erid:
В воскресение в Сочи состоится первый в истории «Формулы-1» Гран-при России. Предыдущий этап чемпионата в Японии был омрачен страшной аварией: французский гонщик Жюль Бьянки неудачно вылетел с трассы на последних кругах дистанции, врезавшись в работавший в зоне безопасности эвакуатор, транспортировавший болид Адриана Сутиля, разбившего машину кругом ранее. В результате аварии француз получил травму головы и был эвакуирован в ближайший госпиталь.
Катастрофа, поставившая под угрозу жизнь автогонщика напомнила, увы, о теме, которая, казалось, перестала быть актуальной двадцать лет назад. Тогда с разницей в один день погибли Роланд Ратценбергер из Австрии и знаменитый бразилец Айртон Сенна. После этого руководство «Формулы-1» разработало такие меры предосторожности, что, казалось, биться гонщики будут только в «мирной жизни». Что и произошло 29 декабря прошлого года, когда Михаэль Шумахер оказался на грани между жизнью и смертью, получив травму во время горнолыжного спуска. А итальянец Андреа де Чезарис, только что, 5 октября, разбился насмерть на мотоцикле.
Но между ними «втиснулся» не менее трагичный случай с Бьянки. История «Формулы-1» такова, что первые 50 жертв скорости были принесены за 43 года. Погибший Ратценбергер начал отсчет второй полусотни. Будет грустно, если Бьянки присоединится к этому печальному списку, в котором каждый пятый из погибших был выходцем из династии автогонщиков. Люди, либо шли по стопам своих отцов, либо им на смену приходили ближайшие родственники.
ДЕТИ, ПЛЕМЯННИКИ И БРАТЬЯ
Шарль де Торнако (07.09.1927 — 18.09.1953). Команда Ecurie Francorchamps. Погиб на трассе в Модене (Италия).
По свидетельствам очевидцев, де Торнако не был сильным гонщиком, выбрав этот род деятельности благодаря отцу. Он и помогал ему с устройством в команду, платил за сына, который любил гоняться. В результате, де Торнако-младший стартовал только в двух гонках, и погиб после квалификационного заезда, не справившись с управлением. Причем умер он не сразу, а в салоне серийного автомобиля, на котором пострадавшего перевозили в больницу.
Альберто Аскари (13.07.1918 — 26.05.1955). Команда Scuderia Lancia. Погиб на трассе в Монце (Италия).
Отец Альберто — известный гонщик 20-х Антонио Аскари погиб когда его сыну было всего семь. Что не оттолкнуло сына от занятий автогонками, хотя он был крайне суеверным человеком. Не желая повторить судьбу отца, погибшего 25 мая в возрасте 36 лет, Аскари-младший не садился за руль 25 числа любого месяца, а после 36-летия планировал уйти из спорта. 22 мая 1955 Аскари попал знаменитую аварию на набережной — его болид пробил ограждение и рухнул в воду. Аскари эта авария только обрадовала: он решил, что обманул судьбу. И спустя четыре дня погиб во время тестирования «Феррари». Если Аскари-старший погиб 25 мая, то младший ушел из жизни 26 мая…
Пьер Буаллен (22.12.1905 — 11.06.1955). Команда Pierre Levegh. Погиб на трассе в Ле-Мане (Франция).
Если смерть итальянца Аскари была фатальной, то уход из жизни француза Левега был страшным. Самым страшным из всех катастроф «Формулы-1». Автогонками увлекался близкий родственник Левега — дядя, в честь которого его назвали Пьером, а потом он уже самостоятельно взял фамилию Левег.
Левега-младший два сезона, в 1950 и 1951 году не очень удачно погонял в «конюшне» Talbot-Lago, после чего поменял болид на автомобиль. Во время трагедии Левег был за рулем «Мерседеса», когда разогнавшись он наткнулся на резко затормозившую машину, ехавшую спереди, и, перелетев через нее, рухнул на трибуны.
Смерть Левега, возможно, была мгновенной, но этот день стал самым черным в истории автоспорта не из-за этого. «Мерседес» загорелся, вследствие чего погибло еще 86 зрителей, и практически две сотни получили травмы и ожоги. Случившаяся трагедия оказала столь тяжелое впечатление на хозяев автоконцерна, что «Мерседес» ушел из автогонок на три десятка лет.
Харри Шелл (29.6.1921 — 13.5.1960). КомандаEcurie Belge. Погиб на трассе в Сильверстоуне (Англия).
Его отец Лори Шелл возглавлял команду Ecurie Belge. Американец Шелл-младший погиб во время тренировки, управляя Купером.
