комментарии 0 в закладки

Александр Семак: «Мессье «убрал» Быкова, а там Гретцки с Лемье вышли два в одного и забили»

erid:

Полный кавалер медалей хоккейных чемпионатов мира («золото- ЧМ-90, «серебро"-ЧМ-87, «бронза"-ЧМ-91) Александр Семак приезжал в Казань в начале лета в качестве руководителя сборной Башкортостана по футболу. Его дружина, состоявшая из представителей законодательной власти республики, выиграла «Серебряный трофей» турнира «Кубок Дружбы». После чего экс-нападающий сборной СССР, «Салавата Юлаева», московского «Динамо» и ряда клубов НХЛ пообщался с корреспондентом спортивной редакции «БИЗНЕС Online».

В «ДИНАМО» МЕНЯ ПРИГЛАСИЛ ЮРИЙ МОИСЕЕВ

— У вас был сумасшедший выпуск, человек десять потом играли в командах высшей лиги. Кого можно было отблагодарить за такой щедрый «урожай»?

— Наших наставников. Анатолия Николаевича Емелина — отца нынешнего наставника Анатолия Емелина, и Владимира Ивановича Воробьева. Выпуск, вы правы, действительно получился очень талантливым: Андрей Василевский, покойный Сергей Бушмелев, Константин Полозов, Олег Путиленко, Руслан Сулейманов, Артур Султанов. Вся наша пятерка: Игорь Кравчук и Игорь Никитин, Юрий Никонов и Равиль Хайдаров, плюс ваш покорный слуга. Они нас вели с детства. У Емелина тренировались рожденные в начале 1966 года, играя вместе с ребятами более старшего, 1965 года рождения. Оттуда тоже вышел известный мастер Сергей Свержов, с ним вместе играли еще Никонов и Полозов. А Воробьев вел конкретно наш выпуск 1966 года рождения.

— У вас в детстве не было альтернативы в качестве баскетбола или футбола, в составе команды «Гастелло»?

— Нет, футбольная команда «Гастелло» располагалась в районе Уфы Черниковке, куда мне в детстве было далеко ездить. Там еще бокс культивировался. А мальчишки, жившие в южной части Уфы, практически поголовно занимались хоккеем. Мы, правда, поигрывали в футбол, но не при детско-юношеской школе. Когда я еще не определился, каким видом спорта буду заниматься окончательно, наш наставник Емелин оказался очень настойчивым. Дело в том, что я летом заканчивал с хоккеем и переключался на футбол, больше дворового уровня. А потом, можно сказать, два раза был настроен прекратить занятия хоккеем, но Емелин настойчиво уговаривал меня не бросать «шайбу».

Почему хотел закончить? Соблазны были свои, «дворовые». Мы жили в бараках, друзья-соседи потом, увлекшись этими соблазнами, закончили довольно плохо. Мне повезло, что я не пошел по кривой дорожке. Именно благодаря ему я вышел в люди.

— Выходили в люди вы через Москву.

— Да, поначалу пригласили меня, а потом подтянулся мой одноклубник по Уфе Равиль Хайдаров.

— Однофамильцы Гимаевы и Кравчук отправились в ЦСКА, вы, Хайдаров и более старший партнер Михаил Анферов в «Динамо», Анатолий Чистяков и Бушмелев в «Спартак». Почему вас так раскидало по обществам?

— За остальных не скажу, но меня в «Динамо» пригласили, решая, тем самым, проблемы с армией. Играя в «Салавате Юлаеве» свой последний сезон, я уже был зачислен в штат «Динамо», куда меня пригласили, как игрока второй сборной СССР, и, когда из ЦСКА пришел наряд — забрать призывника Семака по весеннему призыву, были документы, что я уже полгода служу в рядах погранвойск.

Инициатором моего приглашения в «Динамо» был Юрий Иванович Моисеев, который работал и у вас в «Ак Барсе», а в те времена одновременно тренировал вторую сборную. Во время одной из новогодних поездок он пригласил меня в «Динамо», при том, что я сезон доигрывал в Уфе.

В СТОЛИЦУ УЕЗЖАЛИ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

— Вы поиграли в юниорских и молодежных сборных СССР. Случайно, не попали в состав той команды, которая схлестнулась с канадскими сверстниками на ЧМ в Чехословакии.

— Это «повезло» нашим молодым партнерам 1967 года рождения. После чего обе сборные потом дисквалифицировали. Нет, мы спокойно выиграли свой чемпионат, несмотря на то, что он проходил в Канаде. Выиграли в финале у родоначальников хоккея — 4:1. Помимо нашей пятерки, в той команде были покойный ныне Евгений Белошейкин, Валерий Каменский, Игорь Вязьмикин, Михаил Татаринов, Александр Гальченюк, Павел Торгаев. Команда была «на уровне».

