erid:
В минувшие выходные на автодроме в Усадах состоялись первые в сезоне зимние трековые гонки в РТ. 31 января пилоты соревновались на отборочном этапе кубка России и чемпионата Татарстана в классе «Национальный», а 1 февраля на этапе кубка республики в «Объединенном». Спортивная редакция «БИЗНЕС Оnline» подводит итоги гоночного уикенда.
ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕГО ТРЕКА
Зимние трековые гонки — это фактически национальный вид автоспорта в России. Они зародились в середине 60-х в СССР и с тех пор регулярно проводятся во многих городах страны. Соседние Казахстан, Беларусь и Украина, также периодически организовывают турниры по треку, но количество гонок и их уровень, мастерство пилотов, объективно пониже. В качестве трассы используются снежно-ледовые дорожки ипподромов, с протяженностью круга 1−2 км (в Усадах — 1,6 км). А ширина делается такой, чтобы на стартовой линии могли поместиться в ряд шесть машин. Заезды проходят обычно по так называемой «Таблице 16-ти». Во время квалификации определяется 16 быстрейших пилотов, которым присваиваются стартовые номера от 1 до 16. В течение гонки каждый участник должен выйти на старт в шести заездах, при этом номер дорожки, с которой он стартует — всегда разный. С каждым из своих 15-ти соперников, гонщик в итоге встречается ровно по два раза. Схема кажется очень сложной и тяжелой для восприятия, но это только на первый взгляд.
Постоянное перетасовывание состава каждого заезда, позволяет держать интригу до самого финиша. Пилот может отлично провести свои первые три рауна и выиграть их. А в четвертом попасть на неудачную дорожку, например с колеей, и пропустить вперед соперников на старте — потеряв важные очки. Обгонять по льду ушедших вперед визави — очень непростая задача. А в пятом заезде стоит вновь вырваться вперед, как при входе в вираж следует легкий толчок в задний бампер от своего конкурента, и в неуправляемом скольжении машина улетает в снежный бурт. И вот уже главный фаворит гонки претендует максимум на бронзу этапа. В течение гонки в бой входят все новые игроки, на глазах меняется расклад и состав претендентов на победу. От постоянных столкновений между собой и со снежными брустверами — происходят повреждения авто, и в таком случае многое начинает зависеть от механиков. Неудивительно, что в треке даже признанным фаворитам не приходится расслабляться ни на минуту, ни на один заезд. Тем более, лед — самое коварное из покрытий, а машины несутся по нему со скоростями, порой превышающими 150 км/час. Стоит лидеру заезда неправильно выбрать скорость на входе в вираж — и авто запросто может вынести на внешнюю часть поворота. От контакта с буртом происходит драгоценная потеря времени, и соперники успевают в этот момент проехать мимо.
Дмитрий Брагин настраивается на гонку
ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ БРАГИНА
Так повелось, что на усадском треке, более престижный отборочный этап Кубка России в классе «Национальный» проходит в субботу — пока машины фаворитов целы. А в число потенциальных лидеров в первую очередь входили три обладателя титулов последних лет: тольяттинец Дмитрий Брагин (победитель 2012 года), а также казанцы Рафаэль Фаттахов (победитель 2013 года) и Тимур Тимерзянов (победитель 2014 года). Годом ранее Брагин и Тимерзянов боролись за первое место в турнире абсолютно на равных, и обладатель кубка определился только во втором перезаезде в финальной гонке сезона! А Фаттахов наблюдал за всем этим со стороны, он не мог участвовать по причине отсутствия автомобиля. И вот в 2015-м все три аса оказались в сборе. Причем Рафаэль пилотировал на этот раз весьма любопытную машину — взятый в аренду, корейский хэтчбек Kia Rio, подготовки тольяттинской компании «ПСМ Team 80». В то время как все остальные использовали проверенные временем Lada Kalina. Не стоило сбрасывать со счетов и других претендентов на трон — тольяттинского бойца Романа Агошкова, быстрого нижнекамца Олега Жаворонкова, прогрессирующих на глазах казанцев Айдара Нуриева, Василия Кораблева, Тимура Шигабутдинова.
Дмитрий Брагин выиграл за два дня — 9 заездов из 12-ти состоявшихся
Увы, из всех перечисленных фаворитов, только Брагин начал свои заезды с победы. Все остальные начали терять очки с первых же выездов. Особенно заметно это было у Тимерзянова, который был не похож сам на себя. Провалы на старте, фатальные ошибки в виражах с пропусканием группы соперников. А ведь Тимур 31 января праздновал день рождения. Сам он не выглядел расстроенным, хоть и сетовал на неудачное стечение обстоятельств и технические проблемы у автомобиля. В итоге действующий обладатель Кубка России смог выиграть только один заезд из шести, а еще в одном он даже получил «баранку» за последнее место. И по итогам дня трехкратный чемпион Европы по ралли-кроссу стал только седьмым. В то же время Брагин уверенно штамповал победы в своих выездах и казалось не потеряет в этот день ни единого очка. Но нашелся тот, кто смог бросить ему перчатку. Им стал Фаттахов. В одном из раундов Рафаэль пропустил на старте Дмитрия, но затем смог мастерски опередить его на вираже. Правда, в предыдущем заезде тольяттинец был быстрее в очной дуэли, поэтому для казанца этот успех был локальным и важным больше с психологической точки зрения. Обладатель Кубка России-2013 не смог победить еще в двух своих выездах и уступил по итогам гонки Брагину три очка. Зато Фаттахов с тремя победами в заездах стал лучшим из остальных, и доказал всем, что не растерял формы за год вынужденного отдыха. Третье место в турнирной таблице занял Агошков с двумя победами. А Кораблев (две победы), Нуриев (три победы) и Жаворонков (без побед) набрали одинаковое количество очков и заняли 4-е, 5-е и 6-е места, соответственно. Шигабутдинов стал восьмым.
