erid:
Чемпион России 1998 года в составе родного «Ак Барса», а ныне успешный менеджер частной вратарской школы, житель Санкт-Петербурга Дмитрий Ячанов по просьбе спортивной редакции «БИЗНЕС Оnline» высказал свое авторитетное мнение о вратарской проблеме. Едва ли не самой актуальной в российском хоккее. Поэтому для нас важно узнать мнение авторитетного специалиста, начинавшего свой путь в большой хоккей в Дербышках, о положении дел в российском вратарском цеху, о востребованности финских голкиперов и тренеров, а также о казанском дуэте стражей ворот Барулин — Гарипов.
В РОССИИ НЕТ ВРАТАРСКОЙ ШКОЛЫ
— Что скажешь о состоянии дел в отечественной вратарской школе?
— На мой взгляд, школа это набор определенных методических знаний, узнаваемый, характерный стиль игры. Некий начальный этап и видение того, каким именно мы хотим получить в итоге того или иного вратаря. Сумма и система упражнений, ведущих к улучшению техники, тактики, усилению понимания игры. Пока, на мой взгляд, в данный момент, такого набора характеристик у российской хоккейной вратарской школы нет. Я считаю, что существует скандинавская школа вратарей, шведская и финская, канадо-американская, а вот российской, к сожалению, нет. Вот и приходится с тягостным чувством заимствовать какие-то вещи у тех же шведов и финнов, чтобы сформировать собственные взгляды в определении вратаря во время игр и тренировок. Для того чтобы создать максимальные условия голкиперу без лишних энергетических затрат перекрывать большую часть ворот.
— Хорошо, а как тогда понимать не просто появление, а вполне успешную игру в КХЛ и НХЛ молодых российских вратарей: Семен Варламов, Сергей Бобровский, Эмиль Гарипов?
— А это подтверждения несомненного факта — у нас есть хорошие тренерские кадры, но нет школы с единым для всех вратарей вектором развития. У каждого нашего тренера есть собственное понимание вратаря, индивидуальное и субъективное. Нет общей школы и общего направления. Поэтому появление вратарей мирового уровня отчасти зависит от наличия хороших тренеров по работе с голкиперами, в частности, Варламов изначально был очень талантливым, но большое влияние на него оказала совместная работа с финским специалистом Юсси Парккилой — тренером вратарей питерского СКА. Так же и Барулин, на него Парккила тоже оказал влияние. Вот вам и причина появления хороших вратарей. Бобровский — безумно трудолюбивый голкипер, но на него оказал огромное влияние Максим Соколов, когда они вместе играли в новокузнецком «Металлурге». Плюс, естественно, собственные данные, собственный талант. Все названные нами вратари играют в абсолютно разных манерах, хотя сейчас и нет чистого стандарта «баттерфляй» или «стэнд ап», все давно смешалось. Значит, заслуга тренера и собственные заслуги. К сожалению, тренеров такого уровня у нас в России немного.
СЕРГЕЙ АБРАМОВ — ПЕРВЫЙ В КАЗАНИ ТРЕНЕР ПО РАБОТЕ С ВРАТАРЯМИ
— Тогда попробуй дать оценку вратарскому дуэту «Ак Барса» Константин Барулин — Эмиль Гарипов и, соответственно, работе с ними в Казани опять же финского специалиста Ари Мойсанена в тандеме с Сергеем Абрамовым.
