erid:
Ветеран казанского хоккея Айрат Мухитов, известный в прошлом веке голкипер, поработавший в альметьевском «Нефтянике» с Эмилем Гариповым в качестве тренера вратарей, поделился с корреспондентом спортивной редакции «БИЗНЕС Оnline» мнением о проблемах казанского хоккея, рассказал, как ему игралось против Уэйна Гретцки и Валерия Маслова, ну и, конечно, о прогрессе в игре молодого голкипера «Ак Барса».
В «УРИЦКОМ» ЖИЛИ ОДНОЙ СЕМЬЁЙ
На тренерской скамейке «Нефтяника»: Айрат Мухитов (слева), Алексей Пучков
— Вы дебютировали за СК им. Урицкого в сезоне-1983/84 при старшем тренере Олеге Галямине?
— Да. В 16 лет, когда учился в 10 классе. Был запасным, первым был Александр Котомкин, играли в переходном турнире с «Ижсталью» из высшей лиги. Мне позвонил помощник старшего тренера команды Всеволод Елфимов и сказал, что я буду запасным СК им. Урицкого. Этот матч показывали по ТВ. Выпустили меня в третьем периоде, отстоял его на ноль. Родители смотрели игру по телевизору, но не знали, что я был в заявке на игру. Обычно родители смотрели за игрой своих детей вживую, с трибуны. И отец, и мать. Гудожниковы игру своего Валеры никогда не пропускали. Пучков-отец то же самое. Даже тренировки многие посещали. Хоккей — социальная программа, о ней нельзя забывать.
— Коленки не тряслись при дебюте?
— Нисколько. Не успел испугаться. Вышел на лед и видел только шайбу, и больше ничего. Не пропустил ни одной. А забивать у нас было кому — Сергей Столбун, Геннадий Маслов, Валерий Шалахин. Правильный у нас был коллектив. Как одна семья. Помню, у нас с Рафиком Якубовым… усы стали расти. Но мы еще не брились, даже станков не было. Дошло до того, что Рафику кто-то усы сбрил — то ли Андрей Писарев, то ли Равиль Фазлеев, или Равиль Шавалеев. Вот, так и жили. Одной семьей.
— Судьба у вратаря — сидеть в запасе сильно бьет по психике? Так мало играли за
— Да, в сезоне-1991/92 всего в одной игре участвовал при главном тренере Юрии Очневе. В это время я был в Ижевске, а Очнев пригласил меня обратно в Казань. Играл, а потом пошла смена руководства в команде, и всё, больше я за родной клуб не играл. Не всем дано сидеть, и ждать своего часа, но не каждый вратарь может мириться с ролью запасного, например, Гарипов, он не может в силу своего характера мириться с ролью второго.
— Маслов на тренировках бросал так же как в игре или берег своих вратарей?
— Как и в игре, так и на тренировках. Иначе не забил бы больше 600 голов. Мы ведь помимо хоккея играли и в баскетбол, и в футбол, в полную силу. И я не боялся, что после жесткого стыка ветеран мне врежет за излишнее усердие. Как-то в баскетболе как врезался в Леху Пучкова, сразу испугался, а он так ошарашено посмотрел на меня — ну, ты даешь, Айрат. Ни одного грубого слова, никаких оскорблений. Только одно — ну держись. По башке я мог получить только в игре за грубую ошибку, за трусость. Строго за дело.
СК им. Урицкого сезона 1986/87, вратари: Сергей Абрамов (слева) и Айрат Мухитов
— А защитники не рычали на молодого вратаря?
— Нет, я всегда получал от защитников только поддержку. Что от Шавалеева, мы с ним жили в одном номере на клубной базе в Залесном, он мне был как старший брат. Такой души человек был, когда играл.
— Альметьевск — Казань. Хоккейный союз длится уже более тридцати лет. Полезный альянс?
— Конечно. Фарит Зайнуллин, Андрей Писарев — это на моей памяти. Очень полезная практика. С Якубовым, нынешним директором ХК «Нефтехимик», мы через полгода командировки в «Нефтянике» вернулись в СК им. Урицкого. Порой хватало всего трех месяцев практики в Альметьевске и мы возвращались в Казань полными энергии и опыта. Большая, просто невероятная польза была для обеих команд. Играя в Альметьевске, мы поднимались вверх по ступеням профессионального мастерства и возвращались в Казань.
