erid:
Накануне «Ак Барс» провёл последний матч регулярного чемпионата шестого сезона КХЛ, по итогам которого казанский клуб занял третье место в Восточной конференции и не смог повторить прошлогоднее достижение. Напомним, что год назад «барсы» начинали плей-офф будучи на первом месте в своей части таблицы и этим обеспечили себе преимущество домашней площадки на все стадии розыгрыша Кубка Гагарина. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» называет причины, помешавшие «Ак Барсу» выиграть Восточную конференцию КХЛ.
НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ВО ВРАТАРСКОЙ ПОЗИЦИИ
Примерно в середине нынешнего регулярного чемпионата у «Ак Барса» выявилось невероятное преимущество — команда, пропустившая на тот момент наименьшее количество шайб, обладала сильнейшей парой вратарей. Константин Барулин и Эмиль Гарипов по очереди зарабатывали «сухари» и находились на верхних строчках таблиц с вратарской статистикой. Однако очень скоро это преимущество превратилось в недостаток. Барулин, будучи основным вратарём команды, не выдержал давления, оказанное на него Гариповым. После не совсем удачной поездки в Сочи на Кубок Первого канала, где 30-й номер «барсов» окончательно лишился места в олимпийской сборной России, Барулин растерял всю свою уверенность, но при этом всё так же остался основным стражем ворот команды. Такое решение тренерского штаба не выглядело полностью обоснованным, поскольку Гарипов полностью реализовывал все свои шансы, а в последних матчах играл намного увереннее и стабильнее своего партнёра. Потому казанцы периодически теряли очки из-за игры своего вратаря. Ставку команды на Барулина на финише «регулярки» и последующем плей-офф уже сейчас можно считать сомнительной, хотя в розыгрыше Кубка Гагарина измениться может почти всё.
БЕЛОВ В СБОРНОЙ
Как показала практика двух прошедших Олимпийских игр, запрет ФХР на совмещение должностей главного тренера сборной и главного тренера клуба не приносит реального результата — никакой видимой разницы между достижениями освобождённого тренера и занятого в своей команде нет. Теперь большая часть хоккейной общественности считает, что руководитель национальной команды должен быть задействован в клубном хоккее хотя бы для того, чтобы не потерять навыки постоянного управления коллективом и всегда быть в курсе всех тактических инноваций. Однако при этом многие забывают, что в этой ситуации есть и другая заинтересованная сторона — клуб. Главный тренер «Ак Барса» Валерий Белов в этом сезоне пропустил в общей сложности около двух месяцев работы на своей основной должности, оставляя хоккеистов помощникам. Несмотря на то, что помимо Белова и Ари Мойсанена, который тоже уезжает в свою сборную, в штате казанцев находятся еще четыре тренера, один из которых имеет опыт работы главным (Александр Барков), руководить командой на расстоянии всё же тяжело. При всех усилиях нынешний рулевой «Ак Барса» не может в полном объёме контролировать подготовку хоккеистов, хотя в прошлом году работа в сборной не помешала выйти команде на первое место «Востока», но и год тот был не олимпийский, да и в команде был прежний костяк. Нынешний «Ак Барс» еще только строится и потому тренеская работа в перерывах была особенно важна. Казанцы до первой паузы в чемпионате были абсолютно лучшей командой лиги по базовым показателям, но после неё подопечные Белова стали играть нестабильно и такая тенденция была во всем сезоне.
