erid:
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», затеявший масштабную перестройку ХК «Ак Барс» вслед за «Рубином» решился на эксперимент со своей фирменной символикой. Хотя речи о ребрендинге пока не идет, клуб заинтересовало новое видение эмблемы и символики, предложенное казанской компанией Brainstore, которую возглавляет сын известной бизнес-вумен Ларисы Фоминой Илья. На минувшей неделе публике был ненавязчиво продемонстрирован брендированный по-новому автобус клуба, на бортах которого оказалась новая эмблема. Тем временем эксперты отмечают, что необходимость обновления бренда «Ак Барса» — вопрос, назревший уже давно
«КОНЦЕПЦИЮ ЛОГОТИПА РАЗРАБОТАЛИ БЕСПЛАТНО»
На минувшей неделе казанской публике была впервые представлена новая символика хоккейного клуба «Ак Барс». Логотип в красно-зеленой гамме и оскаленная морда белого барса на белом фоне над зелено-бело-красными волнами были нанесены на новый клубный автобус, который привез хоккейную команду на матч с челябинским «Трактором» 11 сентября. А еще раньше фото оформленного по-новому клубного транспорта было опубликовано в официальном аккаунте «Ак Барса» в Instagram.
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», автором новой фирменной символики является казанская компания Brainstore во главе с Ильей Фоминым — сыном известной в Татарстане предпринимательницы, основателя и владельца холдинга Larisa Ларисы Фоминой. Корреспондент «БИЗНЕС Online» взял у него небольшое интервью.
— Когда вы вышли на руководство «Ак Барса» с предложением по изменению фирменного стиля?
— Команда Brainstore разработала концепцию логотипа пару месяцев назад. Связались с клубом. Отправили идею, обосновали наше видение. Через некоторое время к нам обратились сотрудники ХК «Ак Барс». Им понравилась наша работа, они приняли ее смысл и предложили нам разработать концепцию оформления автобуса.
— Почему брендировали именно автобус?
— Оформление автобуса — проект никак не связанный с ребрендингом. Клубу понравилась наша концепция, обоснование идеи, и предложили сделать оформление…
— Кто это финансировал и сколько это стоило?
— Договор на разработку оформления автобуса мы заключали с клубом. Для нас это был больше имиджевый, низкорентабельный проект. Концепцию самого логотипа разработали бесплатно. Как правило, агентства нашего уровня не делают бесплатных предложений. Для меня будет результатом, если действительно профессиональные дизайнеры Казани последуют нашему примеру.
— Как долго автобус будет использоваться клубом, есть ли фиксированный срок?
— Перед нами стояла задача только в выполнении концепции оформления. Автобус используется на усмотрение клуба.
«МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО МОЖЕМ КАЧЕСТВЕННО СПРАВИТЬСЯ С ЭТОЙ РАБОТОЙ»
— Почему вы считаете, что фирменный стиль ХК «Ак Барс» нужно менять?
— Это решение должен принимать сам клуб. В мировой практике есть примеры, когда у клубов есть семейственность логотипов, то есть несколько действующих логотипов, с различным назначением, поэтому мы предложили свою альтернативную концепцию.
Я считаю, что ребрендинг ради ребрендинга — неэффективный путь. Такое решение должно быть частью маркетинговой стратегии клуба. Когда мы работаем с заказами на ребрендинг или изменение фирменного стиля, то в первую очередь ориентируемся на стратегические цели, которые ставит перед собой клиент. И переубеждаем, если видим, что ребрендинг не является их реализацией. Несколько раз приходилось отказывать в заказе именно по этой причине.
— В какую сумму вы оцениваете комплекс работ по ребрендингу? Какие работы будут самыми дорогими?
— Мы не оценивали объем работ по ребрендингу клуба, так как такой задачи со стороны клуба не поступало. Разработка нового фирменного стиля, логотипа — это целый комплекс работ. Мы видим его как способ реализации стратегии клуба. Поэтому конечный результат зависит от того, какие задачи клуб видит от ребрендинга.
