erid:
Прошедшие старты в Сочи и их результаты по-прежнему находятся в центре внимания спортивной и не только общественности. Один из руководителей олимпийского движения в стране, генеральный секретарь НОК России Марат Бариев в эксклюзивном интервью для «БИЗНЕС Online» поделился своими впечатлениями, порадовавшись за наших фигуристов и шорт-трекистов, немного пожурив лыжников и встав на сторону Евгения Плющенко в известном конфликте. Но воспоминания Бариева начались с околоспортивных впечатлений, как своих, так и западных гостей Олимпиады.
«ПОРАЖЕНИЕ ХОККЕИСТОВ НЕ СТАЛО ДЛЯ МЕНЯ НЕОЖИДАННОСТЬЮ»
— По поводу организации соревнований у меня вообще никаких переживаний не было. Всё уже было опробовано на казанской Универсиаде, так что, если и были какие-то огрехи, то они были заметны лишь до старта соревнований, а потом выявлялись и быстро устранялись. А вот гости Олимпиады, чувствуется, до стартов были серьезно напряжены. Все примечали — что не так, ждали чего-то, вплоть до провокаций. Но потом, как стартовали Игры, обо всем этом позабыли, расслабились, даже начали нам сочувствовать по поводу не самого удачного выступления наших спортсменов на старте Олимпиады. Помню, как сидим с поляками по окончании одного из олимпийских вечеров. У нас четыре золотые награды, и у них столько же. И они нас утешают: «Ничего, ребята, зато у вас организация соревнований такая классная!»
— Как же у нас так получилось ударно завершить зимние Игры? Может, неудача хоккейной сборной заставила мобилизоваться всю остальную олимпийскую дружину? Как было на самом деле?
— Честно говоря, для себя я уже давно определил, что хоккейный турнир начинается с плей-офф. На сочинском старте подумал, что раньше полуфинала там будет неинтересно.
— Но российской сборной в полуфинале не оказалось.
— Да, как и в Ванкувере мы до полуфинала не дошли. В Турине в 2006 году дошли, но, после того, как выиграли у Канады в четвертьфинале, в полуфинале вдруг от тех же финнов получили поражение — 0:4. Именно в плей-офф начинается настоящий хоккей, как в марафоне вся борьба разворачивается после 35 километра. Зная эту ситуацию, особого внимания хоккею на групповом этапе я не уделял. В отличие от многих наших болельщиков, я очень переживал за тех, кто соревновался в «Лауре»: биатлонистов, лыжников. В том числе и потому, что сам — лыжник, в прошлом. От них я ждал побед, и не пропустил ни одного старта, кроме женской гонки на 30 километров. Тогда мы с министром спорта Виталием Мутко находились на шорт-треке.
Возвращаясь к лыжам, никто не мог объяснить, почему мы все время без медалей. У той же Норвегии, кстати, после прекрасного дебюта, была ситуация в середине Олимпиады, когда всё перестало получаться. Что тут поделаешь? А я же знал, что наши и готовы прекрасно, и трассы они изучили от и до, и все эти переживания за наших лыжников отодвинули на второй план хоккейные. Так что поражение хоккеистов, к сожалению, для меня не стало большой неожиданностью. Оно меня не так «убило», как некоторых других. Я был к нему готов.
«НА ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ ПОБЕДУ ВДОХНОВИЛО „ЗОЛОТО“ АДЕЛИНЫ СОТНИКОВОЙ»
— А почему мы так хорошо финишировали? Предпосылки к этому были видны еще раньше. На том же шорт-треке прошли предварительные соревнования в эстафете, где была заметна хорошая готовность нашей команды, да еще и основные конкуренты из Канады и Кореи в финал не вышли. Хорошая готовность Виктора Ана была заметна невооруженным глазом, а это предвещало победу на его любимой дистанции в 500 метров. И я уже понял, что там у нас все будет хорошо. Ан — просто гений шорт-трека, что он демонстрировал уже ранее на соревнованиях, которые мы видели.
И всех наших спортсменов, я считаю, ещё и подхлестнула победа фигуристки Аделины Сотниковой. Там же была очень непростая ситуация, когда все ожидания были связаны с Юлией Липницкой. Но Сотникова продемонстрировала такой железный характер, хотя у нее и была определенная обида за то, что не вышла на старт командных соревнований, но была и дополнительная ответственность за то, что именно она теперь стала претенденткой на «золото». Причём конкурентки выступали практически без ошибок. Но Сотникова справилась.
— Как справилась в 2008 году, когда выиграла чемпионат России в Казани, будучи на тот момент 12-летней девочкой.
