорта очень нравится. Однако организация в европейском ралли-кроссе хромала и не доставала до мирового уровня. Всё изменилось в сезоне-2013, когда в чемпионат пришёл известный спортивный промоутер — компания IMG. Чуть раньше англичане успели показать себя на ниве популяризации мирового спидвея и результаты её работы с моточемпионатом впечатлил многих. Общая организация уик-эндов, грамотная корректировка правил в угоду телезрителям, приглашение звёзд автоспорта первой величины, отличная медийная поддержка турнира — IMG показала себя сильным игроком.
Некоторые из идей, апробированых в спидвее, новые промоутеры постаралась перенести в чемпионат Европы по ралли-кроссу уже в 2013 году. Правда, некоторые старожилы первенства восприняли нововведения крайне негативно, настолько, что даже провели в 2013-м параллельную 6-этапную серию Rallycross Challenge Europe 2013 по старым правилам. Но оппозиционеры проиграли — машин было меньше, интерес к первенству был на порядок ниже, освещение в СМИ — в разы хуже, ну, а по составу участников и вовсе провал: ни единой звезды на старте гонок за весь год.
В то же время IMG провела чемпионат Европы по ралли-кроссу на образцовом уровне и функционеры международной автомобильной федерации (ФИА) согласились присвоить первенству ранг чемпионата мира уже в 2014 году!
РАЗБИРАЕМСЯ В ПРАВИЛАХ
А теперь перейдём к стартовому этапу мирового первенства-2014, который состоялся 3 — 4 мая в португальском Монталегре. О том, каким образом проводится гоночный уик-энд можно рассказать на примере выступления Тимерзянова. Так и понятнее будет и плюс болеем за своих.
Итак, вначале все пилоты имеют возможность на две тренировки по 20 минут. Затем все участники разбиваются жребием на несколько групп до 5 машин в каждой для квалификационных заездов, называемых хитами. На первом этапе стартовало 19 спортсменов, поэтому образовалось три полных группы по 5 машин и ещё в одной группе осталось 4 машины. Во время хитов пилоты в группах выстраиваются впятером в ряд на стартовой линии и уходят на трассу одновременно. В отличии от «Формулы-1», учитывается не лучшее время круга, а полное время четырёх кругов, начиная со старта и до самого финиша. Не важно кто каким пересёк финишную линию в своей группе — в зачёт каждому идёт только показанное им время.
Тимерзянову жребием досталась третья группа, довольно сильная по составу, а в ней второе место по удобству с точки зрения стартовой позиции. Тимуру на своём новом Peugeot 208T16 удалось отлично стартовать, обойти обладателя псевдо-поула и после этого спокойно на лидирующей позиции проехать положенные 4 круга, длиной по 945 метров, со временем 2 мин 47,007 сек. По итогам всех заездов первого хита время казанского спортсмена стало лучшим, а ближайший из конкурентов — норвежец Петтер Сольберг отстал на 0,791 секунды.
Начиная со второго хита группы формируются уже в зависимости от времени — показанного в предыдущих хитах. Так, второй хит начала своим заездом группа из наиболее медленных пилотов по итогам первого хита. А самые сильные пилоты наоборот стартовали в крайнем заезде второго хита. И вот здесь-то и сошлись впервые Тимерзянов и Сольберг. Никто не хотел уступать инициативу и в первом же повороте произошло довольно жёсткое столкновение. Норвежский пилот со старта смог вырваться вперёд, но перед виражом его «Ситроен» неожиданно замедлился и казанский пилот буквально налетел на машину Сольберга. Несмотря на этот инцидент Тимерзянов вновь смог показать лучшее время всего хита — 2 мин 47,692 сек. Но его результат решили аннулировать — за опасную езду. Командой был подан протест и к счастью Сольберг признался, что замедлился из-за обрыва тросика газа и невольно подставился под авто Тимерзянова. Справедливость была восстановлена.
В третьем и четвёртом хитах Тимур смог проехать свои попытки ещё быстрее — за 2 мин 46,710 сек и 2 мин 46,047 сек, но это были уже второй и третий результаты соответственно. А лучшим оба раза оказывался раскатившийся не на шутку Сольберг — 2 мин 45,842 сек и 2 мин 43,502 сек. Однако по итогам всех четырёх хитов экс-чемпион мира по ралли стал только вторым, а победителем квалификационной части гонки оказался Тимерзянов. Казанец получил максимальные для квалификации — 16 очков, Сольберг — 15 очков и далее по нисходящей получали очки пилоты вплоть до 16-го, которому досталось последнее 1 очко.
ОХ УХ ЭТОТ ДЖОКЕР
Двенадцать самых быстрых пилотов прошли в полуфиналы. Занявшие 1,3,5,7,9,11 места — в первый полуфинал, занявшие 2,4,6,8,10,12 места — во второй полуфинал. По результатам полуфинальных заездов шесть участвующих в них пилотов получают дополнительные очки по схеме 6−5-4−3-2−1.
