комментарии 2 в закладки

Тимур Тимерзянов: «Еще есть шансы стать вице-чемпионом мира»

erid:

Тимур Тимерзянов в 2014 году оказался единственным россиянином, которому довелось побывать на подиуме чемпионата мира в автоспортивной дисциплине. Хотя сам сезон в первенстве планеты по ралли-кроссу складывается для казанца совсем непросто. О сложностях, успехах и планах на ближайшее будущее Тимур рассказал в эксклюзивном интервью спортивной редакции «БИЗНЕС Online».


«В ГОД ДЕБЮТА ВСЕГДА ПРИСУТСТВУЮТ «ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ»


— Тимур, как изменился главный ралли-кроссовый турнир, после того, как он получил статус чемпионата мира, вместо чемпионата Европы?

— Если честно, изнутри, с точки зрения пилота, разница по сравнению с прошлым годом небольшая. Костяк лидеров сохранился, а борьба всегда упорная в топовом классе Supercar. Но в плане организации подвижки есть и весьма существенные. Стало намного больше интереса со стороны прессы, зрителей. Увеличилось количество участников. В турнир уже пришли и еще планирует прийти ряд гонщиков с мировыми именами из других чемпионатов. Например, в этом году на весь сезон заявился чемпион мира «Формулы-1» 1997 года Жак Вильнёв. Пусть он выступает не слишком успешно, но благодаря его участию, в том числе растет интерес к чемпионату, а это хорошо для всех нас. В течение года на этапах засветились чемпион ДТМ Маттиас Экстрем, так называемый «король джимханы» Кен Блок, известные североамериканские пилоты Таннер Фауст и Патрик Карпентер.

— Как оцениваете результаты, показанные в десяти первых гонках мирового первенства?

- Здесь нужно выделить два основных момента: новая машина и возросшая конкуренция среди топ-пилотов. В этом году мы пересели на абсолютно новую технику — Peugeot 208 T16, который является продуктом совместной постройки нашей команды Hansen из Швеции и концерна Peugeot. Поэтому мы заявлены в зачете производителей, где в том числе отстаиваем честь французской марки. До этого года заводского зачета не было, и нововведение добавило интриги мировому чемпионату.

Правда, почти не бывает так, чтобы машина в год дебюта сразу идеально поехала. Всегда присутствуют так называемые «детские болезни», плюс нужно время на нахождение правильных настроек, на то, чтобы пилоты присиделись в машине, нащупали максимум ее возможностей. Поэтому не удивительно, что достигнутые нами результаты далеки от желаемых. Ведь соперники используют уже проверенные в предыдущие годы модели — Citroen DS3, Ford Fiesta, VW Polo. Тем не менее, мы смотрелись лучше всех последние три гонки, и за два этапа до финиша наша команда отстает на считанные очки от первого места. Победа в командном зачете — один из главных приоритетов на два финальных старта.


«НА МОЕМ PEUGEOT СТОИТ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ЛЕГАЛЬНЫХ МОТОРОВ»


— И какие сильные и слабые стороны удалось выявить?

— Два предыдущих года я выступал на Citroen DS3, как известно, на нем удалось завоевать два титула чемпиона Европы в дивизионе Supercar. Так вот Peugeot 208 T16 по сравнению с ним лучше ведет себя на разбитых грунтовых участках, при преодолении трамплинов и наездах на поребрики, в ралли-кроссе они высокие, не как в кольцевых гонках. Благодаря этим моментам мы можем выигрывать важные доли секунд на таких участках. Но по управляемости «Пежо» пока проигрывает «Ситроену», на 208-м нужно менять подрамник и геометрию подвески, чтобы исправить ситуацию. Однако сделать это может только завод. Французы пообещали внести нужные изменению в конструкцию машины, но когда это точно произойдет не ясно.