— Да-да, я тоже ее приметил еще с того времени, и в Сочи, кстати, напомнил о той победе. У Сотниковой потом было много успехов, и, главное, было только реализовать свой огромный потенциал. Я за Аделину, за ее тренера Елену Буянову (Водорезову), с которой мы встречались накануне произвольной программы. Когда Сотниковой удалось завоевать «золото», мне кажется, что это многих российских спортсменов вдохновило. Мол, смотрите, ошиблась одна, на ее место встала другая и добилась победы. В этот вечер наступил определенный перелом в нашу пользу, тем более, что мы снова завоевали «золото», после определенной засухи. И три последних дня просто феерили. Потом еще говорили, что Россия всегда в конце соревнований «берет» свои медали, но я с этим категорически не согласен. На моей памяти мы много раз начинали зимние Олимпиады с побед.
— Да, с ходу могу вспомнить Олимпиаду 1988 года, когда первой чемпионкой стала лыжница Вида Венцене. 1998-й год начался для нас с победы лыжницы Ольги Даниловой. Просто тогда лыжный спорт в стране был другой, всесокрушающий.
— Веденин, Савельев, Прокуроров — наши великие лыжники, выигрывали и создавали определенный задел для командного зачета. Лыжи, биатлон были в числе тех видов спорта, которые несли в нашу общекомандную копилку медали. Сейчас, кроме хоккея, я считаю, и биатлон, лыжный и конькобежный спорт оказались в числе тех видов спорта, где мы не добрали наград. Там мы надеялись на «золото» Дениса Юскова и Ольги Фаткулиной. Зато выше головы прыгнула федерация бобслея и скелетона, где я лично прикидывал завоевание двух медалей, не более. Шорт-трек показал себя во всей красе. Мы там за всю историю имели только одну бронзовую медаль женской эстафетной команды в 1992 году, о чем все уже успели позабыть. А тут такой грандиозный успех, и не только за счет одного Ана, у нас же было еще и «серебро» Виктора Григорьева, и победа эстафетной дружины. Ещё и фигуристам нужно сказать огромное спасибо. Именно они задали победный тон нашей Олимпиаде.
«У КОВТУНА ЕЩЕ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ»
— И именно в их среде произошел скандал, расколовший болельщицкое общество надвое. Который связан с Евгением Плющенко.
— Что касается Плющенко, то именно он задал победный настрой для завоевания командного «золота». А почему он не стал соревноваться в личном первенстве… Кто ему мог приказать не делать этого? Никто. А он сам, видимо, после победы пребывал в определенной эйфории, болячки не беспокоили, вот и не рассчитал свои физические возможности. Осуждать его за то, что он отказался, я не могу. Мы что, сознательно хотели сделать его инвалидом?
Фокусировать внимание на его отказе? В нашем спорте можно припомнить случаи, когда, даже на олимпийских стартах спортсмен снимался за полчаса до начала соревнований, ничего до этого не выиграв, как сделал Плющенко. И никто никого не осуждал в столь массовом порядке, как это сделали сейчас. А у Евгения, я считаю, главной ошибкой было то, что он начал оправдываться. Не стал бы влезать в дискуссию, и тема сама собой сошла на нет. Я на его стороне. Он вошел в олимпийскую команду по спортивному принципу. А у Ковтуна еще будет возможность проявить себя на стартующем вскоре чемпионате мира.
— Давайте поговорим о таком явлении в российском спорте, как Виктор Ан. Появился у нас в стране всего один человек и поднял огромную волну интереса к целому виду спорта.
— В целом, о тех, кого мы пригласили в сборную России из-за рубежа. Вик Уайлд появился не по приглашению какому-то, а в связи с женитьбой на нашей титулованной спортсменке Алёне Заварзиной. И в этом плане изначально надо было радоваться тому, что Уайлд приехал к нам, а не Заварзина уехала, как могло произойти еще несколько лет тому назад. При этом на американца не делалось серьезной ставки, потому что мы не покупали звезду. Он стал чемпионом в нашей команде.
Ан же попал в число тех спортсменов, которых мы набирали из-за рубежа в качестве надежд на удачное выступление в Сочи, происходило это на стыке 2010 — 2011 годов. По разным причинам, никто, кроме Ана, не смог заявить о себе. А насчет Виктора постоянно шли очень хорошие отзывы, что он очень системный, сильно мотивированный, работяга, что идет положительная динамика роста результатов. Плюс к этому, он не просто легионер, а проникся отношением к стране. Я недавно краем глаза наблюдал за выступлением Виктора в программе Ивана Урганта. Там они общались через переводчика, Ургант что-то сказал по поводу нашего гимна, и Ан заявил, что знает его слова. И как запел на русском языке! Так трогательно это было, а публика в зале была просто в восторге.
А всю нашу страну Ан и ребята заставили полюбить этот вид спорта, о котором до Олимпиады мало кто из неспортивной публики знал. Мы надеемся, что кореец и в дальнейшем будет выступать, причем, в роли определенного «играющего тренера», а в будущем станет хорошим специалистом в этом малознакомом для нас виде спорта. Как стратег, как тактик. К сожалению, у нас в личных видах спорта сейчас на международных стартах соревнуются отдельно. Наших лыжников, после того, как они все вместе финишировали на «полтиннике», спрашивали, как они разрабатывали командную тактику на эту гонку? Они отвечали, что ничего они не разрабатывали, это спонтанно получилось. А соперники подчас так и соревнуются. Только в шорт-треке, когда Ан и Григорьев вдвоем бежали, каждый к своей медали, я заметил, что у них есть план на эту гонку, который и привел к общему успеху. Ан — это открытие сочинской Олимпиады для российских болельщиков.
