erid:
Сегодня в Набережных Челнах похоронили гонщика команды «КАМАЗ-мастер» Ильгизара Мардеева. Отдавший КАМАЗу почти 40 лет жизни, он трагически разбился на квадроцикле в воскресенье вечером, наехав на бетонную балку у обочины узкой дороги в Боровецком лесу. Первые лица Татарстана высказали свои соболезнования его семье, а самые близкие люди пришли проводить Мардеева на кладбище, где вся церемония прощания проходила по мусульманским обычаям. Газета «БИЗНЕС Online» вспоминает гонщика и его заслуги перед республикой, а также о том, что два месяца назад на сеть дорог местных чиновников просил обратить внимание глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов.
Ильгизар Мардеев. Фото: kamazmaster.ru
ПО МУСУЛЬМАНСКИМ ОБЫЧАЯМ
Гонщика команды «КАМАЗ-мастер» Ильгизара Мардеева похоронили сегодня во второй половине дня на городском кладбище Набережных Челнов, в мусульманской его части. Утром в производственном цехе «КАМАЗ-мастера» состоялась официальная панихида с торжественными словами, поэтому на кладбище приехали родные, близкие, самые верные друзья. Собрались около 50 человек. Проходило все без лишнего официоза и шума. Хоронили Мардеева по мусульманским обычаям: женщин в определенный момент попросили удалиться, мулла прочитал молитву. Затем каждый, кто пришел сегодня на кладбище, бросил в свежую могилу горсть земли, прощаясь с великим спортсменом. Среди скорбящих был и старший сын Айрат Мардеев, попрощавшись с отцом, он отошел подальше от могилы. В руках он держал красную подушку, на которой сверкали медали, полученные отцом на соревнованиях. Отметим, что Айрат, как и отец, активно занимается автогонками — сначала картингом, затем стал пилотом команды «КАМАЗ-мастер». В 2013 Айрат повторил лучшее достижение отца, заняв второе место на финише «Дакара» в классе грузовиков.
Среди тех, кто пришел проститься, был Владимир Чагин — руководитель команды «КАМАЗ-мастер», который на «Дакаре» получил прозвище Царь. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он вспоминает, что Мардеев стал его учителем. «Мы познакомились в июле 1988 года, в первый день создания команды. Я только пришел в коллектив, и моим первым наставником был Ильгизар Мардеев. Меня поставили к нему, к его верстаку. Я помогал ему собирать машины, учился у него. Он был доброжелательным, остроумным, любил пошутить. Умел красиво и интересно рассказывать истории», — рассказал Чагин.
«Я до сих пор не могу поверить, что это произошло. Он всегда был примером для молодежи — молодые мальчишки, которые приходили к нам в команду, очень его любили. Он старался сделать все для того, чтобы им понравилось у нас. Он мог разглядеть в них талантливых, трудолюбивых людей», — поделился руководитель «КАМАЗ-мастера».
Эрик Хайруллин — пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер», вспоминает об Ильгизаре Мардееве как об обаятельном, трудолюбивом человеке с большой душой. «Он был начальником производства команды «КАМАЗ-мастер», вел масштабную работу по подготовке машин к соревнованиям, занимался разработкой и изготовлением специальной техники, руководил людьми в достаточно непростом коллективе, где каждый человек был специалистом — самородком. И он был непререкаемым авторитетом для всех. Во всех победах команды его огромная заслуга. Это я рассказал о его работе вне соревнований, а во время соревнований он был пилотом автомобиля технической помощи и за все годы работы в команде показал себя верным товарищем и надежным пилотом. Его заслуги были отмечены многочисленными правительственными наградами, он носил звание Заслуженного мастера спорта, был многократным призером марафона «Дакар», — рассказал Хайруллин.
Свои соболезнования сегодня выразили многие официальные лица Татарстана, среди первых — президент республики Рустам Минниханов, премьер-министр РТ Ильдар Халиков. «Горько осознавать, что из жизни ушел глава уважаемой семьи, талантливый, смелый, полный жизни и энергии человек, без остатка посвятивший себя автоспорту, КАМАЗу и Республике Татарстан, — сказано в официальном сообщении от имени Минниханова, размещенном на сайте правительства. — Глубоко опечален этим известием и выражаю сочувствие вам и вашим близким, скорблю вместе с вами. Сил вам и стойкости в эти трудные дни».