Лидеры по результатам основных заездов
Место
Пилот
Город
Очки
1
Дмитрий Брагин
Тольятти
29
2
Рафаэль Фаттахов
Казань
26
3
Роман Агошков
Тольятти
24
4
Василий Кораблев
Казань
22
5
Айдар Нуриев
Казань
22
6
Олег Жаворонков
Нижнекамск
22
7
Тимур Тимерзянов
Казань
18
8
Тимур Шигабутдинов
Казань
16
Всего заявилось 18 пилотов
Салатовая ВАЗ 21083 Раиса Минниханова неоднократно оказывалась под жестким прессингом владельцев ВАЗ 1119
«ВОСЬМЕРКАМ» ПОРА НА ПОКОЙ?
А 1 февраля состоялись заезды
Фрагмент перезаезда за второе место между Нуриевым (№ 7) и Жаворонковым (№ 9)
Что касается борьбы за подиум, то ее вели те же герои, что и днем ранее. Единственное изменение было в том, что тольяттинец Агошков не стал участвовать во внутритатарстанском дерби. Хотя его земляк Брагин вышел на старт. Впрочем, это неудивительно, ведь Дмитрий является играющим тренером казанской команды «MX-Автоспорт». Только на этот раз победы давались ему сложнее. В своем третьем заезде Брагин пропустил вперед Нуриева, а в четвертом ничего не смог противопоставить Жаворонкову в жесткой контактной борьбе. Впрочем, выиграв пятый и шестой из своих заездов, Дмитрий и на этот раз смог возглавить турнирную таблицу. В то время, как два товарища по команде Viatti Racing Team — Нуриев и Жаворонков набрали одинаковое количество очков. Им предстояло сойтись в перезаезде, за право стать серебряным призером гонки. Айдар уверенно выиграв старт, смог вскоре создать небольшой отрыв и далее спокойно контролировал его до финиша.
Тимерзянов выступал в воскресенье намного удачнее, чем днем ранее, и с тремя победами в заездах занял четвертое место. Однако, в его случае, это вряд ли можно назвать успехом. Шигабутдинов стал пятым, а Фаттахов только шестым. Возможно, причина в том, что Рафаэль пересел с быстрой Kia Rio на Lada Kalina, чуть более слабого уровня подготовки. В итоге он даже не смог выиграть ни одного заезда. Строчкой ниже в протоколе гонки расположился Кораблев. В его активе была одна победа, но в остальных заездах фортуна Василию не особо благоволила. Как и многие пилоты в этот день, он отмечал резко изменившееся поведение автомобиля на 15-дюймовых шинах «Мастер-спорт» нижнекамского производства. Ведь в субботней гонке ведущим пилотам можно было стартовать на 14-дюймовых финских покрышках Black Rocket, которые объективно лучше работают на льду, хоть и стоят дороже. Кто лучше смог подобрать ключи к другой резине — тот и извлек максимальную пользу из баталий воскресного дня.
Лидеры по результатам основных заездов
Место
Пилот
Город
Очки
1
Дмитрий Брагин
Тольятти
28
2
Айдар Нуриев
Казань
26
3
Олег Жаворонков
Нижнекамск
26
4
Тимур Тимерзянов
Казань
25
5
Тимур Шигабутдинов
Казань
18
6
Рафаэль Фаттахов
Казань
18
7
Василий Кораблев
Казань
16
8
Айгиз Динмухаметов
Азнакаево
16
Всего заявилось 17 пилотов
В зимних трековых гонках многое зависит от грамотной работы команды механиков
Стоит отметить увеличившееся количество зрителей, по сравнению с прошлым годом, во многом из-за более теплой погоды и лучшей рекламной кампании. Гонка прошла задорно, было много острой борьбы, столкновений, эмоций. Исход заездов в большинстве случаев оказывался непредсказуемым. Но для развития интриги необходимо попытаться навязывать более жесткую борьбу Брагину. В минувший уикенд он объективно смотрелся быстрейшим и самым стабильным, о чем наглядно говорит и итоговый результат. Следующие этапы зимних трековых гонок состоятся 14 — 15 февраля в Азнакаево и 21 — 22 февраля в Набережных Челнах.
фото: Любовь Симонова, Михаил Афанасьев, Тимур Доркин, Ильназ Баймухаметов