комментарии 7 в закладки

Футбол пермского периода

erid:

«Рубин» в минувшее воскресенье играл в Перми в рамках чемпионата страны против местного «Амкара». Учитывая давний и принципиальный характер соперничества этих команд, наша редакция решила отправить на Урал своего журналиста, на которого произвело неизгладимое впечатление пребывание на футбольном стадионе «Звезда». Почему прав Василий Березуцкий, в каком театре идет лучший спектакль по «Мастеру и Маргарите», о достижениях чехословацкого авиапрома — в материале спортивного корреспондента «БИЗНЕС Online».


В ПЕРМЬ НА «ЧЕБУРАШКЕ»


Согласно данным из Википедии, Пермский период — последний геологический период палеозойской эры. Он продолжался 47 млн. лет, а завершился примерно 250 млн. лет тому назад. Пермский период выделен в 1841 году британским геологом Родериком Мурчисоном в районе современной Перми. Сейчас эта тектоническая структура называется предуральским прогибом. А вот защитник сборной России Василий Березуцкий, забивший важнейший мяч в ворота Израиля в отборочном матче к ЧМ-2014, после игры неожиданно разразился критикой в адрес отечественного футбольного хозяйства: «Иногда наши амбиции не совпадают с действительностью. От футболистов сборной ждут только побед, но на самом деле у нас в России ничего нет — нет нормальных стадионов, нормальной подготовки. Иногда многие люди критикуют сборную России: „Мы должны побеждать, всегда быть на первом месте“. Но на самом деле у нас для этого нет никакой инфраструктуры. Если мы собираемся принимать игры Лиги чемпионов на таком ужасном поле, которое я сам видел вблизи, то это, конечно, отвратительно». Неожиданным образом один научный факт и одно интервью действующего игрока стали своеобразным общим итогом впечатлений, которые вынес из похода на футбол в Перми казанский журналист.

Ну, а пока мы отправляемся к месту назначения из аэропорта столицы Татарстана на самолете L-410 по прозвищу «Чебурашка». Удивительно, но между двумя городами-миллионниками нет нормального железнодорожного сообщения, и полеты на чуде еще чехословацкого авиапрома — это самый быстрый, удобный и относительно недорогой способ передвижения между Казанью и Пермью. L-410 внутри ужасно напоминал «Газельку», сходство с которой дополнял и первый пилот в кожаной куртке за занавесочкой. Для полной аутентичности не хватало только русского шансона. Но, несмотря на внешнюю неприглядность, самолет через заявленные 1 час и 40 минут приземлился в пункте назначения.


ГОРОД ДЯГИЛЕВА И КУРЕНТЗИСА


За Пермью давно закрепилась слава интеллектуального города. Здесь расположен старейший на Урале университет, есть несколько замечательных театров и музеев. Конечно, добавил этому месту шарма так и не законченный Маратом Гельманом эксперимент по созданию именно здесь новой культурной столицы России, что не мешает в городе «реальных пацанов» одному из крупнейших дирижеров мира Теодору Курентзису возглавлять театр оперы и балета. Ну, а пока до футбола еще есть масса времени, мы отправляемся в другой замечательный храм искусства — «Театр у моста». Корреспонденту «БИЗНЕС Online» как-то довелось побывать в этом одном из лучших провинциальных драматических театров России, который славится своими постановками Михаила Булгакова и открыл для нашей страны ныне самого крупного в мире драматурга Мартина Макдонаха.

Воскресным днем играли «Мастера и Маргариту». Замечательный спектакль, который опровергает тезис о том, что великий роман невозможно удачно поставить на сцене. Встреча с прекрасным продолжилась, когда автор этой статьи, совершая пешую прогулку до гостиницы, случайно набрел на родовой дом Сергея Дягилева. Хотя уже попадавшиеся навстречу молодые люди с шарфиками «Амкара» не давали забыть о главной цели поездки в Пермь. Кстати, любопытно, что «Театр у моста» и стадион «Звезда» находятся на одной улице — Куйбышева, на Урале и в Сибири не торопятся расставаться с именами большевистских вождей и революционеров.


ЗАЧЕМ ЖУРНАЛИСТУ В ПРЕСС-ЦЕНТР


Домашняя арена «Амкара» расположена в большом овраге, во всяком случае, когда направляешься к стадиону сквозь шашлычный запах с центральной улицы, то, глядя на исписанные граффити заборы, трудно себе представить, что это вход на трибуны. Однако это были именно они. Со стороны служебных помещений вид на арену уже более пригодный, все-таки 3 августа 2009 года «Звездой» был получен официальный сертификат УЕФА «Quality Concept Football Turf — 2 звезды», что позволяет стадиону проводить международные матчи до четвертьфинала Лиги Европы или до матчей 1/8 финала Лиги чемпионов включительно. Руководитель пресс-службы «Рубина» Максим Лопухов оперативно помог с аккредитацией и проходом на рабочее место. Вскоре Дягилев и Булгаков сменились настоящим культурным шоком.

