erid:
Директор спортивного комплекса «Форвард» Рустам Насыбуллин, а по совместительству главный тренер одноименной команды, которая выступает в чемпионате Казани по хоккею, в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал, как обстоят дела в его вотчине. Также Насыбуллин раскрыл секрет, почему с созданием федерации хоккея Казани, городское хоккейное хозяйство изменилось в лучшую сторону.
Спорткомплекс «Форвард» находится в районе Жилплощадки — легендарном месте эпохи «казанского феномена». Это не самый благополучный район и сейчас. Спорт здесь, как нигде в Казани, выполняет социальную функцию. «Форвард» практически никогда не бывает пуст, лёд здесь занят даже ночью. Директор комплекса Рустам Насыбуллин называет своё хозяйство «маленьким Торонто» — как и в Канаде, хоккей здесь сродни религии. Мы увидели в кабинете директора настоящий музей хоккейной славы, а в его словах услышали неподдельный энтузиазм и любовь к этому виду спорта.
СКОРО МЫ СМОЖЕМ КОНКУРИРОВАТЬ С «АК БАРСОМ»
— Что изменилось в любительском хоккее с созданием городской федерации?
— Во-первых, хочу сказать, что за это время хоккей в Казани вышел на качественно новый, отличный уровень. Особенно наладились дела в детско-юношеском хоккее. А благодаря Универсиаде и той обширной работе, которую проводит казанский комитет физической культуры и спорта, появились ледовые дворцы. Я думаю, что через два-три года наши ребята смогут уже составлять конкуренцию командам из системы «Ак Барса». Федерация хоккея Казани под управлением Андрея Рябова очень много внимания уделяет именно детскому хоккею, помогает всем командам Казани.
— Расскажите, как обстояли дела в детском хоккее три-четыре года назад?
— Играли в уличных коробках, на морозе или при порывистом ветре. Дворцов практически не было. Единственным исключением был «Ак Барс», который принимал команды в «Татнефть-Арене». Дети, конечно, туда с удовольствием ездили.
— Как организовывались матчи? Тренеры сами договаривались между собой?
— Не было четкой структуры, даже судей самим приходилось искать, договариваться. Это сейчас с этим всё в порядке благодаря федерации, которая всё оплачивает. Хотя на всё у нее денег, конечно, не хватает. Затраты очень большие, нужно привлекать внимание спонсоров. Раньше, например, когда играли в коробках и на улице температура ниже 20 градусов, то всё — по положению ребята играть не могут.
— Судейство тоже поменялось?
— Да. Детские матчи теперь обслуживают по два арбитра, а раньше на всех играх был один. Он бедолага пять игр на морозе работал. Сейчас в федерации есть специалист, который отвечает за судейскую деятельность. Всё строго, на каждый матч назначаются и приезжают арбитры. Поэтому с судьями проблем нет.
БУДУЩЕЕ ЗА КРЫТЫМИ СПОРТКОМПЛЕКСАМИ
— Получается, сейчас детский хоккей постепенно уходит под крышу?
— Да. Я вот только недавно сдал полномочия — был старшим тренером подросткового клуба Казани, который курировал все открытые площадки города. У меня было 74 коробки, из них только две были деревянными: в Азино и на Жилке. Сейчас будущее за крытыми спорткомплексами. Мало, кто хочет работать на открытых площадках, потому что условия далеки от идеальных. Элементарно даже нет скребков для уборки снега или заливочных шлангов.
— Если говорить о детском хоккее, то сколько возрастов у вас сейчас участвует на первенстве города?
— Команды 1997, 1998, 2002, 2004 и 2005 годов рождения, а также у нас есть команда девочек — единственная во всём городе.
— Какие возрастные группы вашей «Смены» готовы составлять конкуренцию, к примеру, школе «Ак Барса»?
— Старшие возраста, понятно, уже не смогут догнать своих сверстников из «Ак Барса». А вот команды 2004−2005 годов рождения вполне могут в будущем составить конкуренцию. Сами понимаете, что на таком уровне трудно бороться, ведь «Ак Барс» входит в школу олимпийского резерва. Их тренеры ездят, смотрят ребят из наших команд. Какой-нибудь мальчик им понравится, они его зовут к себе, а он как откажется? Это ведь «Ак Барс», там большие перспективы.
