erid:
Бессменный руководитель прославленной команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов вчера неожиданно объявил о своей отставке. За несколько часов до этого Якубов, который сегодня отмечает свое 65-летие, опубликовал на сайте команды письмо, где туманно назвал причины своего решения. В Челнах же считают, что главных причин может быть две: тотальный секвестр всех расходов КамАЗ, под что попал и «КАМАЗ-Мастер» и с чем не согласился Якубов. И излишняя самостоятельность и финансовая независимость рулевого команды КамАЗа… Как выяснил БИЗНЕС Online, Семен Якубов теперь будет заниматься делами ралли «Шелковый путь», а его место займут либо его ученик Владимир Чагин, либо давний соратник, а с недавних пор и оппонент — Фирдаус Кабиров.
«ТЯЖЕЛО УХОДИТЬ, КОГДА ЕСТЬ СИЛЫ…»
После 25 лет работы в «КАМАЗ-Мастере» его бессменный шеф Семен Якубов покидает команду. Форма, в которой Якубов объявил об этом, заслуживает отдельного внимания. Сначала днем на сайте команды появилось его письмо, в котором он изложил причины, побудившие его уйти. Затем, ближе к концу рабочего дня в «КАМАЗ-Мастере» прошло совещание, на котором Якубов озвучил коллективу свое решение. БИЗНЕС Online приводит полный текст письма Якубова.
Многим любителям автоспорта, да и не только им, небезразлична история команды КАМАЗ-мастер. Жизнь этого коллектива всегда была открытой для поклонников. Мы всегда делились своими планами и вместе с Вами радовались успехам. Будучи убежденным в том, что все происходящее в команде должно быть понятно для окружающих, я постарался предельно откровенно изложить свою мысль.
Итак,
Я прощаюсь с командой
Пожалуй, это одно из самых трудных решений в моей жизни. Но рано или поздно оно должно было состояться.
После успешного 2011 года, когда рекорды били как из рога изобилия, нельзя было почивать на лаврах в ожидании и самоуспокоении. Идея омоложения команды была как нельзя кстати.
Подросла молодежь, да и в руководстве команды произошли положительные изменения.
Следуя программе обновления, которую я предложил, совершенно естественно пришла мысль о завершении и моей карьеры руководителя спортивной команды. Накануне отъезда на Дакар-2012 я счел необходимым обсудить эту тему с руководством завода. И вот сейчас, в преддверии моего 65-летия, это стало актуально. Кому-то мой уход покажется преждевременным, а кому-то нет. В жизни так всегда и я к этому отношусь спокойно. Наверное, не все были в восторге от моей самостоятельности, но это было необходимо для дела и результаты тому подтверждение. Так что мне не о чем жалеть.
Тяжело уходить когда еще есть силы, потенциал, но гораздо тяжелее понимание того, что движение вперед будет уже без тебя. Это как на ходу выпрыгнуть из поезда. Меня поймут те, кто это испытал, у остальных же все впереди. Жаль тех, кто легко делает этот шаг. Но надо находить силы и уступать дорогу молодым. Думаю и мне когда-то уступали. Это закон развития.
Я бесконечно признателен всем, кто помог мне на жизненном пути. Передал свой опыт преодоления трудностей и достижения поставленных целей. Прежде всего, это касается моего отца. Это он первый привил мне понимание необходимости много трудиться, быть честным с людьми и верным с друзьями. Глубокая порядочность отца на всю жизнь стала для меня примером. Я благодарен ему за то, что он научил дорожить уважением окружающих.
На жизненном пути я встретил много хороших людей и благодарен судьбе за возможность общения с ними. Конечно, были и другие. Но и им я хочу сказать спасибо за то, что научили разбираться в людях.
Особая признательность болельщикам команды и просто любителям автоспорта за то, что терпеливо дожидались наших побед и поддерживали во времена неудач. Спасибо коллегам-журналистам за понимание и объективную оценку нашей работы.
У меня много друзей и теперь я смогу с ними чаще общаться. Надеюсь, они останутся рядом.
Я счастлив в семье и постиг понимание того, что это, в конечном итоге, главное в жизни любого человека.
Удалось осуществить казавшиеся несбыточными мечты и посчастливилось найти главное дело своей жизни. При этом везде, где бы мне ни приходилось работать, мне всегда было интересно. Впереди следующий этап жизни и, надеюсь, новые открытия.
Последние 8 лет, наряду с разработкой и созданием современной техники, подготовкой и участием в соревнованиях, вплотную занимался строительством спортивно-технической базы команды. Непосредственно участвуя в разработке проекта, удалось реализовать весь накопленный опыт. И вот уже 5 лет команда живет и работает на новых производственных площадях.
