erid:
14 апреля в Москве состоится презентация проекта, который должен дать старт развитию женского профессионального бокса в стране. Обозреватель «БИЗНЕС Online» стал первым журналистом, до которого дошла эта информация и сейчас настало время рассказать о ней читателям.
Главные лица
проекта: Вячеслав Яновский, Софья Очигава, Сергей Завилейский, Юлия Березикова
и Серик Бектурганов | |
Фото автора |
«ПЕРЕДАЙТЕ ФЁДОРУ, ЧТО МЫ БУДЕМ РАДЫ УВИДЕТЬ ЕГО СРЕДИ ГОСТЕЙ»
Так уж получилось, что инсайдерской информацией о создании промоутерской компании по женскому боксу я завладел более месяца назад и сделал это достаточно забавным образом – мой номер по ошибке скинули одному из организаторов этой компании, и он, приняв меня за менеджера Фёдора Емельяненко (темп его речи был настолько быстрым, что я даже не сумел его перебить и сказать, что я им не являюсь), рассказал все подробности об организующейся лиге, а также пригласил нас с Фёдором на ее презентацию.
На счет того, что я приду сомнений быть не могло, но вот с Емельяненко могли случиться проблемы, так как он вообще не в курсе о существовании такого человека, как я. Наступила пора выпытывать у М-1 контакты Фёдора, но, к счастью, меня от этой участи мгновенно спас звонок человека, который неверно связал организатора со мной: «Извини, что так получилось. Ты можешь пока не писать об услышанном? С меня знакомство с Яновским, который будет тренировать участниц этого проекта, и экскурсия по его залу – в нем ты точно еще не был».
«ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА МУЖИКОВ!»
Да, в этом зале я действительно не был. Находится он «Лужниках» в огромном комплексе «Мультиспорт» – три этажа, баня, бассейн, множество различных комнат, набитых спортивным инвентарем… О таких условиях для тренировок многие только могут мечтать! Сам боксерский зал не поражает своими размерами, – в нем всего один ринг и висит с десяток груш – зато атмосфера здесь что надо. Это вам не пафосный фитнесс-клуб, в котором вокруг клиента все тренеры ходят на цыпочках – в этом месте тренер всему голова. «Не хочу! Не буду! Я устал!» – здесь это не работает, поэтому даже из-за твоего туго набитого деньгами кошелька и высокого статуса никаких поблажек ждать не стоит… Собственно, потому люди, которые хотят научиться боксировать, и ходят к Вячеславу Яновскому – он умеет это делать как никто другой. Напомним, что Яновский – олимпийский чемпион Сеула, а также тренер непобежденной российской спортсменки Натальи Рогозиной.
В зал я пришел не один, а со своей знакомой – трехкратной чемпионкой России по тхэквондо и призером чемпионата России по кикбоксингу Анастасией Амосовой. У нее в скором времени планируется дебют в профессиональном кикбоксинге, поэтому она пришла «поставить руки» ко второму тренеру клуба Серику Бектурганову – это один из лучших специалистов из Казахстана, которому предложили переехать в Россию для участия в этом проекте. Первым делом он отправил ее в соседний зал, находящийся за смежной дверью, разминаться на тренажере эллипс, а я, понаблюдав за окончанием тренировки Юлии Березиковой (спортсменка, известная благодаря боям в ММА, кикбоксинге, а теперь и профессиональном боксе), пошел общаться с Яновским, к которому пришла какая-то новая дама:
– Ла-ла-ла-ла-ла (что-то недовольно говорит девушка).
– Ладно уже! Иди, переодевайся.
– Да, просто все проблемы из-за этих мужиков!
– Нет, ну ты это слышал? – обиженно обращается Яновский. – Из-за мужиков у неё все проблемы!
Я озадаченно качаю головой, и мы вместе заходим в тренерскую каморку.
«В СТРАНЕ МНОГО ДЕВОЧЕК, КОТОРЫЕ ХОРОШО БОКСИРУЮТ, НО ОНИ ПЕРЕХОДЯТ В КИКБОКСИНГ И МИКС-ФАЙТ»
– Вячеслав Евгеньевич, отличный зал. А какие проекты кроме него у вас еще есть? Слышал про боксерскую академию в Беларуси.
– В Беларуси у меня есть школа бокса. С этой страной меня многое связывает, а город, в котором я родился, вырос и стал олимпийским чемпионом, я всегда буду любить и почитать. Пускай сейчас я далеко от своей родины, но туда приезжаю – там мои дети и внуки живут. Меня туда очень сильно тянет, но работа - здесь.
– А как часто там бываете?
– Из-за того, что здесь много дел – бываю редко. На Новый год всегда приезжаю, ну и посреди года бывает. В этом году на недельку летом хочу приехать, если, конечно, Сережа меня в отпуск отпустит (и кивает на присоединившегося к нам промоутеру новой организации Сергея Завилейского). Но это будет, когда у нас не будет боев и подготовки.