— Какая мощная команда у вас подобралась бы, выступай за нее те, кто потом играл за московские клубы, да еще многолетний лидер киевского «Сокола» Рамиль Юлдашев. Не было возможности Уфе удерживать своих воспитанников в родном городе?

— ЦСКА и «Динамо» призывали хоккеистов в армию. Это раз. Потом, если честно, обеспечить хороший уровень жизни можно было, благодаря выездам за границу, а эти поездки были прерогативой столичных клубов. Зарплаты у спортсменов были относительно небольшие, а купленное за границей можно было здесь продать через комиссионки. Само собой, провинциалы туда стремились. Надо честно говорить о том, что многие старались поправить свое материальное положение.

— Но ваши, более старшие партнеры по сборной, Михаил Варнаков, Владимир Ковин, Александр Скворцов практически всю свою карьеру провели в родном Горьком, как и защитник Юрий Федоров.

— И много они играли в сборной? Я считаю, что они достойны были играть в ней всегда, а попадали, в итоге, по «большим праздникам». Уделом всех остальных команд, помимо ЦСКА с «Динамо», было попадание, максимум, в четвертое звено. Из игроков армейского клуба формировались две стартовых пятерки, из «Динамо» — третья, а «Спартак», «Крылья Советов», названное вами «Торпедо» могло видеть своих игроков только в четвертой.

— На «Кубке Канады» 1987 года вы забили победный гол в ворота хозяев.

— Да, так и было. Первый матч мы выиграли у хозяев турнира с помощью моей шайбы в овертайме. А потом две оставшиеся проиграли с разницей в одну шайбу. Тогда обе команды были сформированы из звезд хоккея, находившихся в самом расцвете сил. Уэйн Гретцки, Марио Лемье, Марк Мессье, как и наши сборники, показывали, возможно, лучший хоккей в своей истории. Уступили мы, возможно, из-за судейских ошибок, когда в третьей, решающей игре, Мессье «убрал» Быкова, а там Гретцки с Лемье вышли два в одного и забили.

ВИКТОР ТИХОНОВ НЕ ВЗЯЛ НА ОЛИМПИАДУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПЕРЕШЕЛ В ЕГО ЦСКА

— Понятно же, что и Олимпиада, и чемпионат мира собирали не самых сильных хоккеистов из НХЛ, а на «Кубке Канады» собирались все «сливки» мирового хоккея. И вы в 21 год забили решающий гол в самом крутом турнире тех лет. «Крышу не снесло»?

— Да нет, и тогда, и сейчас я понимаю, что у нас есть звезды, а есть подмастерья. Разве что шайбы подавать мог (улыбается), когда рядом была наша первая пятерка. Они творили чудеса, они тащили команду, наша задача была — не напортачить. А иногда реализовать что-то.

— Почему вы не развили свой успех в сборной, не сыграв на победной Олимпиаде в Калгари 1988 года.

— Меня туда не взяли. Возможно, припомнив, что вместо ЦСКА я перешел в «Динамо». Виктор Тихонов в последний день перед отправлением на Игры «отцепил» меня из состава. Давайте поговорим о нынешних временах, потому что вспоминать былое, у нас не хватит времени, а у вас места в газете.

БАШКОРТОСТАН ДОСТОИН ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ

— Последнее, что я помню по вашей карьере, это работа в молодежной команде Уфы «Толпаре».

— Да, четыре года я тренировал нашу молодежку, и вся нынешняя молодежь «Салавата Юлаева» и нефтекамского «Тороса» прошла через нашу команду. Андрей Василевский, Владимир Сохатский, Егор Дубровский, Ильдар Исангулов, сын моего бывшего одноклубника Кристиан Кравчук. Он сейчас был в Америке, хочет вернуться на родину, возможно, попробует себя в Магнитогорске.

— Вы перечислили сразу несколько молодых игроков основы «Салавата Юлаева», но, по юниорским и молодежным сборным, помимо Василевского, никого и вспомнить-то сходу не удается. В отличие от тех лет, когда воспитанники Уфы составляли основу еще сборной СССР.

— Не сказал бы. Практически в каждой юниорской либо молодежной сборной страны есть представители уфимского хоккея. Может быть, звезд таких не было, чтобы могли запомниться болельщикам других регионов России. Только в составах нынешних команд, действительно, уфимцев не было. Хотя, может быть, это определенные личные отношения, потому что в командах такого плана, нет-нет, но приглашаются люди «по личным отношениям».

— Хоккей до сих продолжает оставаться видом спорта номер один в Башкортостане?

