erid:
Вы видели лицо Игоря Денисова, в бессильном отчаянии склонившего голову на скамейке запасных в конце матча с бельгийцами? Один из лучших опорников Европы по прихоти консервативного наставника не получающий в Бразилии и доли того времени, которое достоин проводить на поле, не мог без горечи смотреть за внезапно вставшей обороной своей команды. Человек, с выходом которого корейцы прекратили обстрел ворот Акинфеева, в этой игре не получил ни минуты игрового времени. Кержаков, спасший Россию от поражения в предыдущем матче, «заслужил» меньше пяти минут с учетом добавленных, Дзагоев, который хоть что-то способен придумать в этом бесцветном окружении — менее десяти минут. И не надо потом говорить о старании, возросшем КПД и прочей белиберде. Итальянец — весьма посредственный тактик, нулевой мотиватор и плохо представляющий возможности своих игроков, доказал: он может быть неплох на стайерской дистанции отбора, но абсолютно несостоятелен в условиях краткосрочного турнира, фактически не оставляющего у команды права на ошибку. Самое главное, что мы забыли свой опыт и упорно продолжаем учиться не на чужих, а на собственных ошибках. Перед Мексикой-86 заменили Малофеева, решившего стратегическую задачу, но загнавшего сборную в амбивалентное состояние, на Лобановского и праздновали такую победу над венграми и яркую игру, о которой вспоминают почти тридцать лет. Капелло и из Англии погнали за прививание трусливого, примитивного футбола, но в нашей щедрой России, где давно вывелись пророки, старомодный «гуру» получил все возможности для продолжения экспериментов. А мы с вами получили одну из самых скучных команд на этом ярчайшем форуме. Он везунчик и вымучит три очка с Алжиром, но, право, нам не место в плей-офф. Обвиняйте меня в непатриотизме, но в последнем туре буду болеть за Алжир.
Смотрел как-то несколько матчей в компании старого друга. Андрей Хашов человек в футболе сведующий, полтора сезона работал в должности вице-президента «Рубина». И вот какими мыслями поделился он со мной, когда мы наслаждались прекрасной, праздничной феерией противостояния Австралии и Голландии: «Мне кажется, — сказал коллега по переживаниям, — что отборочный турнир и финальный (будь то ЧМ или Евро) — совершенно разные вещи. В первом важны не игра, а результат, достижение конечной цели. А вот когда ты попал на этот форум достижений всемирного (или континентального) футбольного хозяйства, то будь добр, даже в двух-трех играх, выложись весь до остатка, играй радостно, с душой, не вымучивай очечки, ведь в конечном счете чемпионом станет кто-то из „большой“ пятерки или семерки, но, даже не выйдя из группы, ты оставишь о себе добрую память.»
Трудно с этими словами не согласится. «Никогда не думал, что в Австралии ТАК умеют играть в футбол!» — это уже реплика таксиста, подвозившего меня на следующий день. «Я не знаток, да и график работы не позволяет смотреть чемпионат — продолжил он, — но вот застал их игру, увидел чудо-гол с лета (он имел в виду гол Тима Кэхилла голландцам — А.Н.) и просто влюбился в этих «желтых человечков». Вот, он, глас простого обывателя. И плевать ему, что зевнул в итоге вратарь и что посланцы Зеленого континента домой отправятся после первого этапа, а мы, да еще какие-нибудь такие-же убогие греки, за плей-офф зацепимся. Австралийцы, ганцы, да даже тот же Гондурас вернется домой моральными победителями этого фестиваля — да, наошибались, да, не смогли, но ведь играли сердцем. И встретят их дома поклонники и поблагодарят. А мы приползем втихую, напустим дыма рассуждениями о том, что «впервые с ХХ века вышли из группы», а вслед за этой сборной из Бразилии в злобе и матюках приедут русские мужики-болельщики, которые пролетели пол-света, потратили кучу денег, мотались за этими старательными неумехами, а в итоге получили одну Куябу… Нет, может для кого-то и лучше голова в кустах, но с такой психологией и игрой на чемпионате мира по футболу делать нечего.
Вот и выходит, что мы честно заслужили приглашения на эту свадьбу, но когда все вокруг начали петь и танцевать, остались сидеть за столом и накачиваться граппой до отупения. По мне, так честнее тихо встать и покинуть этот праздник. Все равно, он для нас чужой.
Александр Норден 23 июня 2014 г.