erid:
В Поволжской академии спорта и туризма прошел круглый стол посвященный проблемам знаний в области биологии и физиологии. Тема актуальная как абитуриентов, так и для действующих спортсменов и тренеров. Акцент на эти предметы сделан неспроста, ведь только зная потенциальные возможности своего тела человек способен достигать максимума. Корреспондент «БИЗНЕС Оnline» побывал на круглом столе и узнал, о чем должны помнить потенциальные абитуриенты вуза и почему студенты-отличники показывают более высокие спортивные результаты.
ХОРОШИЙ СПОРТСМЕН — ХОРОШИЙ СТУДЕНТ!
Эльмира Шамсувалеева
Обсудить наболевшую тему собрались преподаватели кафедры медико-биологических дисциплин академии — биологи, практики-спортсмены, олимпийские призеры. Все они считают крайне важным для студентов знание фундаментальных предметов, к которым относится биология. Без этой базы, новое поколение спортсменов и тренеров, вряд ли сможет рассчитывать на рекорды и достижения, а спортивная отрасль в целом, - на квалифицированный тренерский штаб.
Разговор начала доцент Эльмира Шамсувалеева:
— Недавно принимала экзамен у нашего первокурсника, чемпиона России по гребле Кирилла Шамшурина. Открываю зачетку, а у него не то, что троек, у него даже четверок мало! Если человек хочет добиться высоких результатов, он, как правило, стремится учиться хорошо.
— Скажите, почему так остро стоит вопрос с изучением биологии? Как вы считаете, какие попытки можно предпринять, чтобы оживить интерес к предмету?
— Тех спортсменов-школьников, кто обладает определенным потенциалом и может проявить себя в спорте, надо ориентировать на ЕГЭ по биологии, иначе у них нет шансов прийти к нам. Пока в школах совсем другая картина, ведь преподавателям биологии не нужны «троечники», снижающие им показатели при сдаче ЕГЭ, — говорит Шамсувалеева.
— Как сейчас обстоят дела?
— Сейчас многие выпускники только в 11-ом классе, изучив перечень экзаменов, начинают размышлять о своем будущем. Исходя из принципа «здесь будет учиться легко» поступают, чтобы просто иметь диплом о высшем образовании на физкультуру и географию.
— А вы что-то делаете для повышения интереса, заинтересованности среди школьников?
— Многие юные спортсмены из районов и других регионов мечтают к нам поступить. Глаза у ребят загораются, когда мы рассказываем им про существующие условия, инфраструктуру и возможности, которые есть у вуза. Но… не сданная биология портит всю картину. Потому что правила жесткие, только до 1 марта абитуриент может определиться с экзаменами, которые будет сдавать и дороги назад уже не будет. В мае изменить будет уже ничего нельзя, это значит, что год потерян. Я сама долго работала учителем биологии в школе и знаю, что на биологию заранее настроены и хорошо сдают выпускники, стремящиеся попасть в медицинские вузы. Преподаватель заранее готовит их, занимается. А тут физически крепкие парни, не отличавшиеся особой прилежностью, вдруг тоже неожиданно захотели сдавать довольно сложный ЕГЭ по биологии. У преподавателя просто волосы на голове от ужаса шевелиться начинают, потому что по результатам сданных экзаменов проходит и аттестация самого учителя, в конечном счете, определяя его заработную плату. Вот он и вынужден ограничивать таких учеников в выборе, либо заниматься с ними отдельно.
ИЗ ТРОЕЧНИКОВ — В ОТЛИЧНИКИ
Андрей Назаренко (слева)
— А есть ли удачные примеры трансформации не очень натасканных школьников?
— У нас есть «живые» примеры того, что затюканный школьный троечник, которого в школе не воспринимали как потенциально успешного, добивается серьезных результатов, расправляет плечи, чувствует себя личностью, добившись признания на спортивном поприще.
Старший преподаватель, кандидат биологических наук Андрей Назаренко:
— С точки зрения знаний, такой студент еще слабоват, но у него появилось желание, он хочет изучать, читать. Эта тенденция — главный ключ к успеху! Заметьте, его рост начинается именно в вузе.
Профессор Виктор Валиуллин:
— Я уже на протяжении года занимаюсь со студентами академии и могу сказать, что те, у кого «биологическая» подготовка изначально хорошая и учатся прилично, и в спорте преуспели. Биология — необходимый минимум, все остальные учебные дисциплины, преподаваемые спортсменам, имеют в своей основе именно биологию. Человек, не имеющий достаточных знаний по биологии, не может стать успешным тренером. Знания компенсируют, в какой-то степени, время на физподготовку. Самое обидное, что эти знания наверстать очень тяжело! Если студент приходит учиться с «нулевым» багажом, все остальное превращается для него в «снежный ком», в котором невозможно разобраться.