Рикардо Родригес де ла Вега (14.2.1942 — 01.11.1962). Scuderia Ferrari Погиб на Гран-при Мексики.
Его смерть еще более трагична, если знать все ее обстоятельства. Scuderia Ferrari решила не выставлять команду на этот старт и на домашней трассе де ла Вега выступал за команду Lotus-Climax. В результате, врезался в отбойник и погиб от травм.
Годом ранее скончался его старший брат Педро Родригес де ла Вега. Правда, 21-летний мексиканец погиб, выступая не за команду «Формулы-1» BRM, а в уличной гонке в Германии.
Брюс Макларен (30.08.1937 — 02.06.1970). Команда Bruce McLaren Motor Racing. Погиб на трассе графства Западный Суссекс (Англия).
Его отец был известным мотогонщиком в Новой Зеландии. В данном случае, Макларен основал собственную «конюшню», прекрасно известную любому любителю «Формулы-1». В молодости Макларен гонял на Куперах, а трагическим для него стало тестирование новой машины McLaren M8D. Макларен погиб, едва не достигнув возраста Христа, а настоящую славу его конюшня получила позже, когда ее купил нынешний хозяин Рон Деннис.
Жюль Бьянки (03.08.1989). Пилот англо-российской «конюшни» Marussia F1 Team.
Француз родился в семье, где автоспорт является семейным бизнесом. Его дед Мауро Бьянки трижды становился чемпионом мира в классе GT, а старший брат Люсьен Бьянки выигрывал 24 часа Ле-Мана и принимал участие в 19 стартах в рамках «Формулы 1».
ОТЦЫ И ДЯДИ
Жозеф Шлессер (18.05.1928 — 07.08.1968). Команда Honda. Погиб на Гран-при Франции.
Начал свою карьеру в «Формуле-1» достаточно поздно, в 38 лет. К моменту гибели успел проездить два полноценных сезона. Погиб в результате возгорания машины.
Автомобильную династию Шлессер продолжает его племянник Жан-Луи Шлессер, двукратный победитель «Дакара». Он также провел два сезона в «Формуле-1». Последний, в 1988 году, в составе Williams.
Жиль Вильнев (18.01.1950 — 08.05.1982). Scuderia Ferrari. Погиб на Гран-при Бельгии.
К 32-м годам Жиль Вильнев успел стать серебряным призером «Формулы-1», увлечь автогонками младшего брата Жака Вильнева-старшего, также гонщика «Формулы 1», и родить сына, названного в честь братишки.
В Бельгии Жиль получил смертельные травмы во время аварии в квалификации. Его младший брат прокатал еще один год, после чего ушел из «Формулы-1». Семейное дело продолжил Жак-Вильнев-младший, который победил в «Формуле-1» в 1997 году, выступая за Williams-Renault.
Манфред Винкельхок (06.10.1951 — 12.08.1985). Команда RAМ. Погиб на трассе в Торонто (Канада).
Немецкий автогонщик завершил свою карьеру в «Формуле-1» и в сезоне 1985 года стал выступать на чемпионате мира спортивных автомобилей Budweiser GT 1000 km. Сменив напарника за рулем, Винкельхок попал в местечке Моспорт аварию со смертельным для себя исходом.
Два младших брата Иоахим и Томас Винкельхоки стали автогонщиками, но наибольшую известность получил все-таки сын — Маркус Винкельхок, который в 2006—2007 годах гонял в чемпионате «Формулы-1» за команды Midland, выступавшую под российским флагом, и Spyker.
Айртон Сенна (21.03.1960 — 01.05.1994). Команда Williams. Погиб на трассе в Имоле (Италия).
Самый знаменитый бразильский спортсмен по мнению самих бразильцев. Трехкратный чемпион мира перед началом сезона-1994 перешел в Williams. Владелец команды Фрэнк Уильямс к тому моменту был уже парализован после аварии, произошедшей в 1986 году. Но, как оказалось, самая страшная история, связанная с этой «конюшней», впереди. В истории «Формулы-1» есть случай, когда два гонщика погибли во время одного этапа и каждый из-за трагической случайности. Случай с Сенной трагичен тем, что тут люди погибали на одной трассе в течение двух дней. 30 апреля австриец Роланд Ратценбергер открыл смертельный уик-энд в Имоле, а на следующий день «пришла очередь» Сенны.
Спустя год, после смерти Айртона в катастрофу со смертельным исходом попал его шурин Флавио Лалли, отец Бруно Сенны.