Часто бывали проблемы с электрикой. А больше всего в сезоне подводил двигатель. Его готовит знаменитая французская компания ORECA. Мотористы пытались достичь максимума мощности, в ралли-кроссе это имеет большое значение, ведь отдача находится в районе 600 л.с. Но в итоге происходило это нередко в ущерб надежности. У нас силовые агрегаты выходили из строя чаще, чем у любой другой команды. На год существует лимит по числу двигателей, которые можно использовать на одной машине и уже сейчас мой напарник — Тимми Хансен, превысил этот лимит, за что получил 15 штрафных очков. А на моем Peugeot стоит последний из «легальных» моторов. Если он выйдет из строя, то и я получу 15 очков штрафа. Поэтому приходиться сейчас ехать с запасом, дабы сохранить его до конца года.

— А что насчет возросшей конкуренции среди-топ-пилотов?

— В этом году в чемпионат мира пришли два сильных пилота, которые здорово разбавили группу лидеров. Во-первых, это финн Тоомас Хейккинен, который год назад выиграл престижнейший американский чемпионат Global RallyCross. Во-вторых, юный латыш Рейнис Нитишс — прошлогодний чемпион в переднеприводном классе Super1600. Он оказался настоящим вундеркиндом и едет не по годам умело и стабильно. К тому же в ряде первых гонок ему сопутствовало большое везение. А самое главное, что в 2014-м резко выстрелил норвежец Петтер Сольберг. Это опытнейший пилот, в прошлом году он только дебютировал в ралли-кроссе и весь год вникал, что здесь и к чему. У него было много сходов и по техническим причинам, а также из-за ошибок в пилотировании.

Но профессионала как раз отличает подход к делу. В межсезонье Петтер с командой все тщательно проанализировали, изменили подход к подготовке техники, норвежец сделал выводы и в отношении техники пилотирования. И вот уже он оказался неудержим в сезоне-2014, выиграл четыре гонки, досрочно стал чемпионом за два этапа до финиша. Могу только порадоваться его успехам, он их заслужил за свою долгую автоспортивную карьеру. Мы же с Тимми поборемся за попадание в призеры по итогам года, каждый из нас еще сохранил шансы стать вице-чемпионом мира. Хотя сделать это будет непросто, ведь на гонки в Турцию и Аргентину поедет минимальное количество пилотов, а это значит, что будет меньше тех, кто сможет помешать набирать очки нашим главным конкурентам Хейккинену и Нитишсу, у которых пока больше очков в турнирной таблице.


«ТОЛКАЮТСЯ В РОССИЙСКИХ КОЛЬЦЕВЫХ ГОНКАХ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В РАЛЛИ-КРОССЕ»


— Во время пауз в чемпионате мира вы приезжали участвовать в кольцевых гонках в России. Это элемент тренировок или для удовольствия?

— И то, и другое. Летом я хотел принять участие в гонке открытого чемпионата Татарстана по кольцевым гонкам, на болиде класса «Формула-3». Прокатился в тренировках, но к сожалению, в самой гонке не удалось стартовать, возникли технические неполадки. Хотя сам опыт был интересным. Высокие скорости, совершенно иные углы входа в поворот, по сравнению с кузовными машинами. Отличаются также точки торможения и сама схема использования педали тормоза. Много разных специфических и интересных нюансов. Мне очень понравилось.

А вот на этап РСКГ в Сочи поехал в первую очередь, потому что хотелось своими глазами увидеть первую российскую трассу класса «Формула-1», и поучаствовать в заездах на ней. Взял в аренду турбированную Lada Granta Cup. Бороться было непросто, ведь толкаются в российских кольцевых гонках не меньше, чем в ралли-кроссе. Тем не менее, удалось взойти на подиум и показать лучшее время круга в первом заезде. Сама трасса очень понравилась, красивая, широкая, быстрая. В тренировках были даже случаи, когда выходили из строя двигатели по причине отлива масла на скоростных поворотах «Сочи Автодрома», всего сгорело 9 моторов!

— Вам нравятся кольцевые гонки? И как пилоту с огромным опытом езды в картинге, есть ли вероятность перехода в будущем в «кольцо»?