— Сразу скажу, что «обвинять» Мойсанена в хорошей игре Барулина я не буду. Не забудьте, что до появления нынешним летом в «Ак Барсе» финского специалиста с Барулиным очень много работал Абрамов. Так что это коллективная заслуга. Еще раз вспомню про работу Барулина с Парккилой. Не знаю, насколько и в какой мере влияет на тренировочный процесс Мойсанен, но то, что Барулин не деградирует, а прогрессирует, это видно. Так что честь и хвала Мойсанену, честь и хвала Абрамову — всем тренерам, работающим с Барулиным. Все это касается и Гарипова. Вдвойне приятно, что Эмиль является воспитанником «Ак Барса», поэтому в его случае все лавры достаются именно казанским тренерам. До 1998 года у нас практически не было тренеров по работе с вратарями, Абрамов был едва ли не первым в их ряду, других точно не помню. Сергей стал нас тренировать сразу после того, как повесил коньки на гвоздь, с него и пошло. Ведь долгое время в нашем хоккее бытовало и до сих пор существует мнение, что тренер по работе с вратарями в команде мастеров не нужен. Это абсолютно ошибочная точка зрения. Ведь тренировочный процесс и самосовершенствование идут на протяжении всей карьеры голкипера. Можно, конечно, делать карьеру самостоятельно, в одиночку, но в любом случае это лучше делать в сотрудничестве со специалистом узкого профиля, тренером по работе с вратарями. Такая работа обязательно должна идти в каждой команде, до сих пор нет идеального вратаря. Есть ведь специальные тренеры, занимающиеся отдельно с защитниками и отдельно с нападающими, в «Ак Барсе», насколько я знаю, это соответственно Андрей Соколов и Александр Барков.
ДЕЛАТЬ МАКСИМУМ, ИСПОЛЬЗУЯ МИНИМУМ
— А почему ты сам не пошел в тренеры по работе с вратарями. Откуда возникла мысль о создании вратарской школы в Санкт-Петербурге?
— А у меня и не было никогда мысли открыть собственную школу. Да и не заточен я под тренерскую идею. У меня другой формат. Не обладаю педагогическим талантом. Просто случилось так, что судьба свела меня с ребятами из существовавшей в Питере вратарской школы iGoalie. PRO, работает эта школа уже четыре года. В частности, познакомился с тренером, точнее главным тренером этой школы Вадимом Митиным. Присмотревшись к их работе, а делал я это на протяжении достаточно долгого времени, к тому, что они делали на льду, как они организовывали сборы вратарей, куда их на откуп тренерам отдают родители, налаживают у них дисциплину, а с пятилетними малышами это делать очень непросто, особенно если они работают в одной компании с двадцатилетними парнями, понял, насколько это все проблемное хозяйство. В конечном итоге я решил, что могу помочь данной конкретной школе, работающей в очень правильном направлении, могу помочь в продвижении. Так я занял должность генерального менеджера нашей школы, можно сказать, стал директором по развитию. Хотя я тоже участвую в тренировочном процессе, провожу тактические занятия. Занимаюсь с вратарями психологией, помогаю им повышать эмоциональную устойчивость и понизить уровень тревожности, бороться со стрессами после проигранных матчей, и со «звездной болезнью» после выигранных. Победа — это всегда огромный стресс для вратаря, может быть, даже более тяжелый, чем проигрыш. Вот на своих теоретических занятиях я и объясняю ребятам, как с этим бороться. В основе нашей работы лежат не только принципы и методы физической культуры и спортивной тренировки, но и базовые понятия физиологии, биомеханики, психологии, медицины, математики, геометрии, физики — все эти понятия в разной степени влияют на подготовку вратаря и помогают выстроить рациональный тренировочный процесс. Например, положение вратаря в воротах можно рассмотреть с точки зрения геометрии. Или некое движение является либо физиологичным (удобным), либо не физиологичным (специфическим).