Тимерзянов и Сольберг оказались в разных полуфиналах и могли сойтись в финале в борьбе за абсолютную победу. Но вмешался случай. Тимур хорошо стартовал в своём полуфинале и стал первым заходить в послестартовый вираж, однако в этот момент получил ощутимый толчок сзади от VW Polo T16 Антона Марклунда. «Пежо» казанца отнесло наружу поворота и Марклунд возглавил заезд. Тимерзянов был явно быстрее шведа, но трасса в Монталегре относится к тем, где ввиду конфигурации крайне сложно обгонять соперников. Несколько кругов ушли на попытки пройти Антона, но Тимуру не удалось это сделать.
Стоит уточнить, что во время заездов каждый из пилотов должен один раз проехать по так называемой джокер-траектории. Это ответвление от основной трассы, примерно как проезд через боксы в формульных гонках — эдакий вариант искусственного дополнения к интриге заезда. На португальской трассе длина джокера составляет 105 м. И когда Тимерзянов проехал по джокеру на середине дистанции, то вернулся на основную трассу он уже только четвёртым. Впереди него оказались не только Марклунд, но и два пилота на Ford Fiesta — латыш Рейнис Нитишс плюс норвежец Андреас Баккеруд. «Фордовцы» прошли по джокер-траектории сразу после старта и не имея перед собой медленного Марклунда создали хороший запас по времени, в итоге Марклунд и Тимерзянов после своего прохождения джокера остались позади. Вот такие тактические ходы присутствуют в ралли-кроссе. В финал попадали только трое призёров полуфинала, а поэтому Тимерзянов выбыл из турнира в шаге от главного заезда этапа.
В другом полуфинале Сольберг без проблем разобрался со своими оппонентами, да и в финале камня на камне не оставил от соперников и в итоге впервые в жизни победил на этапе ралли-кроссового турнира высокого уровня. Участники финала получили дополнительную порцию очков по схеме 8−5-4−3-2−1. После подведения итогов получилось, что по итогам всего уик-енда в копилке Сольберга оказалось 29 из 30-ти возможных очков. А Тимерзянов с 19 очками расположился на пятом месте.
По словам Тимура машина подготовлена хорошо, сам он чувствует себя отлично, а неудача на стартовом этапе только дополнительно мотивировала его на борьбу за титул чемпиона мира. Так что всё ещё впереди. Достаточно вспомнить 2012-й год, когда из-за проблем с визой Тимерзянов пропустил стартовый, английский этап чемпионата Европы, но затем с лихвой поквитался со своими соперниками.
ВЕСЬ ПОДИУМ ЭТАПА — НАШ!
Гораздо более триумфально для российских пилотов закончилась португальская гонка в переднеприводном дивизионе Super1600. Началось всё с блестящей победы в квалификационных заездах казанца Шигабутдинова — первой в его карьере. Мисюля и Загуменнов расположились сразу вслед за ним. Расуль Минниханов был 11-м, а Саликов — 13-м из 17-ти участников этапа. Таким образом только тюменец Саликов из россиян не попал в полуфинальную дюжину пилотов.
В первом полуфинале оказались сразу три россиянина: Шигабутдинов и Загуменнов стартовали с первой линии, а Минниханов с последней третьей. К сожалению, оба казанца столкнулись с проблемами. У Renault Twingo Шигабутдинова отказался работать лаунч-контроль, был риск заглушить мотор и его пришлось отключить перед стартом. В итоге проигранный старт и только третье место в заезде, это дало желаемую путёвку в финал, но там уже предстояло стартовать не с поула, а с последнего ряда. Минниханов смог пройти одного соперника, а на трассе Монталегре и один обгон — уже достижение, в итоге ему досталось пятое место. А выиграл заезд Загуменнов. Во втором полуфинале единственный россиянин — Мисюля стартовал с поула и приехал к финишу вторым.
В финальном заезде три наших пилота стартовали с трёх разных линий: Загуменнов — с первой, Мисюля — со второй, Шигабутдинов — с третьей. Особых перестановок на трассе, не способствующей обгонам, не произошло. Только Мисюле удалось обойти одного из соперников и прорваться на второе место, Загуменнов и Шигабутдинов финишировали на тех же позициях, с которых приняли старт — первой и пятой. Ну, а когда после окончания этапа подбили общую сумму набранных очков, то выяснилось, что три лучшие суммы оказались на счету российских пилотов и такое произошло впервые в истории европейского ралли-кросса! Сергей Загуменнов набрал 28 очков, Никита Мисюля — 25 и Тимур Шигабутдинов — 22 очка. Отличный старт, который позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы сезона 2014.
Второй этап чемпионата мира по ралли-кроссу состоится уже в ближайщие выходные 24−25 мая. Пройдёт он на британской трассе в Лидден-Хилле. Это достаточно скоростной трек, где всегда довольно много обгонов. К тому же интерес к первенству растёт как на дрожжах и например в дивизионе Supercar на старт выйдет вдвое больше пилотов, чем на первом этапе! А значит посмотреть будет на что. Кстати, одночасовую трансляцию полуфинальных и финальных заездов можно будет увидеть на телеканале ТНВ в воскресенье в 00:00.
Михаил Афанасьев