комментарии 3 в закладки

Почему татарстанский картинг можно считать лучшим в России

erid:

Мы уже привыкли к успехам пилотов из Татарстана в самых различных гоночных дисциплинах. По количеству действующих автоспортсменов, наша республика традиционно находится в числе абсолютных лидеров в РФ. Такая ситуация сложилась во многом по причине централизованной поддержки детского и юношеского картинга, массовость которого беспрецедентна по российским меркам. Победители «Дакара» Николаев и Каргинов, 3-кратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимерзянов, победитель первых гонок на новой сочинской трассе F1 Рахматуллин — все они воспитанники татарстанского картинга. Когда и где зародился картинг в нашей республике, через какие вехи прошло его развитие, чем закончился сезон 2014 — в материале спортивной редакции «БИЗНЕС online».





_-1.jpg


Айртон Сенна возглавляет заезд на своем карте



ЧЕМ РАНЬШЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ


Для тех, кто хотя бы периодически интересуется гонками, совершенно очевидна высокая роль картинга в современном мировом автоспорте. Практически во всех гоночных дисциплинах тон сейчас задают картингисты. А если какой-то из пилотов попадает в высшие серии, не имея за плечами опыта выступлений в картинге, то это уже считается нонсенсом. Перечислять, кто из суперзвезд автоспорта начинал свою карьеру с карта почти бессмысленно — будут названы практически все фамилии, исключения крайне редки. Единственный важный нюанс в том, что самые великие из гонщиков последних лет, такие как Айртон Сенна или Михаэль Шумахер, начинали выступать на картах еще с дошкольного возраста. И потому по мере своего взросления они постоянно оказывались быстрее своих ровесников. Зная об этих фактах, многие родители стараются как можно раньше отдавать своих чад в картинговые секции, и в итоге мировой автоспорт резко помолодел за последние годы. Сейчас в кольцевых и раллийных гонках высшего уровня среди лидеров большое количество пилотов «студенческого» возраста, которые запросто борются с гораздо более взрослыми соперниками и регулярно побеждают.

Большинство картингистов мечтают оказаться в числе гонщиков «Формулы-1». И там есть пилот с большим картинговым прошлым, который переписал большинство возрастных рекордных достижений «Королевы автоспорта». Это Себастьян Феттель, который последовательно становился самым молодым в истории: чемпионом мира, затем двух, трёх и четырёхкратным победителем мирового первенства. А также самым молодым: обладателем поул-позиции, лидером гран-при, призёром и победителем гонки (все это в возрасте 20−21 год). Впрочем, одно из достижений немецкого пилота было побито в этом году россиянином. Даниил Квят стал самым юным в истории гонщиком, набиравшем очки в «Формуле-1». Уроженец Уфы сделал это в своем первом же гран-при, в Австралии'2014, в возрасте 19 лет 324 дня. Здесь, правда, нужно сделать важную оговорку. Даниил с юных лет жил в Италии, и именно там сформировался в пилота экстра-класса, ведь итальянская картинговая школа считается одной из лучших в мире. Любопытно, что другой российский пилот F1 — Виталий Петров, один из немногих, кто попал в «Королеву автоспорта» минуя картинг. Сам он признался, в интервью корреспонденту «БИЗНЕС online», что если бы занимался им в детстве, то мог попасть в «первую формулу» лет на пять раньше, а возможно и задержался бы там подольше.





_-2.jpg


Так выглядели карты в 1960-х



В НАЧАЛЕ ПУТИ


А теперь немного об истории картинга. Первый карт, похожий на те, что используются сейчас, построил американец Арт Инглс в 1956-м. Конструкция машинки была предельно проста: рама из труб, маленький и дешевый двигатель, простейшие шины и тормоза. Неудивительно, что его творение назвали тележкой (по-английски — cart). Подобный аппарат было несложно собрать из подручных средств, и обходился он совсем недорого. В то же время, предельно низкая масса позволяла развивать на нем весьма приличные скорости на небольших площадках. В считанные годы в автоспортивном мире начался картинговый бум. Карты позволяли получать навыки пилотирования быстрыми машинами при помощи минимальных финансовых вложений. Не требовали постройки дорогих гоночных трасс, стали незаменимым средством для обучения начинающих пилотов и проведения регулярного тренировочного процесса. Соревнования стали проводиться повсеместно. В 1960-м Международная федерация автоспорта (ФИА) официально признала картинг видом автоспорта, в 1962-м была зарегистрирована Международная комиссия по картингу при ФИА (CIK FIA), а уже в 1964-м состоялся первый чемпионат мира в Италии. До этого первенство планеты разыгрывалось только в «Формуле-1».

