комментарии 5 в закладки

Где я был? Журналисты "БИЗНЕС Online" вспоминают, где они были 1 ноября 2003 года

erid:

Ровно 10 лет назад казанский «Рубин» завоевал свои первые медали чемпионата России. Дебютанты высшего дивизиона турнира, начав чемпионат с разгромного поражения от ЦСКА (0:4), завершили тот сезон волевой победой над армейцами со счетом 3:2. Встреча 1 ноября 2003 года стоит особняком среди всех игр «Рубина», затмить её не удалось даже победной игрой над «Барселоной». Журналистов спортивной редакции «БИЗНЕС Online» связывает тот факт, что практически все они были в тот день на стадионе, некоторые даже на одной трибуне. Каждый вспоминает тот памятный день и эмоции от победы любимой команды.

Евгений Макаров — журналист газеты «БИЗНЕС Online», старейший спортивный журналист Казани

«У Лермонтова есть такая строка: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». Моё отношение к футболу ложится под это определение. Всегда считал, что футбол — спорт для правительства и рабочего класса. И это сказано не в обиду. Просто футбол — самый простой из всех игровых видов спорта. Помню, как на теннисном турнире Спартакиады народов СССР в 1967 году, что проходил на открытых кортах московских Лужников, когда только один из болельщиков во время обмена ударами громко захлопал, ему сосед тихо сказал: «Мужик, иди на футбол».

Поэтому сам я о футболе практически не писал, разве, что в случае крайней необходимости. В «Вечерней Казани», которой я служил 23 года, был хороший нештатный автор, кстати, доктор химических наук Евгений Климовицкий (вечная ему память). Он досконально, как реакцию в колбе, описывал всё происходящее на поле, мне приходилось лишь добавлять в его материал какие-то эмоции, сделать, как говорится оживляж. Но на многие матчи, конечно, ходил, если они имели какое-то турнирное значение. Помню приезд Качалина, как оказалось, на просмотр Виктора Колотова, Константина Бескова, когда он выводил «Спартак» в высшую лигу чемпионата СССР.

И на матче «Рубина» с ЦСКА 1 ноября 2003 года, конечно же был, ведь о приезде монстра советского футбола мы могли только мечтать. А тут такой поединок! Вся игра в памяти не отложилась, всё-таки осень есть осень и хотелось, чтобы она скорее закончилась, тем более, что армейцы вели в счёте. Но Бояринцев — какой красавец. Как он всех разогрел, когда сравнял счёт, а в концовке так закрутил мяч с углового, что он от коленки защитника угодил в ворота Мандрыкина. «Рубин» — дебютант высшего дивизиона и сразу в «бронзе». Конечно, эмоции переполняли, ведь видел всё вживую. Но остыв по пути домой на поле Ершова, думал, что же теперь будет с Денисом Евсиковым, чью коленку в этом частоколе нашел мяч. Как это напомнило оплошность вратаря Филимонова в матче россиян со сборной Украины. Трагедия личности".

Джаудат Абдуллин — руководитель отдела олимпийских видов спорта газеты «БИЗНЕС Online»

«На тот момент я сотрудничал с футбольным приложением к газете «Жизнь», которое возглавлял Рауль Смыр. Насколько я понимаю, сейчас он является шеф-редактором портала LifeNews. При всем, что говорят и пишут об этом издании на данный момент, тогдашнее спортивное издание было сориентировано не на слухи, а на детальный и кропотливый обзор сыгранных матчей. И в течение пяти лет я делал, по требованию головного издания, очень доскональные отчеты, включая тот матч «Рубина» с ЦСКА, который разобрал практически по молекулам. И ни в одной из этих «молекул» у меня не проскочило даже капли сомнения в честности происходившего на поле.

А вот сомнения в положительном для нас исходе матча были. Особенно, после гола на 79 минуте Дмитрия Кириченко — 1:2, который, в сочетании с просто безошибочной игрой в воротах Вениамина Мандрыкина, настраивало на минорный лад.

