erid:
В минувшие выходные состоялся гоночный дебют первой российской трассы «Формулы-1», построенной в Олимпийском парке Сочи. Пятеро татарстанских гонщиков отправились участвовать в историческом событии. А наиболее удачливым из них стал Ильдар Рахматуллин, который выиграл обе гонки в самой массовой категории «Объединенный 1600», где было заявлено 34 участника. Спортивная редакция «БИЗНЕС online» расскажет о подробностях жаркой сочинской гонки.
ФАНАТАМ АВТОСПОРТА ПОМОГЛА… ОЛИМПИАДА
Российские фанаты автоспорта много лет ждали, когда в стране появится своя трасса для гонок королевского класса «Формула-1». Ведь даже маленькая Венгрия смогла построить трек Ф-1 еще во времена СССР в 1986 году, будучи тогда коммунистической страной. То и дело в России анонсировались различные проекты супер-автодромов, но все они оказались мыльными пузырями. А хорошие новости пришли с неожиданной стороны. В процессе строительства Олимпийского парка в Сочи, организаторам поступило предложение построить рядом с ним стационарную гоночную трассу длиной 2312 метров. При этом, вокруг олимпийских объектов предлагалось проложить дополнительные дорожки и таким образом создать трек длиной 5854 метра, на котором можно проводить гонки «первой формулы». Автором проекта выступил знаменитый немец Герман Тильке, которого называют не иначе, как придворным архитектором Ф-1. Идея пришлась по душе организаторам. Вот например комментарий министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко:
— «Формула-1″ — это экономически топовый проект, хотя я не думаю, что в ближайшей перспективе он будет приносить большие дивиденды, потому что пока мы будем вкладывать средства. Но он очень важен и для престижа России, и с точки зрения привлечения в Сочи иностранных туристов, — словом, этот проект важен для всей страны, для эффективного использования того наследия, которое оставит сочинская Олимпиада. Кроме того, убежден, что эта гонка даст толчок развитию российского автомобильного спорта»
14 октября 2010 года был подписан контракт на проведение Гран-при России с 2014 по 2020 год, с возможностью продления. Со стороны организаторов «Формулы-1» подпись оставил ее коммерческий босс Берни Экклстоун, а с российской стороны бумаги подписал генеральный директор ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» Михаил Капирулин. На церемонии присутствовал и Владимир Путин, который в то время находился в должности премьер-министра РФ. Заместитель губернатора Краснодарского края Александр Иванов сообщил журналистам, что на сооружение автодрома региону было выделено 5 млрд 846 тысяч рублей из государственного бюджета, в то время как промоушн российского этапа «королевских гонок» будет осуществляться за счет внебюджетных фондов, прежде всего за счет ОАО ЛУКОЙЛ, ГК «Ростехнологии», компании «Базовый элемент» и ОАО «МегаФон». По прогнозам представителей организаторов Гран-при, проект полностью окупится примерно за 3−4 года.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ ИЗ РСКГ
Строительство нового трека в Олимпийском парке началось в июле 2011-го, и доводочные работы ведутся до сих пор. Меж тем, дебютный этап чемпионата мира «первой формулы» запланирован на 11−12 октября этого года. Но перед важнейшим событием была необходимость проверить как функционируют все службы построенного автодрома. Испытать в «боевых условиях» уровень подготовки и слаженность действий судейской, спасательной, телевизионной и других бригад, которые будут обслуживать первый российский Гран-При «Формулы-1». Первопроходцами-гонщиками стали участники седьмого этапа «Российской серии кольцевых гонок» (РСКГ). На гонку приехало 64 пилота со всех уголков страны, которые соревновались в пяти разных классах машин. Татарстан на этапе представляли пять спортсменов. Наибольшие шансы проявить себя в Сочи имел казанец Ильдар Рахматуллин, его Renault Twingo как раз хорошо показывает себя на скоростных трассах. А первый российский трек Ф-1 получился именно таким.
Вот что рассказал Ильдар корреспонденту «БИЗНЕС online»:
— В отличие от других российских гоночных трасс, сочинский автодром рассчитан на сверхбыстрые машины «Формулы-1», поэтому траектория очень «ходовая». Это единственный трек в России, где машины нашего класса развивают свою максимальную скорость на прямых и потом еще несколько секунд едут на отсечке! Асфальтовое полотно имеет непривычно большую ширину 13−15 метров, поэтому во многие повороты могут спокойно входить по две машины не мешая друг другу. Отсюда совершенно другая езда — обгонять намного легче, в то же время, если тебя атакуют, то сложнее защищать позицию. На трассе почти нет зон вылета, а ограждают ее жесткие отбойники, контакт с которыми может дорого стоить, поэтому ошибки в пилотировании тут чреваты. Отмечу и антураж в виде грандиозных олимпийских объектов по краям гоночного трека — выглядит очень необычно и впечатляюще.
Фотофиниш Николая Грязина (слева) и Ильдара Рахматуллина (справа)
С ОТРЫВОМ В 0,005 СЕКУНДЫ
Однако результаты квалификационных заездов на время оказались несколько обескураживающими. Полноценной борьбы за поул-позицию не получилось, москвич Николай Грязин почти на секунду опередил всех остальных пилотов. Его команда SRT из Латвии, во второй половине сезона вывела на старт новый Peugeot 208, который показал невероятную скорость на предыдущих этапах. Но тогда ее пилотировал старший брат Николая — Василий Грязин и он каждую гонку заканчивал в боксах, потому-что судьи считали автомобиль не соответствующий регламенту. Например, максимальные обороты были выше положенных 8000 об/мин. Однако перед скоростным сочинским этапом «Пыжик» отрегулировали и дали в руки Николая, который в чемпионате шел на высоком втором месте. И он смог оправдать ожидания своей команды. Второй результат в квалификации показал Андрей Севастьянов на VW Polo, а Ильдар Рахматуллин стал третьим, с отставанием от лидера в 1,114 секунды.