— Каковы ваши дальнейшие планы по работе с клубом? Будет ли продолжен ребрендинг?
— Для меня ХК «Ак Барс» — это гордость республики. Одна из визитных карточек спортивной столицы России. Ребрендинг — серьезная задача с конкретными результатами для клуба и болельщиков. Мы уверены, что можем качественно справиться с этой работой. Часто мы берем оплату за свою работу только при условии выполнения планируемых показателей. Пока мне ничего не известно о том, будет ли проводиться ребрендинг. Профессиональный уровень команды нашего агентства позволяет взяться за эту работу.
«МЫ РЕШИЛИСЬ НА ЭКСПЕРИМЕНТ, КОМАНДЕ И РУКОВОДСТВУ ПОНРАВИЛОСЬ»
Разумеется, пожалуй, любая дизайнерская компания, причем не только татарстанская, с радостью бы взялась за ребрендинг одного из сильнейших клубов Континентальной лиги. Впрочем, о ребрендинге речи пока не идет.
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель службы рекламы и PR-хоккейного клуба «Ак Барс» Наиль Хуснутдинов, проект ребрендинга клуба активно обсуждался два года назад, но реализован так и не был. «Было желание обновить эмблему клуба, сделать ее более современной. Предложений поступило много, однако варианты, которые были нам представлены, нас не устроили. И сейчас еще поступают новые предложения, но в данный момент этот вопрос не рассматривается», — отметил он.
— Что касается внешнего вида нового клубного автобуса, то могу сказать, что в «Ак Барсе» существует несколько видов эмблемы, можно сказать «семейство барсов», которые были разработаны для использования в каких-то определенных целях. Как, например, для коллекции одежды «Ак Барс fashion», для 55-летия клуба
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН
Тем временем разговоры о необходимости обновить бренд «Ак Барса» ходят уже давно. В нынешнем (с незначительными дополнениями) виде эмблема клуба существует уже 18 (!) лет — с 1995 года. О появлении бренда «Ак Барс» в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказывал бывший вице-президент клуба (1995 — 1997 гг.), участвовавший в переименовании «Итили» в «Ак Барс», основатель судостроительной компании «Панбот» Булат Яушев.
— Название «Ак Барс» появилось больше из утилитарных соображений. Моторостроительный завод уже тогда не мог содержать клуб, и формы финансирования были совершенно непонятны. Мы боролись за выживание клуба. Тогда и появилась идея навести мосты с новым банком «АК БАРС». И мы решили, что если поменяем название клуба с «Итиль» на «Ак Барс», нам будет легче договориться с банкирами, — рассказал Яушев. — Расчет оправдался. Потом все стало хорошо, какое-то время клуб был собственностью кабинета министров РТ, потом его передали нефтяникам.
Очевидно, что логотип клуба устарел и морально, и с профессиональной точки зрения — технологии маркетинга и рекламы кардинально изменились с прошлого века. Но до последнего времени фирменный стиль главного хоккейного клуба Татарстана был столь же незыблем, как символика республики, герб которой красуется на форме хоккеистов (такого права нет больше ни у одной команды, ни в одном виде спорта в РТ, — ред.).
Впрочем, масштабная перестройка в «Ак Барсе», сопровождавшаяся уходом Даниса Зарипова и Алексея Морозова, а также значительным обновлением состава команды, говорит о том, что отличающееся консерватизмом во взглядах руководство клуба и «Татнефти» понимает необходимость перемен. Возможно, затронут они и фирменную символику «Ак Барса».
ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С «РУБИНОМ», ТО ИДЕЯ У «АК БАРСА» ЛУЧШЕ
Эксперимент «Ак Барса» с новой фирменной символикой газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Тимур Мухаметзянов — графический дизайнер:
— Строго говоря, дизайн любой клубной эмблемы вторичен по отношению к изображенной на ней символике. Символ может быть несуразен, угловат, совершенно неприемлем с точки зрения эстетики. В истории мы знаем немало примеров странных гербов и непонятных тотемов. Однако, уважая традиции, мы со временем привыкаем к их необычному облику.
