erid:
Сегодня ночью вернулись домой члены команды «КАМАЗ-Мастер». Они привезли на родину очередной, уже 12-й по счету, «Золотой бедуин» — главный приз за победу в ралли-рейде «Дакар». В аэропортах Шереметьево и Бегишево их вместе с родными, руководством автограда и КАМАЗа, многочисленными болельщиками встречали и корреспонденты «БИЗНЕС Online».
ТОРЖЕСТВО МУЖЕСТВА И ТЕХНОЛОГИЙ
Рейс из Мадрида (там была пересадка) встречали в московском Шереметьево многочисленные болельщики. Для встречи спортсменов были выстроены солдаты-призывники из Набережных Челнов, проходящие срочную службу в Москве. Все делились впечатлениями, вспоминали самые сложные и захватывающие моменты. «Казалось бы, Набережные Челны должны были бы пресытиться победами, так как это 12-я победа, но нам все равно мало, потому что каждая победа — очередной повод для гордости, для того чтобы напомнить о себе, о городе не только в России, но и во всем мире», — поделился своим мнением с корреспондентом «БИЗНЕС Online» студент Булат Хисамутдинов. Встретить триумфаторов «Дакара» приехали и VIP-персоны: премьер-министр РТ Ильдар Халиков, глава Ростеха Сергей Чемезов, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, депутат Госдумы от РТ Альфия Когогина. Вот только в зал они вышли только перед самым появлением победителей ралли. И вот наконец они вышли к тем, кто терпеливо ждал их несколько часов.
«В этом году ответственность была как никогда высока — мы открывали своим выступлением спортивный олимпийский сезон, — приветствовал собравшихся руководитель команды Владимир Чагин. — Очень важно было задать победный тон… Наш экипаж сделал все возможное и невозможное, чтобы вырвать из рук голландцев „Золотой бедуин“. И мы счастливы, что в 12-й раз смогли привезти „золото“ „Дакара“ в Россию». К микрофону вышел Чемезов: «Благодаря нашей сплоченности и дружбе победа осталась за нами. В автомобильном спорте побеждают не только люди, обладающие большим мужеством и волей к победе, но и, к сожалению, автомобили, а может, и к счастью, потому что именно наши машины победили, наши КАМАЗовские машины побеждают, которые созданы в Челнах». Слово взял Халиков: «Завоевать четыре призовых места из пяти, при этом опередив по итогам 10 тысяч километров преследователя всего на 3 минуты и на 11 секунд, может только по-настоящему профессиональная команда». Когогина поблагодарила гонщиков за то, что они подняли престиж страны: «Спасибо за ваше мужество, самоотверженность… Эта победа — не только торжество российского мужества, но и торжество российских технологий и торжество российской инженерной мысли. Именно так — в паре — российские автомобили принесли нам «золото». О мужестве говорил и Когогин: «Ралли-рейды придуманы для очень мужественных и смелых людей… Наверное, случайно можно выиграть «Дакар» один раз, но не двенадцать. Только лучшие автомобили и пилоты могут такое повторить».
Наконец слово дали победителю «Дакара-2014» — Андрею Каргинову. «У нас очень сильная команда, у нас самое большое количество болельщиков… Осознавая это все, у нас не остается выбора, кроме как побеждать», — коротко заявил он. Безусловно, вся команда «КАМАЗ-Мастера» радовалась победе, но все-таки была видна и усталость после бессонных ночей и длительных перелетов. Журналисты поинтересовались, будет ли у команды отпуск.
— Отпуск у нас будет? — Чагин с улыбкой обратился к Когогину.
— Это вряд ли, — тоже, улыбаясь, ответил он. — Нам за этот год надо создать две новых машины. У них работа начнется на следующий день после возвращения.
— Да, это действительно так, — согласился Чагин. — «Дакар» начинается не во время старта гонки. Следующий «Дакар» начинается сейчас. Нужно в течение года сделать технический прорыв вперед.