Виктор Валиуллин
«Я ДУМАЛ, ЧТО САЛЬНИКОВ И БУБКА ИМЕЮТ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!»
— Как вы считаете, почему в прежние времена, спортсмены так сильно прогрессировали? Может все дело в уровне тренерских кадров?
Мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр в Сеуле, легкоатлет-марафонец Равиль Кашапов:
— Я в свое время думал, что олимпийские чемпионы Сальников и Бубка имеют медицинское образование! Настолько глубоки были их медицинские познания всех механизмов работы собственного тела. Хотя Сальников закончил институт им. Лесгафта, а Бубка — факультет физической культуры. Общаясь с ними, я понял, что мне очень повезло с тренерами, которые вкладывали в меня необходимое. К сожалению, уровень многих работающих тренеров, как и уровень результатов, оставляет желать лучшего. Более того, появились серьезные проблемы с допингом. Это все последствия кризиса высшего образования, в том числе спортивного, в 90-е годы.
Сегодня принцип «сила есть — ума не надо» не работает. И если тренер говорит юному спортсмену — тренируйся, учиться не обязательно, у тебя и так все будет в «шоколаде» — не верьте! Так не бывает! Хороший тренер должен сам досконально знать все о свойствах и возможностях организма для того, чтобы дать возможность ученику проявить свои лучшие физические качества. Я вам больше скажу, я бы многого не смог достичь, не зная о физиологии и строении тела, в том числе, на молекулярном уровне.
— Неужели подход тренеров к тренировочному процессу настолько слаб?
— Довольно часто тренеры подходят ко мне, как к человеку, разбирающемуся в биохимии, с вопросами о использовании того или иного препарата. Я каждый раз отвечаю — нельзя, это запрещено! «А как тренировать тогда? Как без этого?» — следует ответ. Это настоящий кризис в системе подготовки. С этим надо что-то делать. Конечно, процесс будет долгим и непростым, но другого пути просто нет.
Равиль Кашапов
ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ — ПУТЬ К ТРАВМЕ!
Профессор, заведующий кафедрой Абдулахат Чинкин:
— Мы должны научить спортсменов и будущих тренеров регулировать нагрузки и состояние. Формула «чем больше тренируешься, тем выше результаты» в этом случае — главное заблуждение. Принцип «давай-давай-давай» не подходит уже. Это пастух так может свою работу выполнять. Иногда даже спортсмены самого высокого класса находятся в состоянии перетренированности. Приведу конкретный пример — Гульнара Самитова. Был такой момент в ее спортивной биографии, когда она почувствовала в организме полный кризис, все тело беспокоили боли. В конце концов, наложили гипс на ногу. Из-за непонимания проблемы она тогда пропустила целое лето и приступила к тренировкам только осенью. Зато отдохнув и подлечившись, зимой установила рекорд в беге на 3000 метров с препятствиями в закрытых помещениях. Весной в Афинах поставила мировой рекорд на открытом воздухе, выиграв в том сезоне чемпионат России на дистанциях 1500 метров, 5000 метров и 3000 метров с препятствиями. На чемпионате мира в Париже, установив свой личный рекорд, вошла в шестерку сильнейших. К сожалению, многие тренеры сегодня придерживаются тактики, которая сводится только к большим нагрузкам. Но сколько спортсменов способны выдержать такой подход? Думаю, один из ста. И даже если он выигрывает Олимпийские игры, ведь он единственный, кто выдержал…
Абдулахат Чинкин
— Как вы считаете, может ли стать тренером тот, кто сам не был выдающимся спортсменом, но при этом хорошо учился?
— Может, конечно. Мой брат (Миннулла Чинкин, — ред.) не был спортсменом. Он был гиревиком в деревне, сильнейшим человеком в районе, мог делать «крест» (элемент из спортивной гимнастики). Он не был действующим спортсменом, но несмотря на это стал тренером высокого класса. Причем добился этого только благодаря знаниям физиологии! Он прекрасно учился, закончил с отличием факультет физвоспитания, вникал во все тонкости тренировочного процесса и всё подробно записывал. Я до сих пор читаю эти записи, мне они помогают. Это лишний раз доказывает, что люди, а тем более спортсмены, должны знать, как устроен их организм. Иначе очень трудно регулировать тренировочный процесс и показывать высокие результаты.
Фото: Павел Железняк