Практически разуверившись уже в положительном исходе матча, я отправился в фойе Центрального стадиона, чтобы первым сделать эксклюзивные интервью. И там мог наблюдать, как защитник ЦСКА Андрей Соломатин, после автогола Дениса Евсикова, со злости пнул по стене фойе, сопроводив это всем известными словами про «…твою мать».

Вернувшись домой, я долго изучал в интернете реакцию на нашу «бронзу». Запомнились слова тогдашнего наставника «Локомотива» Юрия Семина — «Мы играли честно, а потому финишировали четвертыми». Тут же на них ответили фанаты питерского «Зенита», которые припомнили совершенно «невнятный матч» «Локомотива» со «Спартаком» двумя годами ранее, когда железнодорожники «обыграли» спартаковцев — 2:1, лишив «Зенит» места в Лиге Чемпионов. Естественно, «зенитчики» поздравили нас, будучи «мысленно с нами» в противостоянии с «Локо». Среди поздравлявших были и болельщики «Крыльев Советов», как ни странно это будет звучать сейчас.

Год спустя Евсиков едва не забил гол в свои ворота в казанском кубковом матче, в котором встречались «Рубин» и… «Локомотив», куда в межсезонье перешел Денис Евсиков".

Альберт Бикбов — руководитель аналитического центра «БИЗНЕС Online» (сын ветерана «Рубина» и бывшего министра экономики Р Т Дамира Бикбова)

«Отец болел всей душой за «Рубин», свою бывшую команду. В том 2003 году ходил болеть на домашние игры при любой погоде в одиночку или с друзьями. Помню его тогдашнее восхищение хорошо игравшим тогда Рони.

В тот день мы пошли на игру вместе и обосновались тогда на Западе, сектор 7 или 8, вообщем, рядом с воротами куда залетел этот памятный гол. Был промозглый такой холод, сам я тогда очень сильно замерз. Сама игра запечатлелась очень плохо — этот «бронзовый гол» полностью вытеснил все остальные воспоминания об той игре. Компенсированное время, угловой в исполнении Бояринцева. Все тогда привстали — напряжение было неимоверное, но вот ощущения, что залетит не было. И вот такое чудо… Мы плохо видели от кого мяч попал в ворота, но это было неважно. Мы начали обниматься и кричать от счастья, отец выглядел самым счастливым, радость переполняла его, ведь родной «Рубин» впервые за всю свою историю стал «бронзовым»…"

Айрат Нигматуллин — руководитель отдела футбола и хоккея «БИЗНЕС Online»

«Я очень хорошо помню то волнение, которое испытывал в тот день. Перед матчем я купил себе „рубиновский“ шарфик, повязал на шею и уселся на своё место в пятом секторе на Западе в нижних рядах. Тогда мы ходили на футбол с приятелем и бывшим одноклассником Альбертом Шакировым, к сожалению, его уже нет с нами. У Альберта кто-то из родственников работал на Центральном стадионе, кажется, водителем директора, поэтому у нас были пригласительные на весь сезон. Так что, страсть к „халявным“ походам на спортивные матчи у меня появилась ещё до начала журналистской карьеры. Все были напряжены, Мандрыкин „тащил“ всё подряд, минут за 15 до конца, когда ЦСКА вёл в счёте 2:1, уже не верил, что отыграемся, но, конечно, ни одного камня в наш футбольный казанский огород не кинул бы. Удар Бояринцева вернул надежду, и последние минуты народ уже стоял на ногах. И тут он самый — угловой! Потом я рычал, стонал, крякал, мы обнимались с неизвестными мне людьми. Один из моих любимых игроков той команды Эбрима Силла скакал по полю и вдоль бровки в компании теплого одеяла. Кстати, про „коленку Евсикова“ узнал уже позже, по стадиону объявили, что гол забил Олег Нечаев, а сам момент был как в тумане. Потом все было традиционно, включая победные песни в автобусах. Это был настоящий праздник, за который я всю жизнь буду благодарен тому „Рубину“. И как бы мы не критиковали команду сейчас, мое отношение к Курбану Бердыеву формировалось именно тогда. И это отношение глубокого уважения и благодарности непоколебимо. А ещё вспоминаю вечеринку, которую клуб устроил для болельщиков по окончании сезона. Там играла питерская группа „Мультфильмы“, а я, слегка выпив, набрался храбрости и с друзьями подошел к Роману Шаронову, предложив тост — „За лучшего опорного хавбека чемпионата России“. По-моему, Роману было приятно. А я был совершенно искренен».

