erid:
К большому сожалению, в последнее время российские смешанные единоборства получали повышенное внимание со стороны СМИ в контексте выкрутасов Александра Емельяненко. Многочисленные публикации, телевизионные шоу и прочие вещи целиком и полностью были посвящены выходкам этого человека, которые далеки от спорта. И всегда подчеркивалось, что спортсмен представляет ММА. Сейчас он в СИЗО и самое время подумать о том, как другие бойцы нашей страны могут привлечь к себе внимание. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила разобраться в этом вопросе.
РЕАЛЬНОСТЬ БРАТА АЛЕКСАНДРА
К сожалению, за короткое время Александр Емельяненко полностью растерял свой спортивный талант. Наша газета об этом писала, но как показала реальность, его выходки оказались очень востребованы рынком. Любая новость про него набирает кучу комментариев, делаются многочисленные интернет-мемы и прочие юмористические вещи. Но самое главное — боец востребован у промоутеров. И его ставят на крупные турниры, он получает время на ТВ и ему выплачивают хорошие гонорары, которых он не особо заслуживает. Это значит, что его PR работает на него. Причем, подобное продвижение он не особо заказывает, а делает всё сам. Но что делать бойцам, которые не хотят пускаться во все тяжкие?
НАСЛЕДИЕ БРАТА ФЁДОРА И ПСИХОЛОГИЯ НЫНЕШНИХ БОЙЦОВ
Фёдор Емельяненко — это наше всё. Он снискал себе славу и уважение. Но его имидж некоторым образом тормозит развитие наших бойцов. Все думают, что надо быть этаким воином, который в лице своих соперников противостоит всему злому на земле. Но у Фёдора были на то свои причины. Он был первым и он прорубал окно в этот мир. Он рос и тренировался в таких условиях, от которых современные бойцы далеки и очень сильно. И поэтому его имидж — это очень объективное состояние. Но современным представителям России надо что-то менять. В первую очередь понять, что ММА всё еще шоу-бизнес. Понятно, что наша культура воспитывает нас жестко по отношению к людям, которые любят молоть языком. Но шоубизнес даёт право на манёвры. Менеджеры должны вбить своим подопечным, что очень даже хорошо раскручивать свои бои, очень даже неплохо задирать и подкалывать своих оппонентов. Больше юмора и азарта. Да можно проиграть. Но вот надо зарубить себе на носу, что если ты в клетке и вышел драться, то ты уже мужик по определению и на такое сподобится даже не каждый десятый. Проиграл? Бывает, но бился достойно. Ну посмотрите на Чейла Соннена. Ну да, он проигрывает свои титульные бои, но он зарабатывает кучу денег. Он понимает, что ММА — это шоу и успешно продаёт свои бои. Балабол? Может быть, но есть мнение, что он завалит почти каждого, кто в социальных сетях обливает его грязью. Кстати, в СМИ просачивается информация о человеческих качествах Соннена, он весьма сильно помогает некоторым бойцам в трудные моменты.
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ И ПОКАЗАТЬ
А ведь топовым бойцам России есть, что сказать и есть чем похвастаться. Глупо думать, что СМИ сами придут к тебе и всё про тебя расскажут. Тут должна быть слаженная работа менеджера и самого бойца. Нужно раскрываться, больше рассказывать о себе, высказывать своё мнение по разным вопросам. Сейчас развиты гаджеты, технологии и прочее. Почему не потратиться и не сделать про себя нормальные видеосюжеты? Не просто снятые на мыльницы, а на камеры — с режиссером и монтажем. В России же есть проекты, например Борцовский клуб или Вестник ММА где задействованы чуть ли не бойцы-любители и эти выпуски набирают десятки тысяч просмотров и всё потому, что там люди открываются. Можно взять пример подачи с этих проектов. Почему бы Александру Шлеменко не рассказать какой-нибудь модной передаче про шопинг или свою безалкогольную свадьбу? Может быть получился бы новый тренд? Александр Волков может прийти в свою школу, рассказать про свое детство и приключения. А потом рассказать нынешним школьникам, что он такой же простой парень, но сейчас проводит много времени в Калифорнии и уже два раза зарабатывал по 100 000 долларов и останавливаться не собирается.
Нынешнее время позволяет при минимальных затратах добиться популярности. Есть интернет и социальные сети. Бойцу достаточно свой завтрак выложить и уже пойдет движуха. ММА на пике популярности, любая качественная вещь может в миг разойтись по сети. А там, где есть популярность, есть признание и деньги, ведь бойцы дерутся не за идею. И там, где есть много лайков и репостов, не за горами внимание крупных СМИ. И, повторюсь, бойцы по минимуму что-то делают, но всё это какие-то домашние и тихие съемки. Надо больше креативности и искренности. Именно на это могут клюнуть и спонсоры, которые далеки от мира смешанных единоборств.
Бойцы выходят на бой под музыкальные композиции. Можно выбрать песню, заключить соглашение с артистом и тот будет пиарить спортсмена, который под его песню добивается значимых побед. Выступить на его концерте, сняться в клипе и так далее. Артисту самому тоже хорошо, если его трек будет играть в США или на канале «Россия 2».
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИМЕНИ ХАБИБА НУРМАГОМЕДОВА
На данный момент круче всех над своим пиаром работает Хабиб Нурмагомедов и его команда. За короткое время в UFC он заставил на себя обращать внимание. Он не просто бьет своих соперников. Он активен в социальных сетях, постоянно кого-то троллит, подкалывает, приглашает в гости, попутно пиарит своего отца-тренера. У него был крутой ход, когда в Бразилии он вышел на публику в майке, что самбо это круче, чем джиу джитсу, а потом еще и нокаутировал бразильца. У него есть крутая история про то, как он в детстве боролся с медведем. Эту тему на ура подхватили американские юзеры и она часто всплывает. И он активно вызывает топовых соперников на бой, говорит на языке сети и снимает про себя очень достойное видео. При этом это не мешает Хабибу быть религиозным человеком, семьянином, патриотом и просто симпатичным человеком.