Пожалуй, строительство спортивного центра, насыщение его передовым оборудованием и создание максимально удобных условий для работы, физической подготовки и реабилитации стало моей главной заботой в последние годы. Это будет основой для стабильного развития коллектива и подготовки следующих поколений. И хотя созидательный процесс бесконечен, но сегодня можно с уверенностью сказать, что главное сделано. Удалось учесть все самое необходимое и любое сравнение с возможностями российских и зарубежных команд выглядит в нашу пользу. Я испытываю чувство гордости за проделанную работу.
25 лет посвящено формированию команды, обучению специалистов, созданию работоспособного, талантливого и дружного коллектива. И дело не только в спортивных успехах. Скорее, это создание системы, многогранные возможности которой, позволяют освоить любое направление творческой деятельности. Приятно было видеть, как на твоих глазах идет совершенствование технологий, появляются новые уникальные разработки. Наша техника стала пользоваться спросом, поскольку ее возможности и надежность выходят далеко за рамки имеющихся на рынке.
Но главное, конечно, это люди. За эти годы они стали профессионалами, каждый в своем деле уникален. Рабочие, инженеры — это специалисты высочайшего класса, преданные команде и стране. Они же и профессиональные спортсмены, истинные патриоты. Во мне живет чувство огромной признательности за их самоотверженный труд и глубокой благодарности за веру в правильность выбранного пути. Надеюсь и я не дал им повода для разочарований.
Нет сомнений в том, что они успешно продолжат начатое дело и добьются новых успехов в своем стремлении достичь совершенства.
ВЫПРЫГНУТЬ ИЗ ПОЕЗДА
Надо сказать, что известие об отставке их шефа для многих членов команды стало настоящим шоком. Якубов стоял у истоков «КАМАЗ-Мастера», еще со времен Николая Беха, при котором он возглавил научно-технический центр КАМАЗа, при котором и возникла команда. Благополучно пережил и худшие времена в начале 90-х, когда после пожара КамАЗ выкарабкивался из ямы. Работал во времена полубанкротства, когда в конце 90-х предприятие спасала команда во главе с Равилем Муратовым — Иваном Костиным.
Интересно, что пилоты команды, с которыми удалось связаться корреспонденту БИЗНЕС Online, наотрез отказались давать какие-либо комментарии по этому поводу. Это сразу же наводит на определенные мысли… Каких-либо комментариев от пресс-службы команды также получить не удалось, пресс-атташе «КАМАЗ-Мастера» Эрик Хайруллин посоветовал обратиться за подробностями лично к Семену Якубову. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев в разговоре с корреспондентом БИЗНЕС Online сказал, что ему трудно что-либо добавить к изложенному в письме Якубова. В приемной же самого Семена Якубова заявили, что для комментариев он будет доступен не раньше 18 июля.
Эксперты «БИЗНЕС Online» утверждают, что уход Якубова не может быть связан с возможным секвестированием КАМАЗом бюджета прославленной команды (именно такие слухи циркулируют сейчас в Челнах).
«КАМАЗ дает команде очень мало денег. На деньги головного предприятия участвовать в соревнованиях на столь высоком уровне они бы не смогли», — заявил близкий к команде источник «БИЗНЕС Online». Собственно, бюджет «КАМАЗ-Мастера» никогда официально не озвучивался, но известно, что он не так уж и велик. Сам Якубов неоднократно повторял в интервью, что бюджет команды примерно в десять раз меньше, чем у зарубежных заводских команд. Отчасти секрет бюджета раскрыл в одном из своих интервью http://www.business-gazeta.ru/article/51110/ бывший гонщик команды Фирдаус Кабиров: по его словам, стоимость содержания команды составляет порядка 2−3 млн евро. При этом Кабиров особо заметил, что эти расходы значительно ниже, чем содержание, например, футбольной или хоккейной команды. Известно, что основными спонсорами команды являются компании Red Bull и банки ВТБ и ВЭБ. Причем, как заявляла ранее вице-президент ВТБ Евгения Мамсурова, в 2010 году спонсорская поддержка «КАМАЗ-Мастер» составила 1 млн евро. В 2011 банк ВТБ продолжил финансирование команды «КАМАЗ-Мастер в том же объеме. Кстати, гоночный КАМАЗ стоит около 25 млн. рублей.