— Да. Несмотря на команды по волейболу, футболистов, которые только что вышли в премьер-лигу, хоккей опережает их по интересу к себе. Впрочем, футболистам, вышедшим в класс сильнейших, надо постараться зацепиться, задержаться в премьер-лиге, может, тогда ситуация изменится. Я считаю, что и наш город и республика, в целом, достойны того, чтобы у нас была команда в классе сильнейших.

— Хоккею помогает фонд «Урал», который создал бывший президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Что касается ФК «Уфа», то он содержится за счет города?

— Да, теперь надо искать дополнительные источники финансирования. У нас и стадион пока не готов к матчам уровня премьер-лиги, и денег надо в разы больше, чтобы достойно выглядеть в числе сильнейших.

НА ХОККЕЙ ТРАТЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ, А РЕЗУЛЬТАТ…

— Если вспомнить, что обе волейбольные команды постоянно испытывают проблемы с финансированием, то найти дополнительные деньги в республике на большой спорт будет сложно?

— Согласен, у нас в республике большая проблема со спонсорами. Правительство не может изыскать средства на содержание профессиональных команд, потому что деньги идут на обеспечение социальных программ. Говорю я это, уже, как депутат Курултая Башкортостана, это как ваш Госсовет, где я являюсь заместителем председателя комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике. У нас работают по этому направлению двадцать из 110 депутатов Курултая.

— А вы стали депутатом, оставаясь на тренерской работе?

— Нет, после выборов в Курултай, мне пришлось уйти из хоккея. Я работаю там на постоянной основе.

— Можете дать свой непредвзятый комментарий по поводу выступлений в сезоне, как родной команды «Салават Юлаев», так и его «заклятого друга» «Ак Барса»?

— Поймите, даже самый непредвзятый комментарий слишком болезненно воспринимается людьми, про которых ты говоришь.

— Так вы похвалите обе команды, и все будут только рады таким комментариям.

— А есть за что их хвалить? Когда такие огромные деньги тратятся, а результат… Собрался какой-то клан, который аккумулирует средства, пользуясь, наверное, уже преклонным возрастом Рахимова. Идет большой… Не буду говорить, что, чтобы нас с вами не привлекли по юридическим инстанциям.

— Чтобы не заканчивать хоккейное общение на негативе, попрошу вас поделиться впечатлениями о победном чемпионате мира.

— Молодцы, что с новым тренером очень быстро перестроились, показали хороший хоккей. Не как в предыдущие годы, когда чувствовалась закомплексованность, все сидели в защите, отбрасывались. Был наш старый еще советский атакующий хоккей, а когда больше времени проводишь в нападении, тем меньше ты тратишь сил на оборонительные действия. В последние годы, не буду говорить кто, точнее, мой бывший партнер по московскому «Динамо», предпочитал видеть оборонительный хоккей.

ВСЕХ ЗАГНАЛИ В ОПРЕДЕЛЁННЫЕ РАМКИ


0_6c4b1_ef62d792_L.jpg

Московское «Динамо"-1986. Правый крайний в первом ряду — Александр Семак, слева во втором ряду — его «бывший партнер по московскому «Динамо» Зинэтула Билялетдинов


— Ну с вашим бывшим партнером по «Динамо» сборная стала чемпионом мира в 2012 году.

— Потому что еще не отошла от атакующего хоккея, который прививал команде экс-наставник Вячеслав Быков. А потом, года через два, всех загнали в определенные рамки, схемы, и вот вам результат.

— То есть, тренерами сборной должны быть экс-нападающие, как Быков, Знарок.

— Ну, это упрощенный взгляд. И вратари могут стать хорошими тренерами, только не надо заключать долгосрочные контракты. В Канаде, в Америке за неделю до чемпионата, до Олимпиады собирается народ, выбранный генеральным менеджером и играет. У нас же за четыре года до Олимпиады уже хоккеисты ездят по абсолютно не нужным сборам. В результате получился пшик в Сочи.

— Возвращаясь к вашим землякам. Сергей Гимаев еще в пору своей хоккейной карьеры был главным говоруном?

— Я не играл с ним в одной команде, но по ветеранам, когда мы вместе выступали за «Легенд хоккея», приходилось выходить на лед. Подтверждаю, он любит поговорить и в команде, и с судьями пообщаться. Может быть, поэтому его и заметили, и пригласили на телевидение.

— Еще одним вашим партнером на льду был голкипер Олег Браташ, также выступавший в качестве телекомментатора.

— Здесь немного иная ситуация. Олег разговаривал немного, но веско. Выступал эдаким аналитиком, вот в этой ипостаси нашел себя и на ТВ.

Джаудат Абдуллин
Оценка текста
+
0
-