Вопрос энергозатрат вратаря — одно и тоже движение можно сделать, потратив много энергии или минимум ее. Делать максимум, используя минимум — этому мы и пытаемся учить в нашей школе. Можем объяснить ребенку каждое его действие в воротах, подводя все это к теоретической базе, для чего именно даем то или иное движение. Научить вратаря играть экономно и в тоже время эффективно — одна из наших задач. Кроме того, наша школа стала сотрудничать с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры (СПБНИИФК), у которого есть ряд программ, направленных в том числе и на психологическую работу со спортсменами. Совместно с сотрудниками СПБНИИФК мы адаптировали несколько программ, и я применяю их в своих теоретических занятиях. Для малышей проводятся одни занятия, для старших — другие. А все, что касается технической подготовки, то этим занимаются молодые ребята под управлением Вадима Митина. В данный момент нами готовится к выпуску книга в форме дневника, которая будет полезна как вратарям, тренерам так и родителям вратарей. iGoalie.PRO — это коммерческий проект, существующий исключительно на деньги родителей, чьи дети у нас занимаются, никакой иной материальной поддержки у нас нет. Самоокупаемый процесс. Моральное удовлетворение работа в школе мне приносит, много у нас не заработаешь, все в разумных рамках. Все зависит от цены на аренду льда, от возможностей родителей, ведь хоккей — дорогой вид спорта. Золотых россыпей на этом поприще не заработаешь.
С КАЗАНЬЮ ПОКА НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ
— Ты говорил, что у вашей школы есть рабочие связи со шведами?
— Да, есть. Мы находимся в тесном контакте со Sweden Hockey Institutе, это заведение работает с 1998 года (вместе с Абрамовым стартовали!). Мы ездили к ним в Швецию. Руководителем вратарского направления там является Stefan Ladhe, работающий также и с голкиперами Тre Kronor (национальной сборной Швеции). Обмениваемся мнениями, опытом, проводим совместные тренировки. Чему-то у них учимся, показываем им то, что шведов интересует в нашей работе. Получается российско-шведское вратарское сотрудничество.
— В Питере работаете, со шведами сотрудничаете, а нет желания в родной Казани открыть филиал вашей школы или каким-то боком выйти на сотрудничество с «Ак Барсом»? Вот наш земляк Руслан Нигматуллин, открыл недавно с большой помпой в родной Казани первый филиал своей футбольной вратарской школы, работающей в Москве. Нигматуллин за «Рубин» ни разу не сыграл, а Ячанов в «Ак Барсе» играл!
— Да, у нас есть различные варианты развития нашей школы, но есть естественные препятствия, прежде всего, ограниченное количество тренеров — мы не можем клонироваться или разорваться. Филиал открывать нигде не будем, если только сами куда-нибудь переедем (смеется). Ведь самое главное — это кадровый состав тренерского штаба. Нести ответственность мы можем только за работу своих специалистов. Поэтому мы идем по пути проведения сборов в других городах. Будут такие сборы в Москве в начале января во дворце спорта «Крылья Советов» в Сетуни, вместе с командой «Крылья Советов» и ее тренерами. Вот таким образом будем набирать себе единомышленников. Так же отличные отношения у нас сложились с московским же ЦСКА. Мы уже там были, общались с руководством клуба, договорились о проведении презентационного занятия нашей школы и о последующем сотрудничестве в деле воспитания молодых вратарей. В Новосибирске очень просят либо открыть филиал нашей школы, либо прислать наших специалистов, но нет у нас такой возможности. Это очень серьезная нагрузка, у нас в Питере занимаются около ста вратарей, идет ежедневная работа. Благо, что нам есть, что показать и чем гордиться. Именно таким путем мы идем, не филиальным, это снижает уровень подготовки, мы подбираем детям индивидуальные методики. Кто с нами не работает, тот не поймет. Наши тренеры показывают детям все упражнения самостоятельно, на льду, в том числе, и в форме. Сборами наша работа не ограничивается, это постоянная, ежедневная работа восемь тренировок в неделю. На сборах же мы фиксируем изменения в процессе формирования и обучения наших подопечных — прогрессируют они или, наоборот, деградируют.
Совместная работа с клубами… «Нефтехимик» проявил большой интерес к сотрудничеству с нашей школой, были такие разговоры, когда нижнекамцы приезжали играть со СКА в Питер. Мы имели желание прошлым летом приехать в Казань с целью проведения сборов. Но по ряду объективных и субъективных причин договориться не удалось.