Мне кажется, многим нашим бойцам надо бы выйти из русского сумрака. ММА — это шоу-бизнес, это увлекательное зрелище и очень хочется, чтобы в медиа-пространство наши бойцы попадали не из-за скандалов, а по другим поводам. Мне хочется, чтобы эти достойные люди были в гостях у Урганта или в каких-нибудь «Танцах со звездами», мне хочется, чтобы все увидели, что ММА — это спорт, а не бои без правил. Можно сказать, что мы россияне и мы другие, да это так, но пока все наши чаяния в этом спорте обращены на США и надо учиться играть по их правилам. А они не такие уж и плохие.
Борис Айвел — главный редактор mmaboxing.ru:
— ММА только развивается в России, но не все хотят помогать этому процессу. Наши бойцы только начинают свой путь в мировом ММА и стоит играть по общепринятым правилам. Наши бойцы не умеют продавать бои, это факт. У нас принято уважать своих соперников, но при этом зритель скучает. Мне этого не понять, у боев нет истории и изюминки, все берут пример с Федора Емельяненко. Но вспомните, как бился Федор и на каком уровне, вот там и не особо нужен трешток, ведь зрителей интересует мастерство бойцов. А у нас ребята среднего уровня решили взять с этого пример и почти каждый боится произнести что-либо острое в адрес оппонента. Против тебя в клетке будет человек, который хочет избить тебя, забрать бонусный гонорар за победу и ты с ним вежлив?! Это настоящий бред, по моему мнению. Конечно, не стоит опускаться до примитивных оскорблений, но нашим бойцам нужен трешток и тогда они лучше заживут материально потому, что пресса будет говорить о них. Уважением семью не накормишь, это мое мнение.
«ЕСЛИ ТЕБЯ НЕТ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕТ И ВООБЩЕ»
Кучерявый Злодей — автор и ведущий проекта Вестник ММА:
— То, что сядет Александр Емельяненко для ММА плохо и для Александра Емельяненко тоже. Может быть он и плохой пример для подражания, но о нем говорили, причем много, а в нагрузку шло и ММА. В России в ММА не вливают деньги, ибо всем нужна выгода и профит, поэтому всё и плохо, пока не появятся крупные инвесторы из футбола, например, все будет примерно также. В России СМИ обращают внимание на поножовщину и чернуху, какие люди такие и СМИ видимо. Российским бойцам надо тренироваться больше, а не работать над своим имиджем. В России понятие шоу-бизнеса извращено донельзя, а продавать бои должны матчмэйкеры".
Наталья Буланова -генеральный директор PR-агентства Nota Bene, PR-директор бойцовского шоу «Легенда»:
— Вспомним публичный конфликт в прессе Александра Емельяненко и Сергея Харитонова. Мнения разделились примерно наполовину. Многие осуждали их за эту перпалку. Мы как-то обсуждали этот вопрос на спецпрокте «России-2» «Плохие парни» (перед боем Хэя и Чизоры). Известный уважаемый комментатор Владимир Гендлин поддержал меня в том, что в нашем менталитете это непринято. Скандалы и конфликты не принято выносить на публичное обсуждение. PR и продвижение — не значит скандалы. Многие искажают понятие пиара, хотя изначально это действия, направленные на формирование позитивного имиджа. Не будем углубляться в историю понятия, но лучший пиар бойца — это его бои. Талантливый спортсмен просто обречен на успех. Если он дерется в тех промоушенах, которые понимают важность пиара. Поэтому плохо или хорошо боец пиарится — вопрос к организаторам боев и его команде. Каждый должен заниматься своим делом. По пальцам одной руки можно пересчитать спортсменов, которые могут пиарить себя сами. Например, Джабар Аскеров. Впервые я увидела Джабара на пресс-конференции перед турниром Tech Krep. Он очень хорошо говорит, может высказать свое мнение по любому вопросу, отлично разбирается в политике. Если вы зайдете на его страницы в социальных сетях вы сможете прочитать его интересные мнения. Этот боец с 16 лет ездит по миру, жил в разных странах, что безусловно накладывает положительный отпечаток на личность, хорошо знает английский. Вот это пример грамотного пиара.
Антон Лаптенок — американский обозреватель figtwear.ru:
— Важно иметь грамотного менеджера или просто человека, который вёл бы спортсмена по виртуальному миру, если он не способен заниматься самопродвижением. Ведь если тебя нет в интернете, то нет и вообще. Кроме того, далеко не все бойцы имеют должную харизму, знают английский или хотя бы владеют хорошим русским языком. А на развитие этих навыков нужен уже не один год. Внимание СМИ заслужить можно. Но тут вылезает другая проблема — вот кто-то из наших стал чемпионов UFC и что показывать зрителю? Кадры из боя не показать, проблемы с правообладателями. Да и сами бои в нашем ящике не показывают. Соответственно, как объяснить 80% зрителей значимость случившегося? Так что это, увы, лишь вопрос времени. Что же до скандалов, то в данный момент внимание к ним просто привязано в связи с фамилией фигуранта и тем, что у него есть широкая известность и выход на воротил этих самых СМИ. Такой вот он уникальный человек у нас, всё в его пользу кроме последнего заседания суда.