Положение для Ильдара было непростым. Но фортуна была в субботней гонке на его стороне. Вначале Севастьянов столкнулся с техническими проблемами и вынужден был стартовать с пит-лейна. На одного соперника впереди стало меньше. А затем уже сам Рахматуллин отлично принял старт и вырвался вперед уже к первому повороту. Грязин-младший естественно не отставал и более того, в одном из поворотов он смог вернуть себе лидирующую позицию. Но когда машины вышли на длинную прямую, малыш-Twingo казанца опять смог выйти вперед. Как пояснил Ильдар после гонки, у двух французских машин были разные передаточные числа в КПП. В итоге его Renault был быстрее на прямых, зато в поворотах и на медленной части трассы преимущество было у Peugeot московского гонщика. Так пилоты и ехали все 9 кругов, поочередно выходя вперед, и при этом им удалось значительно оторваться от всех остальных. Главный же вопрос стоял так — кто первым пересечет финишную линию. Предсказать это было невозможно, соперники на многих участках трека шли вровень и они казалось одновременно пересекли линию детекции. Но компьютер смог отличить разницу и составила она рекордные для трассы 0,005 секунды в пользу Рахматуллина!
Казанец Ильдар Рахматуллин ведет за собой группу из 34 участников
ПЕЙС-КАР ПРИНОСИТ УДАЧУ
Вторая гонка этапа проходила в воскресенье, 14 сентября. По правилам первые шесть призеров первой гонки должны были уходить на трассу в обратном порядке. Соответственно казанский пилот стартовал шестым, а Грязин-младший прямо перед ним — пятым. Оба гонщика отлично начали заезд и стали проходить соперников один за другим. Но Николай раньше вырвался на оперативный простор и стал отрываться от пелетона. В то же время Ильдар застрял за более медленными партнерами Грязина-младшего по команде SRT. В итоге Рахматуллин все же пробился на второе место, но москвич к этому моменту оказался уже слишком далеко впереди — вне зоны досягаемости. Однако тут вмешался его величество — случай. Между двумя участниками-аутсайдерами случился контакт, в результате которого один из них совершил впечатляюще столкновение с жестким ограждением трассы. В итоге машина оказалась разбита под списание, а обломки обильно засыпали полотно трека.
На трассу выпустили автомобиль безопасности, который водил пелетон до тех пор, пока службы автодрома не расчистили все от кусков металла, пластика и стекла, а также пролившихся технических жидкостей. Все оставшиеся спортсмены при этом приблизились друг к другу и отрывы сошли на нет. И когда за два круга до финиша пейс-кар уехал в боксы — гонка началась с чистого листа. На этот раз Рахматуллину никто не мешал и он на первой же прямой смог обойти Николая Грязина. Тот попытался контратаковать, да так рьяно, что допустил контакт. В итоге машина москвича потеряла темп и его смог обойти Севастьянов. Николай смог все-таки вернуть себе второе место, но потерял на этом немало времени. А когда он приблизился к лидирующему татарстанцу на дистанцию атаки — до окончания гонки оставалось всего несколько поворотов. И вновь на финишную прямую Рахматуллин и Грязин вышли почти одновременно. Правда на этот раз небольшой отрыв был заметен на глаз, казанец вновь выиграл, теперь с преимуществом в 0,175 секунды! И таким образом Ильдар с двумя победами на новой трассе смог вписать себя в историю как автодрома, так и российского автоспорта.
ОТ ПОДИУМА ДО СХОДА
Не менее ожесточенная борьба происходила в гонке Кубка России в зачете «Национальный». Здесь оба дня сражались два тольяттинца Дмитрий Брагин и Роман Агошков, пилотировавшие Lada Kalina. В субботу победил тот из них, кто выступал за казанскую команду «MX-Автоспорт» — Брагин. Но в воскресенье Агошков смог взять реванш. А вот троим казанцам, выступавшим в этом классе, не везло оба дня гонки. Аварии и проблемы с техникой не позволили хорошо выступить Айдару Нуриеву, Ильсуру Ахметвалееву и Булату Фатхуллину. Хотя Нуриев имел шанс даже на подиум, ведь он показал пятое время в квалификации. В итоге же, лучшим результатом в гонке для казанцев стало седьмое место Ахметвалеева в субботу.
Впервые в сезоне, в гонках РСКГ принимал участие трехкратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимур Тимерзянов. Он стартовал на турбированной Lada Granta Cup в зачете «Супер-продакшн». Тимур воспользовался паузой в чемпионате мира по ралли-кроссу и приехал поучаствовать в историческом событии. Выступил казанец просто отлично. Несмотря на отсутствие наката в кольцевых гонках в этом сезоне, он смог показать третье время в квалификации, и приехать на бронзовую ступень призового подиума в субботней гонке, с лучшим временем круга. Такое выступление безусловно можно считать успехом. К сожалению, в самом начале воскресного заезда у Тимерзянова произошел контакт в борьбе за призовое место с одним из пилотов. В результате машина получила повреждения, с которыми продолжать гонку было невозможно.
Подводя итог, можно порадоваться тому, что наконец-то в России появилась трасса высшей категории. Впечатления от нее у пилотов остались самые восторженные. Осталось посмотреть, как пройдут на треке гонки класса «Формула-1», которые пройдут в Сочи через 4 недели. И конечно же приятно, что наши татарстанские пилоты уже успели оставить победный след в только начавшейся истории автодрома, который многие специалисты уже успели назвать одним из лучших в мире.