— Вряд ли, ралли-кросс мне нравится намного больше. И кстати, ехать там сложнее. В кольце фактически одна оптимальная траектория и надо круг за кругом стараться проходить по ней с наиболее оптимальной скоростью. Борьба есть, но она растягивается на тот длительный период, когда длится гонка, можешь долго ехать в одиночестве по трассе. В ралли-кроссе же заезды более скоротечные, постоянная и плотная борьба с соперниками от старта до финиша. Все время приходиться импровизировать в траекториях прохождении трассы, использовать ручник, нужно уметь проводить жесткие контактные бои, много экстрима. Мне нравится ралли-кросс, в нем я достиг больших высот и хочу продолжать выступать только в нем, насколько долго — рано загадывать. А в картинге до сих пор стартую регулярно — для поддержания навыков и тренировок, например в этом году выезжал на соревнования в Татарстане. Зимой поддерживаю форму участием в трековых гонках, весной даже получилось завоевать кубок России в «Национальном».


«ГЛАВНЫЙ ТУРНИР В РАЛЛИ-КРОССЕ НОСИТ СТАТУС ЧЕМПИОНАТА МИРА И РОССИЯ ДОСТОЙНО ТАМ ПРЕДСТАВЛЕНА»


— В трековых гонках стартуете на «Ладе Калине» класса «Национальный», хотя в треке есть более мощный класс. С чем связан такой выбор?

- Мне нравится, что в «Национальном» у всех пилотов примерно одинаковая техника, разница между машинами только на уровне едва заметных нюансов. Поэтому на первый план выходит мастерство пилота и умение настраивать спортивный автомобиль. К тому же это самый массовый класс. «Лада Калина» относительно недорога и при этом вполне надежна. Новой машины хватает надолго, все запчасти легкодоступны, шины также мало стоят, а ходят довольно долго. Неудивительно, что в таких условиях на старт выходит много пилотов. Борьба всегда напряженная и интересная. И поверьте, для легкой «Калины» ее 140 л. с на льду более чем достаточно для достижения высоких скоростей, и экстрима хватает за глаза.

- Последний вопрос. Во всем мире ралли-кросс выходит на новые высоты, а в России чемпионат сейчас переживает кризис, как считаете почему?

— В первую очередь сказывается отсутствие трасс. В России всегда был хорошо развит автокросс, а ралли-кроссовые трассы получаются более сложными и дорогими, поэтому их мало в стране. Фактически только два трека на сегодня полностью соответствуют требованиям — казанский «Высокая Гора» и воронежский «Белый колодец». А тольяттинский трек в межсезонье перестроили обратно из ралли-кроссового в автокроссовый. Впрочем, он не очень подходил для ралли-кросса и это правильное решение. Посмотрим, что будет дальше, сейчас идет строительство новых автодромов. Если их удастся завершить, возможно, произойдет новый всплеск интереса к ралли-кроссу. Тем более, что теперь главный турнир в этой дисциплине носит статус чемпионата мира и Россия достойно там представлена.

СПРАВКА «БИЗНЕС Online»

Тимур Тимерзянов

Родился 31 января 1987 года в Нурлате

Закончил экономический и юридический факультеты Казанского государственного университета

Мастер спорта международного класса по автоспорту

Пилот команды Peugeot Hansen в чемпионате мира по ралли-кроссу

Титулы:

Трехкратный чемпион Европы по ралли-кроссу: в дивизионе 1А (2010) и в дивизионе Supercar (2012 и 2013)

Бронзовый призер чемпионатов Европы по ралли-кроссу: в дивизионе 1А (2009) и в дивизионе Supercar (2011)

Обладатель кубка России по зимним трековым гонкам в классе «Национальный» (2014)

Пятикратный чемпион Татарстана по зимним трековым гонкам (2008, 2010, 2011, 2012, 2014)

Многократный призер чемпионатов и Кубков России и Татарстана по зимним трековым гонкам

Михаил Афанасьев
Оценка текста
+
0
-