erid:
Заместитель премьер-министра Республики Башкортостан Марат Магадеев по совместительству еще и председатель совета учредителей ФК «Уфа», весной наделавшего шороха в отечественном чемпионате. О том, каковы перспективы новичков в премьер-лиге, почему футбол не помеха хоккею, а также в каком качестве примет столица Башкортостана ЧМ-2018, Магдеев рассказал в эксклюзивном интервью уфимскому корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«Я ВСЕГДА БОЛЕЛ ЗА ЦСКА»
— Марат Шарифович, можно ли вас, руководителя клуба, назвать футбольным болельщиком?
— Конечно. В футболе, например, я всегда болел за ЦСКА. Я хорошо знаком с президентом ПФК ЦСКА Евгением Гинером. Он всегда нас морально поддерживает, часто обращаюсь к нему за советом.
— Когда поняли, что «Уфа» может выйти в премьер-лигу уже в минувшем сезоне?
— Потенциал у команды был виден. По составу мы были одними из лучших в ФНЛ — ребята толковые, и, самое главное, умные. Когда играли с лидерами, то показывали зрелую качественную игру — эти игры были показателем высокого потенциала. Правда, парадокс — отлично играли с лидерами, но «летели» аутсайдерам. Когда были такие неудачные игры, то это показывало, что нам не хватает тренерской жесткости, психологической устойчивости команды. В конце концов, этот потенциал реализовался в «стыках».
— Верили, что «Уфа» обыграет в стыковых матчах томскую «Томь»?
— Мяч круглый, и он себя показал круглым. Ждать можно было чего угодно. Наверное, многие должны извлечь урок из этого «стыка». На другой стороне люди тоже умеют играть в футбол, и недооценивать соперника нельзя ни в коем случае. 5:1 — в домашней встрече, которых мы добились, — это, конечно, не 7:1, как немцы разгромили бразильцев на чемпионате мира, но не менее достойно. Если в первом матче с «Томью» у нас залетало все подряд, то второй удалось вытащить на морально-волевых.
— Как изменилась клубная работа в связи с тем, что команда вышла в премьер-лигу даже раньше, чем в «Уфе» это планировали?
— Появились новые заботы. Срочно надо было комплектоваться, формировать бюджет нового уровня. По срокам мы должны были сдавать новый стадион в 2015 году, но пришлось ускориться. Думаю, что в этом году мы его достроим, а весной начнем там играть.
«ГЛАВНОЕ — НЕ ПОПАСТЬ В ЛИФТ»
—
— Какого-то идеала, к которому мы хотели стремиться, нет. В каждом городе, у каждого клуба своя жизнь. Мы продолжаем этот путь в совершенно нефутбольной республике. Хотя вот я говорю «нефутбольной», а у нас официально футбол появился в 1911 году. Но так принято называть, потому что больших команд не было. Мы начали поднимать команду со второго дивизиона и так step-by-step дошли до премьер-лиги.
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней
— Шаги большие получились — за три сезона и сразу в элиту.
— Для нас сейчас самое главное не попасть в лифт между премьер-лигой и ФНЛ. Нужно закрепиться в премьер-лиге и работать над улучшениями результатов дальше.
— Как выстраивается система работы клуба?
— Она уже оконтурилась. У нас есть основная команда, есть дубль, женская команда, школа. Наши воспитанники, кстати, выступают неплохо и на российском уровне, и на уровне округа. Есть и девчата, и молодежь, которые привлекаются в сборные России. Конечно, когда завершим строительство своего стадиона и базы, то у нас будет клуб с серьезной материально-технической базой. Думаю, что и болельщикам других городов будет приятно к нам приезжать. У нас строится целая сеть гостиниц, улучшается городская инфраструктура, и футбол найдет в ней свое место. Но, самое главное, что с первого сезона в ФНЛ республика и город поверили в футбол. Обращения родителей в секции увеличились в разы. Обратите внимание на стадион «Динамо», там с утра до вечера все поле расписано, начиная от «конопышей» четырех-пяти лет утром, завершая нами, ветеранами, ночью. Футбол начинает занимать свое место в жизни республики и города Уфы.
— Республики тоже?
— Конечно, хотелось бы, чтобы это распространялось и на другие города республики. У нас нет полей. Президент поставил задачу, чтобы в ближайшие годы в городах Башкортостана появились стадионы и поля. Мы будем готовить программу развития футбола. С министерством экономики, с заместителем премьер-министра Евгением Мавриным уже работаем над этим. Есть проекты стадионов в ряде городов: Кумертау, Мелеуз, Нефтекамск, Стерлитамак, Баймак.
— В этих городах есть небольшие стадионы.
— Мы же в XXI веке живем, нужно чтобы у этих объектов было соответствующее качество. Нужны стадионы с нормальным полем, нормальными помещениями, раздевалками. Тогда будет массовость. Закон философии — количество обязательно перерастет в качество.
— Когда появится первый стадион вне Уфы?
— Мы подобрали пул городов, где есть проекты. У нас есть форма работы, привлечения инвестиций. Мы бы хотели, чтобы на следующий год в ряде городов эти проекты начали двигаться.
