erid:
1 ноября исполнится 10 лет первым медалям «Рубина» в чемпионате России, тогда казанцы сумели завоевать «бронзу». Спортивная редакция «БИЗНЕС Оnline» продолжает публиковать интервью героев дебютного сезона «рубиновых» в высшей лиге. Проще всего танцевать от печки, вот мы и поговорили с первым номером команды Сергеем Козко, остававшимся ведущим голкипером «Рубина» до прихода в команду Сергея Рыжикова. В сезоне 2003 года Козко провел за «Рубин» в чемпионате страны 24 матча. Козко прекрасно помнит, как команда забивала и пропускала, почему он в 2002 году рискнул променять клуб высшей лиги «Торпедо-ЗиЛ» на команду первого дивизиона «Рубин», как ему игралось в казанском интернационале и что он хочет сказать скептикам «Рубина» в нашем очередном материале.
ПОДДЕРЖКА БОЛЕЛЬЩИКОВ БЫЛА ОЧЕНЬ СИЛЬНОЙ
— Чем, помимо бронзовых медалей, вам запомнился сезон 2003 года?
— Это был дебют «Рубин» в премьер-лиге, куда мы пробились осенью 2002 года. Вышли в элиту отечественного клубного футбола и с ходу стали призерами! В том числе и мой дебют в большом футболе, хотя формально я пришел в «Рубин» из команды высшего дивизиона «Торпедо-ЗиЛ». Казанские болельщики ходили на каждый матч так активно, что едва ли не на каждой домашней игре Центральный стадион был полным! Это была очень сильная поддержка, жаль, что ныне ситуация немного изменилась, такого ажиотажа уже нет. Это не зависит от того, хуже или лучше играет команда, просто наша казанская публика уже насмотрелась на самые разные команды, включая «Барселону». И, скажем, таким соперником, как «Томь», уже никого не удивишь. Практически каждый год «Рубин» участвует в Лиге Европы, с осени 2009 года, успев дважды сыграть в групповом турнире Лиги чемпионов. Десять лет назад люди еще не были избалованы футболом, им в диковинку была любая команда премьер-лиги, будь им новороссийский «Черноморец» или ЦСКА. В любом случае стадион был полным благодаря выходу «Рубина» в высшую лигу чемпионата России. А после двух чемпионских сезонов 2008 и 2009 гг. наша команда выше третьего места не поднималась, но стабильно попадает в пятерку лучших. Однако люди считают, что это не тот результат… Тем не менее, я полагаю, что на протяжении всех этих 10 лет «Рубин» выступает достойно и еще будет чемпионом страны! Ну, а первая бронза стала весьма значимым событием для всей Казани. Прорыв, как и для нас самих футболистов. Радостное событие. Эмоции переполняли, все было в первый раз. Позднее, насколько я знаю, в 2004 году свою бронзу в дебютном сезоне чемпионата России по волейболу завоевало казанское «Динамо-Татрансгаз».
— Сложно было решиться покинуть Москву и уехать в Казань в клуб первого дивизиона?
— Да нет, не сложно. Пускай я значился тогда в составе клуба высшей лиги «Торпедо-ЗиЛ», но в Москве я получал мало игрового времени — за три сезона сыграл за автозаводцев 36 матчей. Хотелось играть больше. Надеялся, поэтому на «Рубин», перед которым ставились большие задачи. Встретился с главным тренером казанцев Курбаном Бердыевым, понял, что команда точно минимум через год попадет в премьер-лигу. Об этом помимо прочего говорила и масштабная селекция «Рубина», пригласившего в свои ряды очень серьезных футболистов, включая участников чемпионата мира 2002 года (костариканец Кастро, прим. С. Г). Все это благодаря масштабной поддержке городских властей, серьезному финансированию, ведь президентом «Рубина» был мэр Казани Камиль Исхаков. Это он поднял команду из болота второго дивизиона в призеры чемпионата России. Дуэт Бердыев-Исхаков поднял казанский футбол на такую высокую планку, на которой команда находится до сих пор.
— И Бердыев сразу вам сказал, что будете первым номером? По ходу сезона 2003 года он не раз об этом говорил. Например, вскоре после старта в сезоне: «В „Рубине“ вратарская позиция единственная, где нет проблем. У меня всегда есть вратарь номер один — это Сергей Козко».
— Нет, мне так наставник не говорил. Приглашая меня в «Рубин», Бердыев сказал, будешь сильнее других — будешь первым.
ЛЕГИОНЕРЫ БЫЛИ СИЛЬНЫЕ
— Не сложно было рулить защитниками и хавбеками — в «бронзовом» сезоне в «Рубине» собрался на редкость обширный интернационал: три бразильца, три грузина, три сенегальца, два чеха, марокканец, уругваец, костариканец, литовец, южноафриканец?
— Да команда у нас была очень дружная, поэтому говоря на разных языках, мы все прекрасно понимали друг друга на языке футбола. Не могу не отметить наших бразильских легионеров, все они были очень высокого уровня — нападающий Рони стал лучшим бомбардиром «Рубина в том сезоне с 12 забитыми мячами, под стать ему были защитники Самарони и Калисто. Замечательные были ребята. Напомню и организующую роль нашего капитана Сергея Харламова, немало способствовавшего сплочению коллектива. Мы были вместе не только на футбольном поле, но и вне его. Постоянно куда-то ходили целыми семьями, собирались — команда была, как семья. Впрочем, точно такая же дружная атмосфера была в «Рубине» и в 2008 и 2009 годах, когда мы стали чемпионами России. Сейчас я не футболист, а тренер, но хорошо знаю, что и поныне в «Рубине» очень хорошая атмосфера, ребята точно так же, как мы постоянно общаются вне игр и тренировок. Это традиция клуба… И все же, я думаю, что самая дружная команда у нас была именно в 2003 году.