Несомненно, «Ак Барс» — хоккейная команда с традициями, а белый барс — неотъемлемая часть клубной эмблемы. При этом не существует какого-то строгого канона его начертания. Есть мифическое крылатое животное, изображенное на гербе Татарстана. Есть реальный прообраз — снежный барс. Все остальное ограничено лишь фантазией художника — можно нарисовать барса спящим, сидящим, вставшим на задние лапы, прыгающим и даже летящим. Нарисовать барса — небрежно и некрасиво или аккуратно и эстетично. И нет никакой традиции, не позволяющей рисовать барса красиво. Барс на действующей эмблеме, на мой взгляд, нарисован весьма посредственно. Да, автор смог передать настроение, показать ярость, обозначит стремительность и динамизм зверя. Это ему удалось. Но с технической точки зрения эмблема не выдерживает критики — напоминает, скорее, рисунок школьника на парте. Новые варианты символики исправляют это досадное недоразумение.
Оба варианта сохраняют прежнюю подвижность и настроение — перед нами все тот же матерый хищник. Но теперь эмблема получает четкие выверенные линии, акцентированный абрис, устойчивый шрифт и сбалансированное размещение элементов. Первый вариант отличает большая динамика — барс здесь напоминает пушечное ядро или метеорит. Второй вариант, также не лишенный мощи и движения, отличает большая симметричность и сбалансированность. Ему не хватает разве что зеленого цвета в самом логотипе. Ведь его не всегда будут показывать на зеленом фоне. В целом же оба варианта достойны стать нашей новой эмблемой. Это примеры хорошей работы дизайнера.
Сергей Насекин — владелец и директор дизайн-студии «Айбат», старший преподаватель кафедры интерьера Казанского государственного архитектурно-строительного университета:
— Откровенно говоря, эта эмблема нравится больше, чем та, которая сейчас у «Ак Барса». Рисунок намного лучше, чем есть сейчас. Преемственная, хорошо проработанная. Мне она нравится. Тот человек, который ее делал, во всяком случае понимает, что делал. Понятно, что в таком виде эмблема не будет — это пока еще недоработанный вариант. На мой взгляд, скорее всего, голова «барса» будет сверху над надписью «Ак Барс». Так она на хоккейном свитере будет лучше выглядеть. Если говорить о самой надписи, то она также хорошая. Простенький шрифт, который будет отлично восприниматься болельщиком. Многие посчитают, что шрифт слишком простой и обычный. Но главное — чтобы надпись хорошо читалась на том же автобусе команды. За саму красоту будет отвечать эмблема и логотип, а не шрифт. Мне для полноценной оценки нужно больше информации. Если сравнивать работы «Ак Барса» и «Рубина», то эмблема «Ак Барса» намного предпочтительнее, чем у «Рубина», именно с точки зрения графики. Мне, как знающему человеку, работа понятна.
Оскар Сайфутдинов — арт-директор EVOLUTIONcreativeservices:
— Я считаю, что необходимость ребрендинга хоккейного «Ак Барса» назрела, так как нынешний логотип именитого клуба был и остается для меня детским рисунком. При этом работы по смене его фирменного стиля однозначно должна выполнять компания из Татарстана, поскольку для всех остальных это будет просто работа, а для нас — дело чести и гордость.
z=z=z
Справка
BrainStore — креативное агентство. Специализируется на разработке рекламных и маркетинговых решений для бизнеса. Входит в группу компаний ITL GROUP — образованное в 2012 году маркетинговое агентство полного цикла, обслуживающее такие компании, как «Бахетле», DOMO и другие.
Илья Фомин родился 26 марта 1983 года. После престижной казанской школы № 39 в 2005 году окончил экономический факультет КГУ по специальности «менеджмент». В разное время занимался проектами в сфере маркетинга, рекламы и PR в контролируемых Ларисой Фоминой компаниях холдинга Larisa.
==GOLOS252==