На кладбище приехали родные, близкие, самые верные друзья
БЕСХОЗНЫЕ ДОРОГИ
ДТП с Мардеевым произошло вчера, примерно в 16:30, в Боровецком лесу, рядом с базой отдыха «Пихта». Он ехал на квадроцикле «Арктик Кат» по лесной грунтовой дороге шириной около 3 метров. При встрече автомобиля Мардеев выехал на обочину, по которой и поехал, но неожиданно наскочил на лежавшую в траве бетонную балку, которую не было видно с дороги. Колесо разорвало, и гонщик ударился головой о дерево, рассказал Чагин. Это была тяжелая черепно-мозговая травма, которая, как потом выяснилось, несовместима с жизнью. Водитель проезжавшей мимо машины вызвал скорую помощь, но гонщик скончался до приезда врачей.
Отметим, что дороги в Боровецком лесу, который для челнинцев является одним из излюбленных мест отдыха (там, на берегу Камы, есть дачи многих местных VIP’ов, базы отдыха и садовые общества), уже привлекали внимание сотрудников ГИБДД. В июле в Доме правительства на правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности жизнедеятельности начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов назвал сеть дорог в Боровецком лесу «бесхозной» и вызывающей опасения — она никем не обслуживается, что является одной из причин многочисленных ДТП. «На этом участке за полгода произошло 7 аварий, в которых погибли 3 человека, еще 6 получили ранения. При этом на всей сети дорог Тукаевского района погибли с начала года 6 человек», — привел тогда данные Рифкат Минниханов. Поясним, что ДТП с Мардеевым произошло на лесной грунтовой дороге, однако представление о контроле на данных участках статистика дает. С одной стороны, случайный, трагический наезд на бетонную балку. С другой, не обслуживание тех самых дорог.
«Бесхозных дорог не бывает и быть не должно, но дорог, за которыми никто не следит и не ухаживает, в Татарстане достаточно много, — рассказал газете „БИЗНЕС Online“ Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР по РТ. — Конечно, в городах с этим попроще, а в районах, когда начинаешь разбираться, все начинают отмахиваться: у нас на это денег нет. Начинают искать каких-нибудь подрядчиков, на которых это можно свалить. Проблема такая есть. Чтобы ее решить, нужно просто людям в администрациях районов напомнить, что все дороги внутри района — это все ваше, уважаемые».
ОТ МИНИ-СЕНСАЦИЙ ДО КРУПНЫХ ПОБЕД
Чтобы понять значение Мардеева для команды «КАМАЗ-мастер», можно сказать: все победы были связаны с его именем. Мардеев пришел работать на КАМАЗ в 1975 году в 17-летнем возрасте, практически в самом начале функционирования завода. Начинал как фрезеровщик экспериментального цеха при управлении главного конструктора. По его словам, профессией испытателя автомобилей, а также гонками, он увлекся еще в детстве, когда случайно по телевизору увидел, как машина каскадера едет по спирали. В 1986 году Ильгизар перешел в научно-технический центр КАМАЗа, где занимался изготовлением спортивно-кроссовых автомобилей типа багги. В качестве механика выезжал на всесоюзные соревнования и на гонки Кубка Европы по автокроссу.
Постоянным участником международных ралли-марафонов в качестве водителя машин технической поддержки Мардеев стал в 1992 году. В 1997 году он пробует себя в качестве штурмана спортивного экипажа, а в 2002 году пересаживается в кресло пилота «боевой технички» — грузовика, который должен был быстро приходить на помощь лидерам команды при возникновении технических проблем. В 2004 году совершает первую мини- сенсацию, финишировав на своей «техничке» на 4 месте в зачете грузовиков гонки «Париж-Дакар».
В 2007 году на «Дакаре», когда лидирующий экипаж Чагина попал в аварию, Ильгизару пришлось вступить в упорную борьбу с именитыми соперниками, защищая честь команды. К этому моменту Мардеев шел в конце первой десятки, а задача была попасть в число призеров. Пилот из Набережных Челнов сумел мобилизоваться. Тактически грамотно выстроил оставшуюся часть гонки, и его экипаж завоевал «серебро» «Дакара». Что стало лучшим результатом в его карьере.
В период с 2009 по 2012 год, когда «Дакар» уже проводился в Южной Америке, экипаж Мардеева неизменно финишировал на 4 — 5 местах.
Особенно запомнилась гонка 2011 года, когда в упорной борьбе экипаж Мардеева занял 4-е место, вырвав на финише несколько минут у очень серьезного соперника Франца Эхтера. И впервые в истории «Дакара» первые 4 места заняли камазовские экипажи.
В 2013 году Мардеев заявил о завершении спортивной карьеры. Он стал начальником производства некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», там он организовал весь спектр работ по сборке и испытаниям гоночных грузовиков. На его плечи легла задача подготовки всех механиков команды, а также экипажа технической поддержки.
Его старший сын Айрат Мардеев пошел по стопам отца, активно занимался картингом, затем стал пилотом команды «КАМАЗ-мастер». И уже в 2013 Айрат повторил лучшее достижение отца, заняв второе место на финише «Дакара» в классе грузовиков.