В СССР новый вид автоспорта официально дебютировал в 1960-м году. В том году появились первые карты советского производства, которые начали собирать из подручных средств в Курске и Харькове. А уже в 1964-м стартовало серийное производство в Таллинне. Через несколько лет микрокары начали строить в Ленинграде, Одессе, Абовяне, на заводе КамАЗ в Набережных Челнах. Повсеместно при секциях ДОСААФ стали открываться секции картинга, в Советском Союзе картинговый бум начался в 1970-х годах. В Татарстане (ТАССР в то время) первые машины появились еще в 1960-х, а уже к началу 1970-х годов картинг существовал в Казани при крупных предприятиях, таких как Завод имени Горбунова, Вертолетный завод, КМПО, Теплоконтроль, НПО имени Ленина, при детских образовательных учреждениях, всего было более 20-ти секций. А 13 октября 1970 года в поселке Дербышки возле дома культуры состоялось первое официальное соревнование — первенство г. Казань по картингу, собравшее всех пилотов того времени, и привлекшее достаточно много зрителей. При поддержке ДОСААФ стали постепенно открываться картинг-клубы и в других населенных пунктах ТАССР: Бугульме, Чистополе, Нижнекамске, Альметьевске, Уруссу. Любопытный факт — в 1970-х многие начинали заниматься картингом в возрасте 30−35 лет, а детей в секциях почти не было. И только со временем картинг превратился в основной инструмент воспитания детей и юношей в будущих автогонщиков. Среди пилотов-картингистов в наши дни наблюдается абсолютное преобладание школьников.





_-3.jpg


В первых картинговых заездах в СССР участвовали взрослые спортсмены, а зрители плотно обступали места проведения соревнований



ПЕРВЫЕ КАРТОДРОМЫ


Главным камнем преткновения в советские времена было отсутствие специального оборудованного картодрома в ТАССР. Соревнования проводились на временно приспособленных свободных площадках, располагавших более-менее ровным асфальтовым покрытием. В Казани, в разные годы трассами для состязаний картингистов становились: территория Центрального стадиона имени Ленина, площадка возле здания цирка, автостоянка, располагавшаяся между стадионом и Кировской дамбой. На улице Ю. Фучика, на месте, где теперь стоит церковь, проводился чемпионат ТАССР имени героев Заречья. А для зимних гонок задействовали ледовую гладь Черного озера.

С 1990 года соревнования стали проводиться на площадке возле Ленинского мемориала, переименованного впоследствии в национально-культурный центр «НКЦ-Казань». Это место хоть и нельзя назвать полноценным картодромом, но оно оказалось вполне удобным для проведения гонок. Именно здесь много лет проводился чемпионат Казани, неизменно собиравший значительное число болельщиков, благо заезды гремели в самом, что ни на есть, центре города, куда было удобно добираться и участникам, и зрителям. Именно на этой трассе в последующем делал первые шаги в автоспорте юный картингист, а ныне 3-кратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимур Тимерзянов.

Вторым после Казани центром картингового движения стал город автомобилестроителей — Набережные Челны. В октябре 1990-го в нём состоялось открытие первого постояннодействующего картодрома, названного впоследствии именем погибшего гонщика Олега Кухаренко. Появление стационарной трассы стало важным событием, на ней стали проводить все наиболее значимые соревнования, благодаря ей сформировалась сильная и самобытная челнинская школа картинга. Она дала нам имена пилотов, которые составляют сейчас костяк гоночной команды «КамАЗ-Мастер», во главе с победителями «Дакара» — Эдуардом Николаевым и Андреем Каргиновым.





_-4.jpg


Татарстанские картингисты на современной технике



ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ


Меж тем, в первой половине 1990-х настало самое трудное время в истории татарстанского картинга. После распада СССР он постепенно начал приходить в упадок по причине отсутствия финансирования и поддержки со стороны государства. Материально-технические возможности и круг полномочий у Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), пришедшей на смену ДОСААФ, оказались значительно меньше, чем у организации-предшественницы. В тот период повсеместно закрывались производства, появились безработные, резко обострилась криминогенная обстановка, все приспосабливались и выживали, как могли. О детском спорте и его воспитательной роли редко кто вспоминал. Лишившись поддержки, многие карт-клубы вынуждены были закрыться. А оставшиеся испытывали серьезные трудности, связанные с невозможностью приобретать новые машины, запчасти, шины, топливо, оплачивать поездки на соревнования. Картинг продолжал держаться лишь на тренерах-энтузиастах, выискивавших любые возможности, чтобы продолжать начатое дело.