— Насколько важно с экономической точки зрения для региона иметь команду футбольной премьер-лиги?
— Оценку городов и субъектов федерации делают по разным критериям. Наличие, топ-клубов в футболе, хоккее — качественный показатель территории, где они существуют. Если, из более чем восьми десятков субъектов Российской Федерации, в премьер-лиге играют 16 команд, из которых четыре московские, это значит, что лишь в 12-ти субъектах есть команды элитного уровня. Мне кажется, что это тоже показатель развития региона.
«ЗАПРОСИЛИ В КАЗАНИ ПРОЕКТ ЦЕНТРА ВОЛЕЙБОЛА»
— Многие болельщики полагают, что футбольный клуб был создан в противовес хоккейному («Салават Юлаев» финансируют структуры, близкие к экс-президенту Башкортостана Муртазе Рахимову, — ред.).
— Это абсолютные глупости. У меня как-то спросили: что я больше люблю — футбол или хоккей? Это как спросить: кого я больше люблю — маму или папу. Как можно разделить? Да, хоккей — традиционно наш вид спорта, пусть будет и футбол, что мешает? Ни в коем случае нельзя противопоставлять один вид спорта другому. Футбол в Башкортостане — это не политический проект, а жизненная необходимость. Умный болельщик будет болеть и за хоккей, и за футбол, и за другие виды спорта.
— Но теперь в Уфе случились большие проблемы с профессиональными волейбольными командами.
— Конечно, пусть возродится волейбол, который мы сейчас немного подрастеряли. У этого вида спорта тоже есть будущее. Волейбол мы уже проходили, но снова все упирается в материально-техническую базу. Нам нужен хороший спортивный комплекс для игровых видов спорта. Тогда можно успешно развивать и волейбол, и баскетбол, и гандбол. У нас были замечательные традиции по борьбе. Они утеряны. У нас были отличные боксеры. Где они? Есть прекрасный специалист — Ильфат Резяпов — призер чемпионата мира, Европы, участник Олимпийских игр. Я его попросил, он вернулся из Челябинска, и сейчас возглавляет федерацию бокса. Или на днях смотрели трансляцию из Казани с чемпионата мира по фехтованию, где наш молодой парнишка Тимур Сафин выиграл «бронзу». Как можно за него не болеть?
— Строительство такого спорткомплекса в планах есть?
— Мы запросили в Казани проект центра волейбола, который был построен к Универсиаде. Такой нам нужен обязательно — на 3,5 тысячи зрителей, с двумя игровыми залами. Чтобы там можно было проводить соревнования любого уровня.
— Является ли приоритетом внутренней политики республики вложение не только в массовый спорт, но и в спорт высших достижений?
— Я не сторонник отделять одно от другого — это звенья одной цепи. Спорт высших достижений выкристаллизован из массового, он является ориентиром для массового спорта. Если тысяча мальчишек бегает, один из них должен стать Борзаковским. Когда Борзаковского видят, за ним бегут новые тысячи. Когда футбольный клуб «Уфа» вышел в премьер-лигу, в наши футбольные секции пошли тысячи ребят, мы получили массовость за счет качества спорта высших достижений. Одно должно тащить другое. Клуб ради клуба — это неправильный подход.
— Когда у нас в команде будет много своих воспитанников?
— Мы пытались всех своих вернуть, но по разным причинам они «отскочили». Сейчас мы подтягиваем к команде троих ребят — это Ильмир Якупов, Игорь Безденежных, Тагир Ахметшин. У всех ребят есть шансы попасть в основную команду через дубль. Только не надо их жалеть, что они — маленькие? Вы видели чемпионат мира? 19-летние играют в сборных, забивают голы. Хамес Родригес выстрелил так, что в 23 года он — уже игрок «Реала». К этому надо стремиться.
— Российская молодежь не такая?
— Был у нас в свое время талантливый парень, фамилию называть не буду, купил дорогую машину, занял место на скамейке и на этом все — стремлений больше нет. Так и остался навечно перспективным. Играл бы дальше, попал бы в премьер-лигу, проявил бы себя там и перебрался бы в топ-клуб. Спорт должен требовать определенного здорового тщеславия, здоровой конкуренции, спортивной злости.
«НЕ СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ ПЕРВЫМ — НЕЛОГИЧНО»
— Какую задачу ставите перед командой на предстоящий сезон?
— Сохранить место в премьер-лиге, минуя стыковые матчи.
— Не слишком скромно?
— Мы попали в топ-16, из которых 12 команд — еще те зубры. Чтобы с ними кусаться, надо серьезно попахать. Если мы останемся в числе 12-ти лучших команд в первый сезон, я буду считать это успехом.
— Кто из соперников претендует на медали?
— Когда я слежу за трансферами московского «Динамо», то у меня дух перехватывает. Игроки сборных европейских стран, которых мы смотрели по телевизору на чемпионате мира, будут играть здесь. Недавно только, играя с ветеранами на стадионе «Динамо» представляли, что скоро сюда приедут звезды мирового уровня. Традиционно сильными будут «Спартак», «Локомотив». Смотрите, как укрепляется «Краснодар». О ЦСКА и «Зените» даже не говорю, они по умолчанию будут среди лидеров.