СТАЛЛОНЕ СО МНОЙ ПОЗДОРОВАЛСЯ ЗА РУКУ
— Будучи в воскресенском «Химике» вам довелось поучаствовать в суперсерии с клубами НХЛ. Что запомнилось?
— Да, было это в 1989 году, практически все матчи с командами НХЛ сыграл в воротах «Химика» Алексей Червяков. Мне довелось сыграть только один период, заключительный в матче с «Детройт Ред Уингз», мы выиграли — 6:3. Что-то случилось с Червяковым, вот меня и выпустили в последней игре суперсерии. Никогда в жизни не был за границей, а тут приехали в Америку, каждый день глаза на лоб лезли. На игре с «Лос-Анжелес Кингз» увидел живого Сильвестра Сталлоне, он в перерыве подошел к нашей раздевалке, я с ним поздоровался за руку! С нами тогда ездил в Америку и нападающий СК им. Урицкого Ильдар Рахматуллин. Мы сумели победить «Эдмонтон Ойлерз» — 6:3, «Калгари Флеймз» — 6:3, «Вашингтон Капиталз» — 5:2 за счет работы, сумасшедшей работы, еще и повезло нам где-то. Конечно, класс команд НХЛ был выше наших, намного выше. В итоге мы добились отличного результата — три победы при трех поражениях. Живого Уэйна Гретцки увидели, Стива Айзермана, Марка Мессье. Очень впечатлила инфраструктура клубов Национальной хоккейной лиги. Просто шик. Везде.
— Кто в ваше время в команде занимался с вратарями СК им. Урицкого?
— А никто не занимался. Мы были предоставлены сами себе. Это сейчас практически в каждой команде есть тренеры по вратарям, в «Ак Барсе» и вовсе два таких специалиста. Старший по возрасту был тренером для младшего, Котомкин был 1952 года рождения, я -1967, вот и ответ. Котомкин в нужный момент делал мне замечания, неправильно ловишь мячик
БЕДА У НАС С МЕСТНЫМИ ТРЕНЕРАМИ
— Как за последние 30 лет в нашей стране изменилось отношение к хоккею?
— Колоссальная разница. Страна другая, люди другие, и главное, инфраструктура спортивная другая. В хоккей вкладываются большие деньги, но что дальше? Если раньше в СК. им. Урицкого работали практически все свои, казанские, то сейчас картина сильно изменилась. Мне больно на это смотреть… Ладно, взяли приезжего тренера, дали ему приличную зарплату. Ну и сам хоккей сильно изменился. Игра стала более быстрой, может быть, в ущерб гибкости, более силовой. Конечно, все изменилось. В том числе и в ДЮСШ, где исчезают местные ребята, порой в команде того или иного возраста всего несколько казанских ребят! Занимает эта команда такое то место в Поволжье, в лучшем случае один-два парня попадают в молодежный «Барс». И что в итоге? Мы элементарно останемся без казанских тренеров! На корню рубим свои кадры. Через 10 лет у нас будет беда с местными тренерами. А ведь раньше тренерами в первой команде работали те, кто прошел школу СК им. Урицкого. Владимир Ткачев, Виталий Петров, Валерий Маслов, Владимир Гусев, Валерий Романов — все играли в Казани. Заканчивает игровую карьеру хоккеист, куда ему идти, как не в тренеры? Больше некуда. А теперь заканчивают школу мальчишки, а там казанских раз-два и обчелся. А если своих было двадцать? Двое-трое как минимум выросли бы в тренеров… Вот в чем беда. Мы же здесь выросли, нужно хоть немного быть патриотом своего региона. Если есть альтернатива, взять местного тренера или приезжего, наверное, нужно брать своего? Свой играет и работает для своих, на глазах своих…
Ладно, главный — пришлый, но помощники-то должны быть местными! Тогда наши тренеры возьмут всё полезное от совместной работой с опытным наставником. Созреют кадры, пойдут вперед. Взять Андрея Макарова, он и как хоккеист был очень амбициозным, знает свое дело, но до сих пор работает в школе, даже до второй команды не дошел. Может быть, стоит таких людей хотя бы на год подпускать к работе с первой командой, чтобы опыта набраться, поработал, вернулся в школу. Станет такая практика нормой, и каждый тренер школы получит нужный опыт работы на высшем уровне. Есть Вадим Шайдуллин, Олег Кофтун, Анвар Валиахметов, Артем Анисимов — все они работают в клубной школе. Разве нельзя так сделать? В этом плане мне нравится ситуация с хоккеем в Башкирии, есть там благотворительный фонд «Урал», сильно помогающий спорту, что хоккею, что футболу, что волейболу. Приятно смотреть, как там доверяют собственным тренерским кадрам. Почему в Челябинске столько своих тренеров, да потому что доверяют своим — Геннадий Цыгуров, Сергей Михалев, Олег Знарок, Валерий Белоусов. Где наши казанские тренеры, заявившие о себе? Да, в нашей республике заметно больше хоккейных коробок и дворцов спорта, но в конечном итоге все решают люди…
Эмиль Гарипов (слева)
— И что вы скажете об Эмиле Гарипове, он ведь рос на ваших глазах?