«ВЫШЕ ВСЕХ В СОЧИ ОКАЗАЛИСЬ … БАВЛЫ»
— Для татарстанских болельщиков таким открытием стала молодая лыжница Наталия Жукова. Пусть и не добравшаяся до медалей, но ставшая лучшей в числе остальных участниц сборной России.
— Да, Жукова порадовала, хотя ее тоже нельзя назвать спортсменкой, известной широкому кругу болельщиков. Чемпионку мира среди молодежи, призера всероссийских соревнований брали, в принципе, на перспективу. Нас в этом плане поддерживала президент федерации лыжного спорта России Елена Вяльбе, которая видит в Жуковой будущего лидера сборной страны. 21 год — детский возраст для лыж, те же Легков, Вылегжанин, каждый на десять лет старше Наташи. Теперь для нее главное — это не останавливаться.
— Тем более, что есть примеры в тех же лыжах, когда молодые Панжинский, Седов, призеры и участники прошлой Олимпиады в Ванкувере, так и не смогли стать лидерами национальной сборной в дальнейшем.
— Да. Если не случится повторения подобных историй, то Жукова себя еще покажет. Другое дело, что в лыжном спорте у нас есть серьезные проблемы с тренерским составом, что является одной из причин неважного выступления спортсменок в Сочи. Если в этом плане все будет нормально, то, уверен, что у Жуковой большое будущее.
Кстати, о присутствии Татарстана на Олимпиаде. На каких-то соревнованиях, мне запомнилось, что среди российских флагов, на которых были отмечены города, откуда приехали болельщики — «Брянск», «Орел», «Красноярск», выше всех находился флаг с названием «Бавлы». Я даже сфотографировал, что «Бавлы» оказались выше всех. Там, кстати, много флагов с названиями татарстанских городов было, и Казань, и Набережные Челны, и Бугульма. Ничего удивительного в этом нет, Татарстан принял очень большое участие в проведении Олимпиады. Не только в плане волонтерства, в Сочи несколько тысяч специалистов из нашей республики работали.
«ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА УКРАИНЕ, ВЫЗЫВАЛО У НАС ОБЕСПОКОЕННОСТЬ»
— Некоторые спортсмены из США, Швеции, ехали на Олимпиаду с целью выступления против «антигейского закона». То ли в СМИ не отражались эти выступления, которые за полгода до Олимпиады, казалось, примут характер массовых, то ли их и не было.
— Вы правы, их просто не было. Это подтверждает, что тема, сама по себе, была искусственная, высосанная из пальца, относящаяся к политической стороне вопроса, а не спортивной. Когда иностранные атлеты приехали в Сочи, они поняли все это, тем более, что начались соревнования и им попросту стало не до протестов по этому поводу. Я жил в отеле, куда поселили президентов и генеральных секретарей иностранных олимпийских комитетов. Общался с ними, с приходившими к ним в гости специалистами по разным видам спорта, с членами МОК. Я знаю их мнения, как официальные, так и неофициальные, высказанные в кулуарах. Помимо мелких нареканий, никакого повода для критики мы не давали. Негатив сошел на нет, когда началась Олимпиада.
Благодаря президенту России, правительству страны, мы смогли показать всему миру политическую, экономическую и спортивную состоятельность нашей державы. На этой Олимпиаде мы вернулись на те победные рубежи, на которые, как недавно казалось, мы уже никогда не сможем вернуться. Спортсмены и их тренеры сотворили настоящее чудо, как иначе назвать подъем с трех золотых медалей в Ванкувере до 13-ти в Сочи?
— Во время старта Олимпиады в Пекине случился военный конфликт России с Грузией. Во время Олимпиады в Сочи произошла революция на Украине. Как вы считаете, это простые совпадения, и напрягали ли вас новости из «Вильной и незалежной»?
— Я бы не стал искать какие-то закономерности в олимпийских стартах и военно-политических конфликтах. Мне кажется, что сейчас эти события просто совпали. Естественно, все, что происходило на Украине, вызывало у нас обеспокоенность, и как стране — ближайшей соседке России, и как к нашим недавним соотечественникам. Более того, за женскую украинскую команду, которая одержала победу на эстафете, болели все российские зрители на стадионе «Лаура».
— А одна из украинских чемпионок Елена Пидгрушная заявила в интервью, что российские болельщики желали им неудачи, кричали «Падай!», «Промахнись!»
— Да не может быть! Я сам был на стадионе, сам был в числе этих болельщиков. Тем более что уже стало понятно, что наши девушки не могут посягнуть на «золото», а потому в борьбе за первое место мы все переживали за украинок. Если уж не россиянки, то пусть они победят. Даже не знаю, с чего она сделала такое заявление.