По его словам, в этот раз конкуренты хорошо подготовились и имеют техническое преимущество. «Нам надо не отставать. В течение года надо готовить и ребят-пилотов… Надо готовить машины, чтобы не огорчить вас», — добавил руководитель команды.
Затем журналисты и поклонники стали засыпать гонщиков вопросами. Кто-то брал автографы, кто-то поздравлял, жал руку, делал снимок на память и с самими победителями, и с «Золотым бедуином». Корреспондент «БИЗНЕС Online» также сделала снимок с трофеем — а он тяжелый, оказывается!
КАМАЗовец Эдуард Николаев, который был триумфатором прошлого «Дакара», а в этот раз пришел третьим, рассказал, что победить ему помешали несколько факторов: «Мы ехали на новом двигателе — все равно приходилось немножечко терять время. Затем у нас в экипаже сидел новый штурман, для него впервые был „Дакар“… У меня у самого тоже не без промахов, были какие-то нюансы. А все это в совокупности набрало минуты, которые уже было тяжело догнать. Понимали, что есть над чем работать — над машиной. Все-таки новый двигатель, хотелось на нем доехать до финиша. То, что он доехал, — это уже много». Гонщики говорили, что трасса в этом году была сложнее прошлогодней: «Были протяженные спецучастки, почти в 2 раза длиннее прошлого года, очень много камней. В итоге порезы шин не только у российской команды, но и у всех экипажей». В итоге израсходовали все шины, которые везли с собой. Штурман экипажа 454 Роберт Аматыч, для которого этот «Дакар» был первым, также отметил, что трасса была непростой. «Самым сложным было перебороть себя. В первый раз всегда волнение, оно особенное. Перед стартом каждое утро сердце билось необыкновенно быстро», — признался штурман. Каргинов вспомнил о том, как его увезли на скорой во второй день соревнований: «Я понимал, что, может, не вернусь, как бы ни хотел я, руководство, организаторы запретят ехать дальше — и все. Тут была беспомощность полная. Я понял, что от меня тут ничего не зависит». Однако уже на следующий день Каргинов сел в машину — в больнице вкололи антибиотики, сделали капельницу. Курс лечения длился еще несколько дней, в итоге — бессонница. «Если удавалось уснуть, то снились сны с добычей результата. Морально очень тяжело», — заметил Каргинов. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» победитель ралли добавил, что самым запомнившимся для него моментом было отставание в 42 минуты, которое надо было наверстывать, что, как видим, удалось.
ПОБЕДА НА «ДАКАРЕ» ДОЛЖНА СТАТЬ ПРИМЕРОМ ОЛИМПИЙЦАМ
Несколько сотен человек собрались вчера около полуночи в аэропорту Бегишево. В тесноватом зале было буквально яблоку негде упасть. Томительное ожидание скрашивал мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев. Он решил заняться репетицией встречи чемпионов, заставляя болельщиков аплодировать, кричать, махать флажками. Но вот настал момент, когда встречающие делали это уже не для эфемерных, а реальных героев дня — в зал вошли изможденные, осунувшиеся, но счастливые участники «Дакара-2014». «Золотой бедуин», поднятый над головой Каргиновым, вызвал бурю эмоций среди собравшихся. Аплодисменты и крики не утихали добрый десяток минут.