НЕСТАБИЛЬНЫЙ НИКУЛИН
Новый капитан «Ак Барса» с самого начала сезона должен был становиться лидером команды и руководить её действиями, как минимум, при игре в большинстве. На деле же повторилась типичная для Никулина история — защитник откровенно провалил начало сезона и пришёл в себя только после первого перерыва на Евротур. Ситуация усугубилась тем, что кроме низкой результативности игрок первой пары обороны удивлял тем, что допускал уйму индивидуальных ошибок — терял шайбу, упускал игрока соперника, полностью открывал «пятак». Но в последнее время капитан «барсов» заметно прибавил, что он сам и предсказывал на старте игрового года. Последний раз Никулин играл плохо на турнире в Сочи, но не на олимпийском, а на Кубке Первого канала. С тех пор защитник действовал всё увереннее и увереннее, и концу «регулярки» Никулин набрал вполне приличные 25 очков, которые для него являются нормой, правда защитник-бомбардир забросил всего 5 шайб. Однако это норма сложилась как следствие большого количества игрового времени с лидерами «Ак Барса» — Никулин исправно выходил в первой пятёрке с Морозовым и Зариповым. В нынешнем сезоне Никулину пришлось играть с новыми партнерами. Первое звено Казани было лишь номинально таковым на протяжении большей части сезона, главной ударной силой была вторая тройка, где играли Стэплтон — Бурмистров — Варнаков. С этими хоккеистами чаще всего выходили Евгений Медведев и Шон Хешка, что и серьезно сказалось на их результативности.
ОТСУТСТВИЕ ЗВЕНА-ЛИДЕРА
После ухода из клуба всего первого звена место лидирующего сочетания этим летом было отведено связке Алексея Терещенко. Этот центрфорвард несомненно является одним из лучших сдерживающих и оборонительных игроков КХЛ, но Терещенко в последний раз постоянно играл на ведущих ролях в команде в 2009 году в составе «Салавата Юлаева». Последние три года хоккеист и в клубе, и в сборной центрфорвард играл во втором или третьем звене. В этом сезоне 27-й номер «барсов» должен был взять на себя ответственность в плане организации атаки. Пару ему составил Кирилл Петров, который до этого провёл отличные сезоны, но тоже никогда не был лидером в большом клубе, да и снайпером его назвать было сложно, несмотря на относительно удачную игру в плей-офф прошлого года. Что же касается третьего игрока первого звена, то его как такового и не было. За 54 матча регулярного чемпионата на левом фланге первой тройки сменилось 6 хоккеистов. Стоит отметить, что звено Терещенко являлось первым только номинально — оно выходило на лёд раньше остальных, у него было больше времени на льду. Но по игре лидером было второе звено, в котором основную часть чемпионата играли Тим Стэплтон, Александр Бурмистров и Михаил Варнаков. Именно это сочетание создавало наибольшее количество опасных моментов у ворот соперника, именно у этой тройки наибольшее количество набранных очков. Несмотря на это, звено Бурмистрова так и осталось лишь вторым, что явно не позволило игрокам полностью раскрыть свой потенциал. После очередного перерыва игра второй тройки перестала приносить результат. Как итог — Варнаков был отправлен в третью тройку к Свитову, а его место занял Янне Песонен. Обновленному «Ак Барсу» так и не удалось создать мощное ударное звено, которое могло бы потащить за собой всю команду.
НЕТ ВОЛЕВЫХ ПОБЕД
«Ак Барс» второй год подряд демонстрирует тактику, при которой «барсам» жизненно необходимо получать преимущество в счёте как можно раньше, так как игра первым номером у казанцев не всегда получается даже в матче с слабым соперником — в игре с «Витязем» казанцы упустили победу, ведя в счете 3:0. В то же время, очень тяжело вспомнить матч «Ак Барса» за последние два года, в ходе которого «барсы» переломили игру, задавили соперника и отыгрались на последних минутах. Максимум этого сезона — 53-я минута матча с «Югрой» — Варнаков сравнял счёт и перевёл игру в овертайм. За этот сезон «Ак Барс» лишь однажды смог отыграть отставание в две шайбы — произошло это в матче с новокузнецким «Металлургом», который в итоге был проигран по буллитам (4:5), напомним, что «Кузни» даже нет в плей-офф. Сами же казанцы шесть раз упускали преимущество в два гола и позволяли сопернику отыграться. Казалось бы, что дело в бойцовских качествах игроков, но самоотдача — это чуть ли не единственное, в чём нельзя упрекнуть казанских хоккеистов. Такое положение говорит о том, что у тренерского штаба просто нет второго плана или же он не работает на случай, когда всё идёт не так, даже когда игроки начинают работать с удвоенным усердием, пытаясь спасти матч.