erid:
В декабре был опубликован календарь на 2015 год чемпионата Северной Европы по кольцевым автогонкам в классе «Формула-4» с призовым фондом в 500 тыс. евро. Если верить анонсу, то третий этап нового первенства состоится 3 и 4 июля в Казани. Однако, спортивной редакции «БИЗНЕС online» удалось выяснить, что пока с этим вопросом не все однозначно.
«КАЗАНЬ-РИНГУ» НУЖЕН МЕДЦЕНТР
Еще летом 2014 года в российской прессе промелькнула новость, что на следующий год планируется проведение в стране нового формульного чемпионата международного класса. Было известно, что главным организатором серии станет структура SMP Racing Бориса Ротенберга. Партнером проекта — известная финская команда Koiranen GP, известная своими успешными выступлениями в младших формулах (ее пилотом был в свое время и Даниил Квят). А сами заезды состоятся на болидах класса «Формула-4». Серия получила официальное название SMPF4 Championship. В первоначальном проекте фигурировало проведение заездов на подмосковном автодроме Moscow Raceway и на «Смоленском кольце». Однако в окончательной редакции календаря появились также этапы в Финляндии и Эстонии, а вместо смоленской трассы в списке появилась казанская. Однако, генеральный директор «Казань-Ринга» Сергей Удод прокомментировал спортивной редакции «БИЗНЕС online», что пока проведение татарстанского этапа находится под вопросом.
— Для окончательного решения необходимо, чтобы казанский автодром получил международную лицензию. В свою очередь для этого необходимо построить на треке медицинский центр. А его стоимость оценивается предварительно в районе 20 миллионов рублей. В эту цену входит строительство помещений, приобретение дорогостоящего оборудования, такого как аппараты искусственной вентиляции легких, рентгеноборудования и прочего, а также подача заявки, прием инспекций, в том числе международных, и многое другое. Таких денег у «Казань-Ринга» сейчас нет. Возможно некое временное решение, например, если привлечь структуры МЧС на одну гонку. Но только в случае, если представители Международной федерации (FIA) согласятся на такой вариант. А может быть, разрешат провести гонку и с теми мерами безопасности, какие применяются во время российских соревнований, когда на автодроме осуществляют дежурство несколько карет «Скорой помощи». Как в итоге разрешится ситуация, станет ясно в начале следующего года.
ЧТО ТАКОЕ «ФОРМУЛА-4»
Идея создания «Формулы-4» зародилась в 2013 году благодаря экс-пилоту F1 австрийцу Герхарду Бергеру — двукратному бронзовому призеру чемпионата мира и многолетнему напарнику Айртона Сенны. Возглавив формульный комитет при FIA, он предложил создать унифицированные техтребования к формульным болидам начальной категории. Главная задача класса — стать реальной и относительно недорогой переходной ступенью от картинга к более дорогим и быстрым классам болидов с открытыми колесами, таким как «Международная Формула-3». В структуре F4 есть несколько турниров, которые проводятся в ряде стран Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. А в северо-европейский чемпионат войдут этапы в России, Финляндии и Эстонии.
Необычность технических требований в том, что в каждом из турниров должна применяться монотехника (у всех одинаковые машины), но организаторы каждого первенства могут самостоятельно выбирать из списка производителей шасси и агрегатов. Например, сам болид может быть производства итальянской компании Tatuus, японской Dome или французских Mygale и Signatech. А двигатели можно выбрать из следующего списка: 1,8-литровый атмосферный Fiat или 1,4-литровый турбированный Fiat-Abarth, двухлитровые «атмосферники» от Toyota или Geely, либо 1,6-литровый турбированный Ford EcoBoost. Для «нашего» североевропейского чемпионата, была выбрана комбинация от итальянских автопроизводителей: шасси Tatuus и турбомоторы Fiat-Abarth, мощностью 160 л.с.
Стоит отметить, что в 2014 году в России уже активно проводились заезды на болидах Tatuus с 1,4-литровыми турбодвигателями Fiat. Причем одна из серий носила название чемпионат Татарстана в классе «Формула-3», а все ее восемь заездов прошли на трассе «Казань-Ринга». Полная аренда болида Tatuus FA010-Fiat на один этап оценивалась в 10 тыс. евро (по 5 тыс. за каждый из двух заездов), включая все расходы на топливо, механиков, обучение
НЕСООТВЕТСТВИЕ В ЦИФРАХ
Однако болиды «Формулы-4» от той же компании Tatuus имеют несколько иные характеристики. Модель F4-T014 чуть крупнее по габаритным размерам, по сравнению с известной татарстанским любителям автоспорта Tatuus FA010. Новинка тяжелее на 45 кг, на ней установлены чуть более крупные шины, хотя мощность двигателя при этом ниже на 20 л.с. На сайте производителя можно найти и цены. Итальянцы оценивают Tatuus F4-T014 в 33 тысячи евро, плюс 9,5 тысяч евро стоит мотор, и еще в 5 тысяч евро обойдутся опции к коробке передач. Любопытно, что летом текущего года, некий «компетентный» источник на сайте «Ведомостей» озвучивал совсем другие цифры: «Строительство одной формульной машины может стоить около 200 000 евро, участие одной машины в одном этапе (в том числе работа технической команды, бензин, резина
Впрочем, основатель SMP Racing Борис Ротенберг наверняка хорошо знаком с реальными расценками, и в итоге стоимость участия является относительно доступной, на фоне других формульных чемпионатов. Например, весь сезон-2015 в Североевропейском чемпионате обойдется в 150 тыс. евро. Во время каждого из семи этапов будет проходить по три гонки. Если разделить общее количество заездов на стоимость участия, то получится, что нужно будет отдать примерно 7143 евро за каждую гонку. Эти расходы также включают полное обслуживание, топливо, услуги по транспортировке болидов. При этом организаторы рассчитывают на относительно высокую массовость, ведь заявленный призовой фонд составляет немалые 500 тыс. евро! В случае, если этап нового чемпионата состоится на «Казань-Ринге», то это будет самая престижная кольцевая серия из всех, что пока проходили на казанском автодроме. Возможно SMP F4 Championship поспособствует тому, чтобы в ближайшее время в «Формуле-1» появились новые имена российских пилотов, с талантом не меньшим, чем у Квята. Ведь лучшие из участников первенства могут попасть в программу поддержки молодых пилотов SMP Racing, которая сейчас является одной из крупнейших в мире и помогает нескольким десяткам гонщиков из нашей страны. В финансовом и организационном планах ей вполне по силам довести пилота с младших формул до «Королевы автоспорта». Возможно весь этот процесс будет происходить и на наших глазах. Подождем до лета.