Пожалуй, ключевой и одновременно вызывающей множество вопросов фразой в письме-обращении Якубова являются слова: «Тяжело уходить когда еще есть силы, потенциал, но гораздо тяжелее понимание того, что движение вперед будет уже без тебя. Это как на ходу выпрыгнуть из поезда. Меня поймут те, кто это испытал, у остальных же все впереди. Жаль тех, кто легко делает этот шаг».
Как известно, Семену Якубову исполнилось 65 лет. Всего что только можно добиться в ралли-рейдах и ралли-марафонах Семен Семенович и как штурман боевого КАМАЗа, и как тренер, и как руководитель команды уже давно добился. С одной стороны уходить всегда нужно вовремя в зените славы. Если это так, то и момент для ухода был выбран, как и в случае с уходом из состава действующих пилотов команды Владимира Чагина, вполне удачный — что называется на мажорной ноте. Имеется в виду победный финиш его команды на последнем ралли-рейде «Шелковый путь», который завершился буквально на днях.
Но с другой стороны, 65 лет — явно не тот возраст, чтобы уходить на пенсию и на это в тексте прозрачно намекает сам Якубов. Не каждый тридцатилетний сможет работать в режиме, в котором трудился Якубов, в один голос заявляли собеседники «БИЗНЕС Onlinе», пересекавшиеся с ним по работе". Но многим не нравилась излишняя самостоятельность Якубова в стратегических вопросах развития команды, самостоятельно принимал кадровые решения. Он как говорят в таких случаях, слишком многое замыкал на себя. И в последние годы эта самостоятельность стала приобретать слишком отчетливые формы.
Фактически команда стала мало зависеть от КАМАЗа. А на фоне все больше увеличивающейся спонсорской поддержки команды команда и вовсе могла оказаться независимой от автогиганта. Как, например, отделилась в свое время спортивная команда чешской «Татры». Возможно, что именно это и стало основной причиной отставки Якубова. К тому же 65 лет — чем не формальный повод? Но это подчеркнем, лишь наши предположения, основанные в том числе на информации инсайдеров с автогиганта.
КТО ПРЕЕМНИК?
Что касается того, кто станет преемником Якубова, то, по мнению людей близких к команде, им станет Владимир Чагин. «Больше просто некому. Человек со стороны вряд ли займет пост руководителя команды, даже несмотря на то, что в настоящее время главным конструктором команды работает бывший главный конструктор АвтоВАЗа — Владимир Губа. С Владимиром Чагиным Семен Якубов ближе всего, это его ученик, они многое вместе прошли и, судя по всему, именно он и возглавит команду», — рассказал источник БИЗНЕС Online, близкий к «КАМАЗ -Мастеру». Другой вопрос в том, что Якубов фактически являлся мотором команды, и с его уходом все более актуальным становится другой вопрос — потянет ли прославленный спортсмен, не имеющий к тому же таких обширных связей и опыта как у Якубова ставить перед собой и командой новые высоты и достигать их?
В этой связи источники газеты, знакомые с ситуацией говорят о том, что может встать вопрос о возвращении в команду Фирдауса Кабирова, который вместе с Якубовым в конце восьмидесятых стоял у истоков создания команды, но пару лет назад из-за возникших разногласий с Якубовым покинул ее. Кстати, Кабиров какие бы то ни было комментарии по поводу известия об отставке Якубова БИЗНЕС Online дать отказался.
Однако, как сообщили информированные источники БИЗНЕС Online, руководителем НП «КАМАЗ-Автоспорт» остается Чагин. Семен Якубов будет заниматься делами ралли «Шелковый путь». Возможно, в круг его обязанностей будут еще входить какие-то вопросы.
В общем, на момент сдачи текста вопросов вокруг внезапной отставки Семена Якубова больше, чем ответов… И на это фоне странным выглядит молчание самого КАМАЗа и Сергея Когогина — все-таки «КАМАЗ-Мастер» немало сделал для укрепления бренда автогиганта. Да и политически «КАМАЗ-Мастер» неоднократно открывал рулевым предприятия на самый верх вплоть до Путина…
Асхат Идиятуллин
Справка
Якубов Семен Семенович — руководитель команды «КАМАЗ-мастер».
Родился 17 июля 1947 года.
Работал в автомобильной промышленности. В 1987-м, возглавив Научно-технический центр «КАМАЗ», сформировал спортивную команду автозавода, которая спустя два года заняла второе и третье места в ралли-рейде для грузовиков «Обжектив Сюд». Лауреат Государственной премии. Мастер спорта международного класса. Заслуженный мастер спорта России. Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Двукратный обладатель Кубка Мира. Пятикратный победитель ралли «Дакар». Чемпион России.