В официальной части встречи Шайхразиев немало внимания уделил нумерологии, преемственности поколений и даже сделал некое подобие пророчества: «Очень приятно находиться здесь и поздравлять наших победителей. И хочу обратить особое внимание на такой факт: четыре из пяти первых мест заняли экипажи „КАМАЗ-Мастера“. В то же время в этом году 45 лет (опять 4 и 5), как было принято решение о начале строительства автогиганта и нового города. И это дало начало всесоюзной стройке. Я не думаю, что бывают случайные совпадения. Особенно в таких серьезных авторалли, как „Дакар“. Это победа, которая началась как раз 45 лет назад. И сегодня мы очень много уделяем внимания уважительному отношению к первостроителям города и КАМАЗа и на их примере воспитанию подрастающего поколения. То есть мы говорим о преемственности наших поколений. И когда мы в прошлом году отмечали 25-летие команды „КАМАЗ-Мастер“, об этом говорили очень много. И все-таки залог сегодняшней победы — это, конечно, ветераны, которые 25 лет назад приняли решение о создании команды. И почти все 25 лет она является реальным соперником для любого экипажа из любой страны. И сегодня, когда мы встречаем абсолютно обновленную команду, ясно, что дети первостроителей, которые сегодня участвуют в этих гонках, достойны своих отцов. Мы вас ждали, мы верили. И для России очень важно — вы своей победой должны стать примером участникам сочинской Олимпиады. Вы доказали, что завоевать победу тяжело, но можно».
==PHOTO45996==
Гонщиков и встречающих ожидал небольшой сюрприз.
Выступая с ответным словом, Чагин скромно заметил: «Как-то неудобно получается… Здесь столько слов было сказано про команду. Но это не только успех «КАМАЗ-Мастера». Это успех всех камазовцев, всех челнинцев. Мы все вместе готовили эти машины, команду, болели за гонщиков. И это наш общий успех, а не только тех, кто выезжал на «Дакар».
«ДАКАРОВ» ОДИНАКОВЫХ НЕ БЫВАЕТ
Комментируя же собственно гонку, Чагин тоже отметил, что победа не случайна: «Две недели „Дакар“ держал нас в напряжении. Что хочу заметить, не бывает двух похожих „Дакаров“. Мы 23-й раз участвовали в этой гонке, и каждый год появляется какая-то новая интрига, новая изюминка. Этот год нам принес новые переживания и сюрпризы. И я очень рад, что нам удалось сделать почти невозможное. Две трети гонки „Золотой бедуин“ первая позиция находилась в руках голландцев. И буквально за два-три дня до финиша наши ребята, наши челнинские мальчишки, выхватили его у соперников. Конечно же, помогло то, что этот год наш. Символ КАМАЗа — скачущий конь. И в год Лошади „Золотой бедуин“ должен был стать нашим. Очень много ответственности добавляло команде и то, что 10 ноября, когда мы отправляли наши автомобили на „Дакар“, нас приехал проводить президент Татарстана Рустам Минниханов. Это добавило ответственности, но также и придало сил. Я очень рад, что мы смогли не огорчить нашего президента. Мы доказали всем, что наш челнинский „КАМАЗ“ самый быстрый в мире на бездорожье».
Каргинов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что понимание, как «ухватиться» за победу, пришло к нему на 11-м этапе. Именно тогда его экипаж смог отыграть у голландца 19 минут: «На 11-м этапе, когда отрыв резко сократился, когда началась убойная трасса, я понял, что можно побороться и за победу. До этого трасса была, скажем так, средней. А когда началось настоящее бездорожье, мы на нем реально выигрывали и могли ехать быстрее». Победитель прокомментировал ситуацию на последнем этапе гонки, когда Жерар де Рой проехал мимо перевернувшегося джипа китайского гонщика, а камазовский экипаж оказал ему помощь и поставил автомобиль на колеса: «В этот момент мысль о том, что чемпионство может уйти, конечно же, была. В итоге решение принимают организаторы, как они могли посмотреть на эту ситуацию, зависело только от них. Но есть еще и отношение к команде. Иногда мнение о команде намного важнее, чем результат, и мы в тот момент совершенно правильно решили, что, оказав помощь китайским пилотам, мы мнение о нашей команде только улучшим».
ПОСЛЕДНИЙ «ДАКАР», ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что победа на нынешнем «Дакаре» далась тяжелее, чем на предыдущих.