— После разгрома в Москве от ЦСКА 0:4 в первом туре руки не опустились?
— Да уж, крупно мы проиграли на самом старте. Пришли после финального свистка в раздевалку, сидим грустные, заходит Бердыев и говорит, ребята не переживайте, все нормально, вы просто переволновались — это лишь первый матч в премьер-лиге, я вам гарантирую, что все у нас будет хорошо. И вернувшись домой, во втором туре обыграли дома «Торпедо-Металлург» — 1:0, исторический, первый гол на высшем уровне у нас забил чех Иржи Новотны. Потом разгромили владикавказский «Спартак-Аланию» — 3:0, и пошло-поехало. Выдали очень приличную серию игр. В дебютный год, когда мы вышли в премьер-лигу, очень большую роль сыграли эмоции. Да, у нас в команде было немало классных футболистов, и все же соперники-то у нас были еще сильнее — тот же столичный «Локомотив», который мы опередили и оставили вне числа призеров, «Динамо», финишировавшее на шестом месте. Мы много матчей выиграли именно за счет эмоций, очень сильно нам и болельщики помогали. Да и тренер у нас был такой импульсивный, когда игра шла ни шатко, ни валко, Курбан Бекиевич мог завести команду. Кроме того, нельзя не отметить, что фортуна была на нашей стороне — не раз и не два, а довольно часто мы вырывали победу в самой концовке встречи, например, «Спартаку», «Локомотиву» забивали на последних минутах. А ведь многим казалось, что мы уже проиграли или довольствовались ничейным счетом, а мы забивали!
— Когда по ходу сезона появились мысли, что медали завоевать будет вполне реально, ведь уже летом «Рубин» пробился в первую тройку?
— Даже вторыми были после домашней победы над ярославским «Шинником» — 1:0 13 сентября. Возможно, реально было даже и за серебро побороться. Как раз после той игры я попал в автомобильную аварию, и сезон для меня, увы, закончился… Как и все люди в жизни, мы хотели добиться чего-то серьезного, например, зацепиться за медали. Мы не афишировали это, но внутри команды все знали, что нашей задачей было попасть в первую тройку. Вслух же говорилось сначала о закреплении в премьер-лиге, потом о месте в первой десятке, потом в восьмерке, шестерке… Но перед собой мы поставили другую задачу, которую в итоге и выполнили. Тяжело было, но у нас все получилось.
— Десять лет прошло, но до сих пор многие столичные коллеги не верят в то, что в последнем туре сезона 2003 «Рубин» победил ЦСКА — 3:2 в честной борьбе. Они не видели этот феерический, парадоксальный футбол с двумя (!) автоголами! А я видел реакцию голкипера «Локомотива» Сергея Овчинникова, отстававшего за тур до финиша от «Рубина» всего на очко и принимавшего дома вылетавший в первый дивизион «Уралан». Железнодорожники разгромили этот «Уралан» 6:0, и были уверены, что бронза у них в кармане, пока не увидели на табло результат встречи в Казани. «Босс» разочарованно махнул рукой, мол, все с вами ясно.
— Это, конечно, полнейшая чушь, думать, что «Рубин» и ЦСКА, на минуточку, к тому моменту уже обеспечивший себе чемпионское звание, могли «расписать» игру. Так договорные игры не расписывают, обычно, при договорняках уже к середине игры все и всем становится ясно. А у нас на последней секунде (!) защитник ЦСКА Денис Евсиков коленкой попал точно в девятку своих ворот! Я понимаю, если бы головой, а то коленкой… И на последней секунде матча! Это из разряда фантастики, просто в очередной раз удача оказалась на стороне «Рубина», пускай, и наш защитник Андреас Скотти тоже забил в свои ворота. И три года назад снова заговорили, что «Рубин» купил победу у… «Барселоны»! На ее поле! Причем подобный бред я слышал от людей, игравших в футбол на серьезном уровне. Вот, мол, купили у испанцев победу! Если до подобного и можно было договориться, то продать пришлось бы половину Казани! Полнейший бред. Можно было подойти к главному тренеру «Барсы» Хосепу Гвардиоле с предложением продать матч? Он про такие вещи и не слышал. Что, Лионель Месси мог подсобить «Рубину» и не забить? Надо было что-то людям говорить после столь удивительной победы казанцев на «Ноу камп» осенью 2009 года. А вот на следующий, 2004 год уже нам стали забивать на последних минутах! В 2003 мы так забивали, потом все переменилось, судьба переменчива…
Справка:
Сергей Козко. Родился 12 апреля 1975 в Ставрополе. Вратарь. Выступал за команды: «Асмарал» (Кисловодск), 1993 г.; «Динамо» (Ставрополь), 1994−1998; «Торпедо-ЗИЛ» (Москва), 1999−2001; «Рубин» (Казань), 2002−2004, 2008−2010; «Москва», 2005−2007; «Химки», 2011. Вызывался в национальную сборную России, сыграл в товарищеском матче против японского клуба «Симидзу Эс-Палс» 14 февраля 2004 года, но в официальных матчах за неё не выступал. Чемпион России 2008, 2009 гг, бронзовый призёр 2003, победитель Первого дивизиона 2002. В декабре 2011 года Сергей принял решение о завершении карьеры. Причиной, по словам игрока, стала очередная операция на коленном суставе. С 2012 года работает тренером в системе «Рубина».