Все изменилось в 1995-м, с появлением Федерации автомотоспорта Республики Татарстан (ФАМС РТ). Уже через год состоялось открытие автокроссового комплекса «Высокая гора», на котором нашлось место и для постройки первого стационарного картодрома в Казани. В октябре 1996-го там была проведена первая гонка на первенство республики. В это же время картинг нашел своего многолетнего куратора — Управление Государственной инспекции дорожного движения РТ, которое взяло на себя не только материально-организационную, но и методическую поддержку детского автоспорта. УГИБДД РТ совместно с Фондом безопасности дорожного движения РТ совершили беспрецедентную акцию, закупив 350 новеньких картов для всех без исключения клубов республики! Это позволило одномоментно поднять картинговое движение в Татарстане на совершенно новый уровень. Начали повсеместно открываться новые карт-клубы, порой даже в отдаленных сельских районах, где раньше о картинге и не слышали. При секциях появлялись незатейливые тренировочные трассы, процесс пошел. Республиканское ГИБДД рассматривало вложения в картинг как в важный элемент непрерывной и комплексной системы подготовки грамотного участника дорожного движения. Ведь у того, кто постиг все секреты взаимоотношений человека и автомобиля еще в школьном возрасте, гораздо больше шансов в последующем стать умелым и ответственным водителем.





_-5.jpg


Трасса в Богатых Сабах с высоты птичьего полета, сейчас на ней идет реконструкция



ГЛАВНЫЕ КАРТОДРОМЫ — В РАЙОНЫ


Появление широкой сети картинг-клубов в скором времени поставило вопрос необходимости строительства отдельного крупного картодрома, ведь всей армии картингистов необходимо где-то соревноваться. В ходе гонок пилотам, механикам, тренерам, представителям клубов, счет которых пошел на сотни, необходимо было где-то размещаться, питаться, решать массу разнообразных организационных вопросов. На территории комплекса «Высокая Гора» это было делать не всегда удобно. Поэтому в середине 2000-х были построены сразу два картодрома в Сабинском районе, чтобы они располагались примерно посредине между двумя крупнейшими городами республики и центрами картингового движения, в которых стационарные картодромы уже имелись — Казанью и Набережными Челнами.

Первый и главный из них получил название «Аргамак» и был построен в Богатых Сабах. Он отличается идеально ровным покрытием, оснащен полосами гашения скорости, стартовым светофором, большим электронным табло, показывающим результаты каждого пилота в заезде, помещением для работы судейской коллегии, и даже вышками для работы телеоператоров и фотографов. Предусмотрены стоянка технологического транспорта, ремзона, площадка техконтроля, трибуна и площадки для зрителей, плац для проведения торжественных парадов участников и церемоний награждения. Сейчас дорожки трассы удлиняются и в 2015-м он по своим параметрам будет соответствовать высшей категории для трасс по картингу, с правом принимать чемпионат мира! Второй картодром, под названием «Маяк» расположился в поселке Лесхоз. Его трек чуть короче, чем в районном центре, и по ряду параметров уступает главной трассе республики, но ненамного. Ежегодно на картодромах в Сабинском районе проходит целая серия соревнований самого различного, в том числе федерального уровня, в каждом из которых принимает участие 120−250 участников со всей страны. Стоит напомнить и про открытие в Казани крытого круглогодичного картинг-центра «Форсаж» в 2006-м. Сейчас в этом комплексе все желающие могут прокатиться на прокатных картингах, и там же каждый год проводятся глобальные турниры, на которые съезжаются юные пилоты со всех карт-клубов республики.





_-6a.jpg


Воспитанники челнинского картинга второй год подряд выигрывают Дакар, в 2014-м победителем стал Андрей Каргинов



ТАТАРСТАНСКИЕ ЗВЁЗДЫ КАРТИНГА

Всего же в Татарстане сегодня действуют 60 карт-клубов, в которых занимаются на постоянной основе около 2000 детей и подростков. Это рекордные цифры, ни один из регионов России не может похвастать такими показателями. А татарстанские пилоты, вышедшие из картинга, играют важную роль в российском автоспорте. Достаточно привести примеры только 2014 года. Андрей Каргинов — выиграл ралли-марафон «Дакар», это главный международный успех российского пилота в текущем сезоне. Тимур Тимерзянов — единственный россиянин, которому в 2014-м довелось находиться на подиуме этапа чемпионата мира в автоспортивной дисциплине (ралли-кросс). Он же стал обладателем кубка страны в зимних трековых гонках, в самом массовом классе «Национальный». На пьедестал почета этапов чемпионата Европы по ралли-кроссу в классе Super-1600 поднимался Расуль Минниханов.