Алмаз Хаиров — руководитель отдела волейбола спортивной редакции «БИЗНЕС Online»

Для меня с лучшим школьным другом Алимом Бульхиным это был долгожданный день. Помнится, всю неделю на уроках только и говорили, что о футболе. За билетами я съездил заранее, за пару дней до матча. Тогда их продавали еще в стареньких кассах, над которыми висел знаменитый баннер «Рубин» - «Барселона» — 3:0. 200? год". Разумеется, в одиннадцатом классе денег в карманах очень немного, поэтому билеты пришлось взять едва ли не самые дешевые — на вираж южной трибуны, где сейчас прописались фаны «Рубина».

На трибунах лежал снег, и даже одевшись в несколько слоев, было жутко холодно. Весь матч сектор простоял, потому что в мороз сидеть на пластиковых сидениях было просто невозможно. Хоть пытайте, но вспомнить сам ход матча до его последних минут не удается. Тогда я, собирая всю статистику и газетные вырезки об «Ак Барсе» и не думал всерьез о журналистике, не было задачи запоминать события футбольного матча. Помню гол Дениса Бояринцева с дальней дистанции, помню, как бесновались на трибуне, искренне радуясь и пытаясь согреться.

Затем был этот знаменитый угловой к ближним к нам воротам. Кажется, весь стадион в едином порыве требовал гола и когда Денис Евсиков (тогда этого вообще было не разобрать) срезал мяч в свои ворота, весь стадион сошел с ума. Зрители обнимали друг друга, кричали, прыгали и скакали от счастья. Всеобщая радость не знала границ! Почему-то откуда-то сверху полетели сломанные кресла — видимо, люди, таким образом, выплескивали свои зашкаливающие эмоции. Когда казанцы после победы пошли на круг почета, в верхних рядах зародилась лавина, которая из середины сектора смела нас в первые ряды — народ хлынул приветствовать своих футболистов, которые стали героями.

Как мы добирались домой до далекого поселка Северный, и не вспомнишь, но тот день однозначно отложился в памяти как один из самых ярких в школьные годы.

Айрат Шамилов — редактор спортивной редакции телеканала ТНВ

«В 2003 года я учился в 10 классе Раифской средней школы. За „Рубин“ следил еще во время выступления команды в первом дивизионе. Однако тот бронзовый матч стал первым, который я видел на стадионе. Пожалуй, та встреча до сих пор остается самым ярким воспоминанием в жизни, связанным со спортом. На игру мы приехали с отцом, так как мой старший брат уже учился в университете и постоянно жил в Казани покупка билетов и организация похода на игру были возложены на него. Билеты были только на южную трибуну. По-моему, 6 сектор, тот, что на углу и практически у углового флажка. Хорошо помню, как на стадион нужно сначала пройти через забор, который убрали в 2005 году к тысячелетию Казани. Такой кордон сейчас у меня вызвал бы только раздражение, а тогда именно тот самый забор, о котором я много слышал, стал первым впечатлением от игры. Большую часть матча мы с отцом провели на ногах. Весь матч держал в руке билет, мы не стали искать наши места и встали там, где было свободно, и я сильно переживал, что придет хозяин места и попытается нас прогнать. После того, как „Рубин“ сравнял счет, появилась уверенность, что наши возьмут победу. Было видно, что желание, которое было у футболистов „рубиновых“ способно помочь переиграть любую команду на планете. Меня часто выручает интуиция, не подвела она и в тот вечер. Я очень и очень отчетливо помню, что, когда Бояринцев взял мяч в свои руки и побежал подавать угловой никаких сомнений в том, что эта подача принесет нам победу, у меня не было. Уверенность была стопроцентная. Наш сектор, наверное, лучше всех видел, как был забит тот мяч. Мои воспоминания обрываются на том голе. Помню лишь, что два или три дня у меня не было голоса, но была полная охапка счастья и чувство того, что тому успеху я также причастен. Та „бронза“ была наша общая».