— Но в «Ак Барсе» ведь места не всем хватит…
— Да, согласен, всем не хватит. Но у нас сейчас и другие похожие школы начали появляться. Например, «Ак Буре», которая играет в чемпионате России. Вообще, скажу так, что чемпионат республики значительно уступает первенству города. Хотя бы по той простой причине, что у нас даже команд больше. В Казань приезжают из Чебоксар, Йошкар-Олы, Волжска, Зеленодольска, Пестрецов. Такие битвы бывают, о-го-го! Детский хоккей приятно смотреть, он настоящий, искренний. Дети не умеют врать и они такие же на льду, настоящие — этого в современном спорте сейчас и не хватает.
В ЧЕМПИОНАТЕ КАЗАНИ ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
— У вас еще есть взрослая команда «Форвард», которая участвует в чемпионате города. Расскажите о ней подробнее.
— По сравнению с прошлым годом в турнире осталось шесть команд. Ушла команда «Ак Буре» из-за того, что они помимо этого играли в чемпионате республики. Потом снялась команда студентов, они уже не дотягивали до уровня. Вот сейчас у нас осталось шесть клубов, которые более-менее равны по силе, хотя есть три ярко выраженных лидера — «Динамо-МВД», «Факел» и «Тимерхан». Вот этим трём командам практически никто не может составить конкуренцию. У них, конечно, всё на уровень выше, там и сборы серьёзные, и у каждой команды состав наполовину состоит из мастеров спорта. Плюс они все на финансовой основе, у каждого игрока есть зарплата. Мы идём на четвёртом месте, и пытаемся бороться, показывать зубы, составлять конкуренцию.
— Можно ли обыгрывать этих грандов?
— Да. Просто нужно биться на льду до последнего, выходит на игру с хорошим настроем. У нас состав неплохой. Есть ребята, поигравшие в школе «Ак Барса». Помню, года два назад приехали в «Ватан» играть против «Тимерхана», у них состав наполовину из мастеров, полные четыре пятерки. А у нас наоборот, даже трёх не набиралось. Я попросил у них троих игроков, чтобы были полноценные три пятерки, настроил ребят перед игрой, и что вы думаете? Мы их хлопнули — 4:3!
— Говорят, у «Динамо» с физикой проблемы. Команда возрастная, к третьему периоду игроки подсаживаются.
— Да. Например, недавно они играли с «Факелом». Выигрывали к третьему периоду 2:1, а в итоге проиграли 2:4. У нас такая же проблема. Мы в этом сезоне и с «Тимерханом», и с «Факелом» вели в счете, а на третий период нас просто не хватало.
МЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ
— Ни одно большое дело не обходится без трудностей. С какими проблемами приходится сталкиваться вам?
— Успех детского первенства города и создает некоторые сложности. Команд становится больше, а бюджет не прирастает. Нужна помощь спонсоров. Потому что сейчас уровень у нашего первенства высокий, качественный хоккей ребята показывают. Соответственно ближайшие регионы о нас слышат и тоже хотят участвовать. Например, у Чебоксар две команды есть: «Сокол» и «Спартак». Ещё из Волжска, Йошкар-Олы, Челнов, Пестрецов, Зеленодольска — все хотят участвовать в открытом первенстве. Федерация не против их участия, но переезды они должны оплачивать сами.
— Вы замечаете, что на первенствах за ребятами следят? Держат их на карандаше?
— Селекция работает. У нас был хороший мальчишка 2005 года, которого забрали в «Ак Барс». Жалко, он у нас в «Смене» лучшим был, но, с другой стороны, отрадно, что наша команда стала для него трамплином.
— А как у вас обстоят дела с финансированием? Какая средняя зарплата у тренера?
— Если у тренера есть высшее образование или категория, то 12 — 13 тысяч рублей. Многие работают по совместительству.
— У вас в Казани самый дешевый лёд, поэтому свободных окон практически нет…
— Да, в среднем лёд у нас стоит четыре с половиной тысячи. В «Татнефть-Арене» или в старом дворце спорта цены в разы выше.
— Если говорить о перспективах, то как в дальнейшем должен развиваться любительский хоккей в Казани?
— Сейчас наш хоккей на правильном пути. Повторюсь, что это во многом благодаря работе городской федерации.