Вы знаете, я от своей работы кайфую – для меня это как глоток воздуха. Отдыхать не люблю, и делаю это лишь во время поездок на соревнования или в промежуточном этапе. Мне всегда нравится труд мой – я каждый день с семи утра здесь.
– Вы любите Беларусь и работу. А нельзя как-то совместить эти две вещи?
– Я там отработал. Наверное, меня в этой стране не поняли или я что-то не так делал – не знаю. Мне пришлось уехать оттуда. Я был президентом федерации бокса, и мне хотелось много чего сделать. За время президентства мне удалось провести там чемпионат Европы. «Успешно-неуспешно» – это второстепенно, но для белорусской сборной он стал удачным. Меня никто никогда в жизни не тянул, а даже наоборот – всегда старались засудить. И вот в финале я говорю – ребята, вы своими силами прошли сюда, поэтому боксируйте сами и ни на кого не надейтесь – все в ваших руках.
– И как? Кто-нибудь выиграл?
– Нет, (смеется) вообще никто.
– А сейчас, я так понимаю, вы решили заняться развитием женского бокса в России?
– Мы с Наташей Рагозиной проделали большой путь, и я не хочу, чтобы это стало просто историей – хотелось бы продолжить это дело. У нас в стране очень много девочек, которые хорошо боксируют, но они переходят в кикбоксинг или в микс-файт – хотят себя реализовать. Мы с Сережей Завелейским подумали, что нам нужно попробовать создать что-то масштабное в этом направлении и собрали целую команду единомышленников. Мы хотим, чтобы в России, наконец, появился женский профессиональный бокс.
– Переходят из бокса в кикбоксинг или микс-файт по финансовым соображениям?
– Да, нет. У нас, кажется, за бои в боксе самые большие гонорары.
– В микс-файте девушек проще везти на турниры, – дополняет Завилейский, – так как бюджет на их организацию гораздо меньше.
– Это да, но я бы хотел еще сравнить бокс и ММА, как виды спорта. Бокс – это классика, как балет. Во время боя он заставляет думать в ринге. ММА – это просто драка. Я учу ребят боксировать и думать головой, а если они хотят драться, то им дорога в микс-файт. Надеюсь, что с появлением женского профессионального бокса у нас в стране, многие «думающие» девочки останутся верны «классике».
Вячеслав Яновский | |
Алина Сабитова / skr.su |
«НА БОКС ПРИХОДЯТ, КАК В ТЕАТР – УВИДЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
– То есть, вам не нравится стиль мексиканцев и Проводникова?
– Проводников мне нравится, но в боксе нужно думать головой, а не принимать ей удары. Я любил Шугар Рэй Леонарда, Роя Джонса, Мухаммеда Али, Майка Тайсона до приема непонятных веществ, Леннокса Льюса. Ну, ведь приятно было смотреть на Дрозда, когда он переиграл Влодарчика?! Или Мэйвезер – Пакьяо? Тактический бой, все грамотно выстроено. Вот, сейчас мы с Сериком Юлию Березикову обсуждали и у каждого свое мнение по ней, потому что у каждого боксера есть своя тактика и видение боя. Бокс должен быть не просто дракой, а борьбой двух тактик – чем меньше ты пропускаешь, тем лучше и зрелищнее ты становишься как боксер. На нас приходят, как в театр, чтобы посмотреть представление.
– Вы назвали много иностранных боксеров, которым симпатизируете, а что с российскими? Кто вам нравится по стилю?
– Очень много наших боксеров, которым я импонирую. Конечно, я очень люблю Сашу Поветкина. Да, где-то у него есть недочеты, в чем-то он может перебарщивает, но по своему стилю этот боксер мне очень нравится. Самое главное, чтобы он тактически грамотно к боям подходил. У нас на сегодняшний день самым грамотным тренером в этом плане был и остается Александр Васильевич Зимин (дважды признававшийся «Тренером года» по версии WBC, – ред.), а остальные тренеры пока находятся в его тени. Но сами знаете, что в мире есть два вида спорта, в котором разбирается каждый – это футбол и бокс. Как только начинается поединок, каждый норовит подсказать: «Бей правой в голову! По корпусу бей! Не стой на месте!». Конечно, бокс – это легко! Что там, вышел в ринг руками помахать – самое тяжелое же выйти в ринг. А в жизни все наоборот – в ринге появляется такой же соперник, как ты, и тут уже начинаются проблемы… Но это в жизни, на экране-то все по-другому.
– А вы сами мужчин не тренируете?
– Тренирую. Сейчас мальчика молодого к дебюту в профессионалах готовлю – посмотрим, как это будет выглядеть. Давайте без фамилий обойдемся, хорошо? В данный момент мы подбираем тактику по его формату (костному скелету, скорости, манере нанесения удара) – посмотрим, что получится. Пока он кажется обучаемым, поэтому мы его и учим. Научится – значит, будет боксировать.