Руслан Васильев — корреспондент «БИЗНЕС Online»

Помню это знаменательный день, несмотря на то, что мне было всего 10 лет. На стадион попасть не удалось, потому что билеты были распроданы очень быстро, да и, не думаю, что родители повели бы 10-летнего мальчика на ту игру. Я смотрел этот матч с партнером по хоккейной команде, Динаром Хамидуллиным, сейчас он играет в «Нефтянике» из Альметьевска, мы как раз тогда только вернулись с тренировки. Отец Динара включил телевизор и посадил нас у экрана. Наверное, тогда я еще не понимал всю красоту и драматургию этой встречи. Мы радовались победе «наших», на следующий день в школе бурно обсуждали тот матч.

Мурад Хазиев — главный менеджер по развитию спортивного портала «БИЗНЕС Online»

В тот день я, студент второго курса КГФЭИ, был с другом на Южной трибуне, примерно в том месте, где сейчас находится табло. Тогда оно было еще старым большим и монохромным. Билеты на футбол мы догадались купить заранее, предполагая, что будет аншлаг. Кстати, стоили они тогда, насколько я помню, 70 рублей, при сторублевой стипендии, сами понимаете, деньги бешенные.

Вообще, тот сезон я добросовестно отходил на большинство домашних матчей команды Бердыева, стадион был всегда полон, не чета нынешнему. Был и на феерических победах над «Торпедо» и «Спартаком», и на обидном поражении от «Зенита».

За два дня до матча в Казани прошел неплохой такой снегопад, все уже ожидали зимнего футбола, однако в день игры небо смилостивилось, было хоть и прохладно, но довольно сухо. Одевшись как следует, мы поехали на стадион, с трудом найдя свои места, мы думали слегка перевести дух, но не тут то было. Всю игру зрители не садились, гвалт стоял такой, что закладывало уши, я уж опущу слова, которые неслись по трибуне, особенно после автогола Андреаса Скотти. После «пушки» Кириченко, буквально на минуту, трибуна чуть умолкла, казалось, заканчивается сказка, в которую поверил весь город до этого матча. Но в жизни все-таки есть момент чуду, как бы оно не называлось, «коленка Евсикова», «подача Бояринцева» или голова «Нечаева»… Кстати, поправлю коллегу Нигматуллина, изначально диктор по стадиону назвал вообще фамилию Иржи Новотны.

К сожалению, самые памятные моменты празднования, такие как прыгающий Курбан Бердыев, кувыркающийся Эбрима Силла, я смотрел уже на следующий день по телевизору, потому что стоящие рядом молодчики на радостях начали ломать стулья на трибуне. Надо отдать должное сотрудникам милиции, они очень четко, но очень корректно выдергивали особо буйных болельщиков, к несчастью, особо буйным показались и мы с Мишей. Выйдя со стадиона, мы пошли по улице Баумана, стоило нам дойти всего лишь до гостиницы «Совет» (кто помнит, где она была такая?) нас догнала людская лавина радости. Трезвых в ней было немного, однако радость людей была самой настоящей и искренней.

БО Спорт
Оценка текста
+
0
-