erid:
Главный тренер казанского «Динамо» Владимир Янко, который давно и по праву считается самым успешным тренером в мире русского хоккея, написал статью для газеты «БИЗНЕС Оnline», в которой высказал свою точку зрения о положении дел в казанском «Рубине». По мнению великого тренера, источник проблем клуба не в нем самом — даже хороших людей в таком массовом и популярном спорте, как футбол и хоккей, портят большие деньги. И разговор о творческой стороне дела в таких условиях отходит на второй план.
ТРЕНЕР ПОХОЖ НА ХАМЕЛЕОНА
Если говорить о «Рубине», то его положение — следствие многих причин. Начну с того, что наша тренерская профессия очень интересная, в нашей работе нужно быть похожим на… хамелеона. Начнем с меня, в какой-то период из своих 40 лет работы на высшем уровне тренером, я был разным. Вначале я был одним, в середине карьеры иным, а сейчас, — вообще третий вариант. Оглядываясь назад, смотришь, с какими клубами работал, как быстро они прогрессировали, на какой уровень выходили. Где-то получалось, где-то не очень, все равно в 99 процентах случаев шел положительный результат, то ты сам себе говоришь: «Как тренер — я на правильном пути». Главное в нашей работе — принципы общения с людьми. Они разные: с молодежью — одни, с ветеранами — другие. Пускай все это мне удается, все равно долго работать на одном месте даже с творческой точки зрения, не очень хорошо. Обратите внимание на людей, занятых в искусстве. У них нередко то один, то другой отправляется в творческую командировку, кто в Сибирь, кто куда — идет какое-то обогащение, встречи с новыми людьми, поиск чего-то нового. Не собираюсь проводить какие-либо параллели и конкретизировать, не называю никаких фамилий.
Тебе всегда должно быть интересно. Выполнение рабочих планов и задач тоже обогащает и выводит тебя на новый уровень. Просто пишу то, что думаю. Моя-то тренерская карьера подходит к концу. В прошлом сезоне впервые и только год проработал в Кирове спортивным директором «Родины», команда с последнего места перешла на пятое, а я получил огромнейшее удовольствие от новой работы. Даже президент нашей и международной федерации Борис Скрынник сказал мне: «Ну, ты молодец!». И мне это было приятно. Попробовал себя в другом качестве, и, черт возьми, получается!
В ФУТБОЛЕ И ХОККЕЕ КРУТЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ
Тренер должен мыслить как-то иначе. Но все эти мои мысли не относятся к тренерам из мира футбола и хоккея с шайбой. Почему? А потому что в этих видах спорта крутятся очень большие деньги, когда разговор о творческой стороне дела отходит на второй план. И если раньше все это было под контролем государства, то сейчас футбол и хоккей вышли из-под такого контроля. Хорошо это или плохо, не мне судить. Если бы я все знал, работал бы в правительстве. Я знаю свое дело, знаю, в каком случае будет стопроцентный результат, а в каком очень сомнительно. Вот и получилось каким-то образом, что если раньше все мы тренеры были вместе, теперь футбольные и хоккейные тренеры стали совершенно другой элитой, не могу понять почему. Если это действительно была бы элита, то о каком-нибудь нашем тренере говорили бы в Европе, как, например, о Валерии Лобановском, которого приглашали в лучшие клубы Старого Света. Все прекрасно понимали, что этот тренер двигает развитие футбола вперед. Многие нынешние великие тренеры неоднократно признавались, что учились у Лобановского. Помните, сколько наших специалистов уехало за границу после распада Советского Союза? Огромное количество.
А кто сейчас из наших тренеров востребован в Европе и мире? Что со всеми нами происходит? Это глубокая тема. Люди с той стороны не терпят никакого другого мнения, считая, что только они очень здорово разбираются в футболе/хоккее. Хотя жизнь говорит об обратном — в футболе разбираются все, но мало кто играет! Это в шахматы все играют, но мало кто разбирается. Значит, что-то в нашем королевстве происходит, ведь футбол самый массовый вид спорта, мы все за ним следим, он особенно близкий для нас «русачей».
Дмитрий Самаренкин
МНОГО НЕПОНЯТНОГО ПРОИСХОДИТ В НАШЕМ ФУТБОЛЕ
В давние времена было неприлично футболистам зимой не играть в хоккей с мячом — наша игра развивает быстроту мышления, это пример решений, масса потрясающих факторов, которые потом позволяли играть в футбол на ином уровне. Это лишь впоследствии наши виды спорта разделились, теперь мы потеряли эту нить, и хоккей с мячом тоже очень многое потерял от разделения с футболом. В наш вид спорта стали приходить не футболисты, а люди, просто умеющие кататься на коньках, мыслящие совершенно не по-футбольному. В нашем виде спорта высочайших результатов добивается только тот человек, который хорошо играет в футбол, то же самое можно сказать и про тренеров: достигают успеха только те, кто сам хорошо играл в футбол. Потрясающая связь, но никто не хочет об этом говорить, вряд ли и я буду услышан, но еще тяжелее быть понятым. Тот, кто меня поймет, добьется многого. Как спортсмен, как тренер, как руководитель, так мне кажется.
Дело не в «Рубине», нужно смотреть намного глубже. Много непонятного происходит в нашем футболе, думаю лишь по одной причине — от очень больших денег. Что-то с людьми происходит. Лет двадцать назад были друзьями, пили-гуляли вместе, а сейчас смотришь, и нет человека! Да ничего не произошло, просто человек стал очень богатым и совершенно по-другому тренирует, у него на все есть свое мнение, уверенное. Он либо хочет общаться, либо не хочет. Что-то с нами произошло. Может быть, произошло то, к чему мы были не готовы. Потеряны какие-то ценности. Определим, какие именно, тогда обретем нашу национальную идею. А «Рубин»… Дмитрий Самаренкин попытался там что-то изменить, довести до людей, что нельзя буксовать на месте, набирая очки при пустых трибунах. И где сейчас Самаренкин? Он обиделся, ушел из спорта. А в его лице футбол потерял великолепного менеджера, увлеченного человека — это редкий случай, когда люди увлекаются. Сначала его увлек хоккей с мячом, потом футбол, а теперь его ничто не увлекает. И кто от этого выиграл? Никто. Да и в хоккее с мячом, у нас в клубе Самаренкин является только почетным президентом. «Динамо» с его уходом потеряло очень многое. Это пишу вам я, а я человек нейтральный.