«ЕСЛИ ЖЕНСКИЙ БОКС ЕСТЬ, ЗНАЧИТ, ЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ»
– Сейчас, кстати, профессионалам в любителях разрешили боксировать. Как вы к этому отнеслись?
– Ну, это полный бред. Знаете, у нас был великий стихотворец Маршак, который писал: «Пирожник должен печь пироги, а сапожник – строчить сапоги». Я кое-что понимаю в боксе, но я же в художественную гимнастику не лезу. А в АИБА сидят дилетанты, которые никогда в жизни перчатки в руках не держали и даже не знают, что это такое. Но так поставлена система… Еще в 1996 году, когда принимали женский бокс и при этом заявляли, что бокс вреден для организма, я понял, что что-то с этой системой не так. Недавно дама сказала, что все беды от мужчин… Слышал, да? Так вот, в 1996 году в Америке в любительский мужской бокс пришла американка, и бокс распался. Они никогда не могли победить ни сборную СССР, ни сборную Кубы, но тот бокс был зрелищным видом спорта. Как только на нас одели эти горшки-шлемы и сделали другие перчатки – всё превратилось в ужас. Это все было сделано для бизнеса, думаю, дальше даже объяснять не надо – тут и так все понятно.
– А как вы относитесь к WSB лиге?
– Это все отголоски любительского бокса. Знаю, что сейчас они пытаются исправить былые ошибки, но лучше бы они сняли шлемы с любителей, сделали нормальные перчатки и стало бы все нормально… Ну, нету у них профессионализма!
– Многие тренеры в боксерских залах настаивают на тренировках в шлеме. Вы, будучи действующим спортсменом, тренировались в шлеме или без него?
– Без шлема. В Советское время не было шлемов, и боксировали мы три по три – это был прекрасный бокс! Потом же его испоганили – вот эти «пять по две», счетная машина, которая не понятно какие удары считает – не считает… Это полный бред! Отсюда и судейство такое! Многое из этих вещей не надо было делать, но теперь уже ничего не поделать. Такие люди правят нами.
В коморку заходит девушка, у которой «все беды из-за мужчин» и Яновский отправляет ее разминаться на эллипс, а меня предупреждает, что скоро начнется тренировочный процесс и надо бы нам уже закругляться. Что ж, пора переходить к самому главному:
– Расскажите поподробнее о новом проекте – промоутерской компании, занимающейся профессиональным женским боксом.
– 14 апреля у нас будет пресс-конференция – тогда мы поподробнее и поговорим. Девушек, которые собираются заниматься профессиональным боксом очень много – мы уже и наметили матчевые встречи. Единственное, плохо, что я встречаюсь с недопониманием коллег: «Но это же женский бокс?!» Я всегда говорю: «Но он присутствует». Было бы смешно, если бы сделали мужскую художественную гимнастику. Да, женский бокс равносилен женскому хоккею, но он же есть! Поэтому развивать его надо! Мы все потихоньку возвращаемся к матриархату – женщин у нас больше, они уже никого не слушают и считают себя самыми-самыми. Это очень плохо, но ничего уже с этим не поделаешь.
В общем, в скором времени у нас в стране появится то, о чем я мечтал со времен работы с Наташей Рагозиной, а именно профессиональный женский бокс. Люди, наконец, должны увидеть красивый женский бокс. Наташу безумно любят за границей, но в России ее бои мало кто видел – вот за что обидно. Чтобы не было такой же ситуации с другими нашими девочками-чемпионками, мы и создаем эту организацию.
Серик Бектурганов | |
ТРЕНИРОВКА С СЕРИКОМ
Закончив разговор с Яновским, я решил посмотреть, как там работает специалист из Казахстана. Оказалось, что всю тренировку он отрабатывает с ученицей лишь один удар! Более того, он попросил меня заснять всю работу на видео, чтобы девушка смогла посмотреть на себя со стороны и потом отрабатывать эти действия дома. С таким тщательным подходом к делу я столкнулся впервые – оказалось, чтобы приступить к серьезным спаррингам, ей нужно отработать около 10 индивидуальных занятий! Может, конечно, я дилетант в этом деле, поэтому после тренировки подхожу к Анастасии, чтобы узнать ее впечатления:
«Ты знаешь, я в первый раз столкнулась с таким уникальным подходом. Он объяснил мне саму суть удара, разложил его на составные части, и я прочувствовала на себе, какие части тела преимущественно нужно использовать, а какие – совсем отключать. Но самое ценное для меня на этом уроке было то, что я научилась правильно расслабляться, бить не за счёт мышечной силы, а от суставной».
И кто только говорил, что женщина не может разбираться в боксе?