— Не хочу обидеть финского тренера «Ак Барса» Ари Мойсанена, конечно, он внес свой вклад в прогресс Гарипова. Зубастый финн, он нередко влияет на решение главного тренера в вопросе о голкипере на тот или иной матч, но я считаю, что любой вратарь с годами набирается опыта, растет. Так что прогресс Гарипова — это не только заслуга Мойсанена. И на данный момент я, хорошо зная семью Эмиля, в курсе, что он очень сильно поменял образ жизни, повзрослел. Ведь нашему тренеру могут дать по башке, а иностранцу нет, это же влияет на работу. Иностранцы более независимы в своих решениях. Если раньше у Гарипова были элементы привычного юношеского разгильдяйства, невнимательность мешала, то деньги потеряет, то кроссовки где-то оставит, то сейчас он многое переоценил, стал матерым профессионалом.
Раньше он вел себя по-другому, тяжело было с ним тренеру вратарей «Ак Барса» Абрамову — это очень порядочный человек, может быть, мягкость в работе ему мешает. Когда мы на пару играли в СК им. Урицкого, Абрамов часто просил меня перед игрой: «Разозли меня, Айрат!». Сам не мог разозлиться! Сильно изменил Эмиль свое отношение к делу, стал играть в шахматы — это дело полезное, усидчивость востребована и мозги работают. Мы с ним каждый вечер в Альметьевске по две-три партии в шахматы играли, просто заставлял играть. Чтобы мозги работали, просчитывали на два-три хода вперед. А тут и финский специалист пришел в клуб, принес с собой что-то новое. На мой взгляд, это главная причина его игрового прогресса — взросление. Да и командировка в Альметьевск ему помогла, сделала свое дело, ведь в свое время очень много игроков СК им. Урицкого — «Итили» — «Ак Барса» прошли через «Нефтяник». Это очень хорошая школа, играть молодым со взрослыми мужиками. А Эмиль сам по себе очень талантливый парень, у него хорошие физические данные, очень пластичный, да и проигрывать он не любит. Ему внимание нужно. Всегда любит побеждать, не у всех спортсменов есть такое ценное качество, любой проигрыш для него — это сильная трагедия, он — максималист, поэтому и дорос до сборной России.
— Моду на финских специалистов по вратарям лично вы, чем можете объяснить, высоким авторитетом финской вратарской школы?
— Да, сильная у них вратарская школа. Но они ничего нового не придумывают. Это не только мое мнение, точно так же после поездки в Финляндию мне говорил Рашит Давыдов, игравший в СК им. Урицкого, а ныне тренер вратарей столичного «Динамо» и сборной России. Напротив, это финны у нас посмотрели много нового. Ничего нового финны не внесли.
Наша справка:
Айрат Мухитов. Голкипер. Родился в Казани 18 марта 1967 года.
Выступал за клубы: СК им. Урицкого (Казань) — 1983−1986, 1992−1999 гг., СКА (Свердловск) — 1986−1988, «Спутник» (Альметьевск) — 1985−1986, 1992−1999. «Химик» (Воскресенск) — 1989−1990. «Ижсталь» (Ижевск) — 1991−1993. Помощник тренера в «Нефтянике» (Альметьевск) в 2000—2013. Заместитель директора клубной школы «Нефтяника» — с 2013 г. Бронзовый призер чемпионата СССР 1990 г. Чемпион РСФСР 1994 г.