Геннадий Татаркин — генеральный директор ООО «Тандем»:
— Если сравнивать этот «Дакар» с предыдущими, то он был намного сложнее. Спецучастки были намного длиннее, а дюны — намного выше. Гонщикам пришлось многократно преодолевать экстремальные ситуации. И сама гонка по результатам каждого этапа была, как говорится, трамвайной. Из старта более 70 грузовиков до финиша дошли чуть больше половины. Остальные сошли с дистанции. Из джипов около половины добрались до финиша. Это подтверждает тот факт, что «Дакар» был очень сложным. Кроме того, и гонщики в этом году были очень хорошо подготовлены. Конкуренция была максимально серьезной. И победа наших ребят-камазовцев не случайна. Если учитывать, что они боролись с такими чемпионами, как де Рой, Лопраис, Стейси, то нужно понимать, что наша молодежь вполне соответствует уже уровню победителей «Дакара» и может способствовать получению результатов.
Сергей Сотников — бывший механик команды «КАМАЗ-Мастер», отец гонщика Дмитрия Сотникова:
— Результаты нынешнего «Дакара» оцениваю как удачные, а выступление своего сына — более чем удачное, потому что задача у него была просто доехать до финиша. Но я, в общем-то, предполагал, что он окажется в десятке. А он показал четвертый результат — это очень здорово для первого раза. С первого раза вообще очень мало кто доезжает до финиша независимо от класса. Сходят новички и на мотоциклах, и на джипах, и на грузовиках. А Дмитрий не только не сошел, но даже показал хороший результат. Насколько я знаю, журналисты на «Дакаре», поскольку не знают его, даже спрашивали у пресс-атташе команды, откуда он взялся вообще.
Я считаю, что залогом нашей победы стало слагаемое из главных компонентов. Тут и работа всего коллектива команды, которая готовит технику. И профессионализм пилотов, штурманов, механиков тоже был проявлен в полной мере. И гонщики проявили свою потрясающую выносливость. Длинные спецучастки — у кого не хватает сил, они уже устают. Наши же ребята, наоборот, к концу гонки взвинчивают темп. Это показатель того, что они хорошо подготовлены физически.
Фирдаус Кабиров — руководитель проектов блока развития ОАО «КАМАЗ», двукратный победитель ралли «Дакар»:
— Каждый «Дакар» по-своему труден и требует проявления спортивного характера и мастерства. На этой гонке все эти качества наша команда проявила и пришла к победе… Я бы не называл так категорично, что начало «Дакара», первые этапы для Андрея Каргинова были неудачными. Да, была определенная потеря времени. Есть объективные на то причины — вначале экипажи «вкатываются», бывают технические остановки или еще что-то. Вот когда ты явно ошибся — заблудился, уехал куда-нибудь не туда на 20 — 30 минут или в песках сел, тогда другое дело. Но здесь у Каргинова было все ровно. Но в конце, конечно, Андрей выдал. Эти четыре последних дня, просто удивительно! Во вторник он, что называется, рванул, и я про себя так подумал: ничего себе! Но что мы можем победить, мне стало понятно только в четверг. Во вторник он отыграл пять минут, в среду он уже 19 минут привез де Рою. А в четверг я уже опасался, как бы плохого чего не произошло. Но Владимир Чагин как раз на бивуаке вовремя сказал, что желает, чтобы Андрей немного отпустил педаль газа. Я видел это интервью по телевизору. Андрей, видимо, чуть-чуть отпустил, но все равно 10 или 12 минут выиграл у голландца и вот тогда уже вырвался вперед… Я доволен, конечно же, и работой штурмана экипажа Андрея Мокеева. Он чисто, без ошибок, провел свой экипаж. Мой воспитанник все-таки. Все молодцы, вся команда отработала на отлично. Дима Сотников и Антон Шибалов — молодцы, в дебютном для себя «Дакаре» сумели попасть в пятерку! Считаю, что все усилия, которые были приложены в ходе двухлетней подготовки молодых пилотов (очень интенсивные тренировки проводились), не прошли даром. Хорошо потренировались — хороший результат. На удачу надеяться на «Дакаре» нельзя.
z=z=z