— О еврокубках думаете?
— Давайте будем идти шаг за шагом. Сначала закрепимся, появится титульный спонсор, материально-техническая база, управленческий опыт, тренерский и игровой. Конечно, надо думать о еврокубках.
— Есть команды, которые играют в премьер-лиге, но на лидерство никогда не претендуют, например, «Амкар».
— Я глубоко уважаю и люблю пермский «Амкар» и «Крылья Советов». Всегда их внутренне поддерживаю, потому что они на нас похожи. Это клубы с малым бюджетом, из трудовых городов. Это рабочие команды, которые всегда в борьбе с трудностями. Мы примерно такие же. Если они не озвучивают таких целей — это не значит, что они не хотят туда попасть. Войти в спорт и не стремиться быть первым — это нелогично.
«В УФЕ БУДЕТ БАЗИРОВАТЬСЯ ОДНА ИЗ КОМАНД ЧЕМПИОНАТА МИРА-2018»
— Какой бюджет футбольного клуба «Уфа»?
— 650 млн рублей.
— Относительно других клубов это…
— Нижняя планка.
— Есть такое понятие — финансовый fair-play, когда клуб должен зарабатывать больше, чем тратит. Какие требования у вас к менеджменту клуба?
— Это новое требование. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы у нас были партнеры, чтобы мы зарабатывали. Пока не готов обсуждать эти вопросы, потому что для меня это ново. Перед клубом стоит задача зарабатывать, и есть исполнители, которые этим делом и занимаются.
— Когда появится титульный спонсор?
— Работаем, но пока все сложно.
«ПРОСТО НАДО ПОНИМАТЬ — ГДЕ „РУБИН“ И ГДЕ МЫ»
— Будет ли ажиотаж на матчах «Уфы» и «Рубина» такой же, как между «Салаватом Юлаевым» и «Ак Барсом»?
— Накал будет обязательно. Просто надо понимать — где «Рубин» и где мы. Конечно, мы будем бодаться. А отношение болельщиков к дерби обязательно трансформируются и на футбол.
— Вы упомянули про клубную базу. Она строится?
— Да, надеемся завершить строительство к следующему году. Там будет два корпуса, гостиница для основной команды и молодежной, реабилитационный центр. Хотим построить два поля — искусственное и натуральное.
— Уфа планирует какое-то участие в чемпионате мира-2018?
— Мы попали в состав городов, которые принимают участников чемпионата мира. К нам приезжала комиссия, смотрела базу, которая к тому времени будет функционировать. Кстати, дирекция чемпионата мира в 2016 году поддержит финансово этот проект. Их устроили гостиницы, которые у нас уже строятся. Думаю, что мы примем одну из команд. Всем требованиям мы соответствуем. Важный пункт — мы находимся в часовом промежутке времени подлета к трем городам, которые принимают матчи чемпионата — Казани, Самаре и Екатеринбургу. Расстояние от гостиницы до аэропорта в шаговой доступности.
— Планируется ли в Уфе строительство манежа?
— Обязательно. Его проект у нас уже есть. В плане подготовке Уфы ко Всемирным играм 2021 года (Уфа претендует на проведение мировых Игр по неолимпийским видам спорта, — ред.) — строительство манежа и игрового комплекса, о котором я уже говорил. Проект манежа типовой, место строительства пока определяется.
— Кому будут принадлежать права на стадион «Нефтяник»?
— Это республиканская собственность, весь комплекс будет передан в управление клуба — с бассейном, тренировочными полями и двухэтажным административным зданием. Кстати, за текущий год доходность комплекса увеличилась и сейчас он сам себя окупает. Нагрузки на казну нет.
— Генеральный директор клуба Шамиль Газизов говорил, что есть желание продать название стадиона какой-нибудь компании.
— Мы сейчас работаем с пивными компаниями, чье присутствие на стадионах вновь разрешили. Чтобы зарабатывать — все средства хороши. Если мы хотим развивать инфрастуктуру, то без этого никуда.
«КОЛЫВАНОВУ НУЖНО РАСТИ, КАК КЛУБНОМУ ТРЕНЕРУ»
— Каков кредит доверия Игорю Колыванову?
— Тренер, который вывел команду в премьер-лигу, имеет право на кредит доверия. Мы с ним подписали новый контракт.
— Не боитесь, что Колыванова уведут? Говорили об интересе к нему со стороны Капелло, он может стать его помощником в сборной России?
— К нам никаких обращений не было. Думаю, что правильнее было бы обратиться в клуб, прежде чем говорить в средствах массовой информации о том, что Капелло хочет видеть Колыванова в сборной. Это было бы тактично.
— Если такое предложение появится, отпустите?
— Это право тренера. Если у него будут амбиции работать в сборной — он имеет на это право. Мне кажется, что ему еще надо расти, как клубному тренеру.