Ильдар Рахматуллин в год дебюта в РСКГ выиграл три заезда престижного чемпионата России по кольцевым гонкам в классе «Туринг-лайт», в том числе оба, проходивших на новой сочинской трассе класса «Формула-1». Артур Егоров, дебютировал в автогонках в этом году и сходу выиграл кубок России по ралли-кроссу в классе «Национальный»! Также на его счету есть победа в таком же классе, в заезде кубка России по кольцевым гонкам. Радик Миннахметов побеждал на этапе чемпионата России по ралли-кроссу в самом престижном дивизионе SuperCars (Д1). Айдар Нуриев имеет победы на этапах кубка России по автокроссу в Д1 и ралли-кроссу в «Национальном». И это еще перечислены только самые значительные успехи. Учитывая, какая армада юных пилотов занимается сейчас в картинговых секциях, можно надеяться, что ряды татарстанских автогонщиков продолжат качественно пополняться быстрыми и успешными пилотами и в последующие годы, все предпосылки для этого есть. А в завершении мы приводим результаты чемпионатов Республики Татарстан 2014 года, чтобы вы могли запомнить имена тех, кто возможно вскоре будет у всех на устах.





Итоговое положение в чемпионате РТ 2014 по картингу (стартовало 200 пилотов)


в классе KZ-2 (22 участника):


1
Шагиахметов Ильшат
Казань, «Татарстан»


2
Муллахметов Адель
Казань, «МАК-Титан»


3
Тимерзянов Тимур
Казань, «Татарстан»


в классе «Мини» (25 участников):


1
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»


2
Бердов Илья
Зеленодольск, ДЮСТШ «МАСТЕР»


3
Хуснутдинов Марат
Уруссу, «ШМЕЛЬ»


в классе «Супер-Мини» (25 участников):


1
Хуснутдинов Марат
Уруссу, «ШМЕЛЬ»


2
Куйбида Всеволод
Альметьевск, «8 миля»


3
Алеев Амир
Казань, «Татарстан»


в классе «Ротакс Макс» (20 участников):


1
Макаров Вячеслав
Альметьевск, «8 миля»


2
Гусаков Александр
Альметьевск, «8 миля»


3
Фархиев Фарит
Богатые Сабы, «Торнадо»


в классе «Ротакс Макс-Юниор» (22 участника):


1
Алексеев Даниил
Зеленодольск, ДЮСТШ «Мастер»


2
Ярыжко Михаил
Альметьевск, СК «8 миля»


3
Исрафилов Рифат
Богатые Сабы, «Торнадо»


в классе «125 А» (28 участников):


1
Исрафилов Рифат
Богатые Сабы, «Торнадо»


2
Шакиров Ильгам
Сарманово, «Ялкын»


3
Мухаметгалиев Нафис
Богатые Сабы, «Торнадо»


в классе «125 Б» (30 участников):


1
Татаркин Максим
Набережные Челны


2
Фархиев Фарит
Богатые Сабы, «Торнадо»


3
Аюпов Айдар
Сарманово, «Ялкын»


в классе «Микро» (9 участников):


1
Шагиахметов Радель
Казань


2
Демидов Илья
Альметьевск, СК «8 миля»


3
Фархутдинов Раиль
Альметьевск, СК «8 миля»


в классе «Восход» (27 участников):


1
Шафранов Роман
Казань, «МАК-Титан»


2
Даминов Динар
Богатые Сабы, «Торнадо»


3
Хайбреев Айрат
Лениногорск, АСТК «Профессионал»


в классе «Национальный А» (11 участников):


1
Крымов Сергей
Казань, ДЮСТШ «Искра»


2
Шайхутдинов Марсель
Казань, СТК «МАК-Титан»


3
Сабиров Марсель
Уруссу, «Шмель»


в классе «Национальный-Юниор» (13 участников):


1
Фаткуллин Булат
Казань, ЮК «Чингисхан»


2
Идиятуллин Самат
Казань, СТК «МАК-Титан»


3
Нуждин Илья
Казань, СТК «МАК-Титан»


в классе «Пионер» (8 участников):


1
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»


2
Ахмедов Алмаз
Сарманово, «Ялкын»


3
Телепов Данил
Набережные Челны


в классе «Кадет» (10 участников):


1
Гильманов Азат
Богатые Сабы, «Торнадо»


2
Ташевцев Дмитрий
Лениногорск, АСТК «Профессионал»


3
Галиуллин Марат
Балтаси, «Факел»


в классе «Пилот» (34 участника):


1
Гильманов Азат
Богатые Сабы, «Торнадо»


2
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»


3
Галиуллин Марат
Балтаси, «Факел»


в классе «Стриж» (31 участник):


1
Авдеев Дмитрий




Набережные Челны






2
Сабиров Риналь




Сарманово, «Ялкын»






3
Ахмедов Алмаз




Сарманово, «Ялкын»







В статье использованы материалы, предоставленные студией BAER

Михаил Афанасьев
Оценка текста
+
0
-