Для начала оказалось, что на стадионе отсутствует оборудованная ложа прессы, просто к нескольким грязным пластиковым сидениям прилепили надпись «Места для прессы». И «присобачили» к ним подобие столиков, на которые можно поставить бумажный стаканчик с кофе, но никак не ноутбук. А ведь спортивная редакция поручила своему спецкору провести текстовую online-трансляцию матча. До игры оставалось чуть больше часа, и я решил подняться в пресс-центр, чтобы разжиться там стартовым протоколом с составами команд, а также подзарядить компьютер. В подтрибунном помещении состоялся гениальный диалог гостя из Казани с представителем службы охраны «Звезды»: «Вы куда? — В пресс-центр. — Зачем? — Вот, у меня аккредитация на матч. — Я вижу, а зачем в пресс-центр?»

Судя по всему, сомнения в необходимости присутствия журналистов в пресс-центре были и у всей администрации стадиона, поскольку дверь была заперта. Правда, минут за 45 до начала футбола там уже сидели несколько местных телевизионщиков, громко обсуждавших своего отсутствовавшего любвеобильного коллегу. В помещении обнаружился электрический чайник, из которого присутствовавшие активно потребляли жидкость. Судя по тону и содержанию разговора, казалось, что там была совсем не вода. Пермские товарищи смеялись и разговаривали так громко, что, возможно, даже мешали Курбану Бердыеву проводить установку на матч. Да, и единственная розетка в пресс-центре была мной обнаружена в углу рядом с тем самым замечательным чайником. Ни о каких столах, за которыми могли бы работать журналисты, и речи не шло.


У «АМКАРА» НЕТ ДЕНЕГ НА ДОРОГИХ ФУТБОЛИСТОВ И… КУЛЕР


Стартовых протоколов тоже никто не нес, впоследствии оказалось, что их можно было раздобыть где-то дальше по коридору. А руководитель пресс-службы «Рубина» Лопухов уже после матча посетовал, что не нашел меня, чтобы их вручить, и еще справедливо пожурил за ошибку в вопросе главному тренеру казанцев на послематчевой пресс-конференции. Действительно, ваш корреспондент спросил Бердыева про отсутствие в заявке на игру Гекдениза Карадениза, а он в ней присутствовал. Эх, если бы у меня был стартовый протокол… Кстати, а почему работники пресс-службы «Амкара» не могут распечатать необходимое количество этих самых протоколов и принести их в пресс-центр, где с ними познакомятся все страждущие? И неужели пермяки так бедны, что не могут приобрести не только дорогих футболистов, но и кулер для воды, чтобы журналисты не грели ее, чтобы попить кофе в пресловутом чайнике? Может, пожаловаться на клуб и стадион в УЕФА?

Но пора было занимать свое законное место в грязном пластиковом сидении ложи прессы. Столик удалось все-таки поставить так, чтобы он не гнулся под тяжестью ноутбука, и текстовая трансляция для читателей «БИЗНЕС Online» состоялась, благо интернет работал безупречно. Однако теперь в качестве раздражителя для вашего корреспондента стали выступать отдельные представители местного журналистского сообщества. Пресса — это особый тип зрителей, который не бьется в конвульсиях после каждого гола и не оскорбляет соперников. Тем не менее один бравый товарищ с бейджем «ПРЕССА» отчаянно призывал «убить Наваса», а Криса Мавинга аттестовал исключительно «черной обезьяной», хотя, возможно, коллега находился под впечатлением одноименного последнего романа Захара Прилепина. Но всех переплюнула уже немолодая дама, также, судя по всему, журналист, которая прибыла минут за 10 до перерыва, села рядом, долго держалась за сердце и не могла отдышаться, поскольку так спешила на матч. Но это ей не помешало в момент, когда вратарь «Амкара» Роман Герус немного завозился с мячом в штрафной, крикнуть на весь стадион, вложив в слова всю свою страсть и любовь: «Герус, бл!!!»

Во втором тайме обстановка в ложе прессы мало изменилось, на стадионе периодически заглушали при помощи колонок «трели» фанатов в адрес «Рубина» и Казани, а кое-кому из пермских журналистов искренне хотелось заехать в ухо. Ультрасы ультрасами, но коллеги по цеху такое себе не должны позволять.



ЗАГОНЧИК ВМЕСТО МИКСТ-ЗОНЫ


Матч завершился нулевой ничьей. Послематчевые пресс-конференции прошли в штатном режиме. А затем, оказалось, что на «Звезде» нет микст-зоны. Той, через которую проходят футболисты и где их «ловит» для интервью пресса. Просто в загончик у входа на поле выводят по одному игроку от каждой команды, вокруг которого образуется маленькая толпа из микрофонов, диктофонов и камер. Палеозойская эра в организации матчей на высоком уровне. Никаких возможностей для эксклюзива, для которого редакция и отправляла своего корреспондента в Пермь. Хотя умный и интеллигентный Владислав Кулик, как и всегда, был на высоте в разговоре с журналистами. С такими внимательными и грустными глазами хавбек «Рубина», наверное, мог бы сделать и актерскую карьеру. Сыграть, например, кого-то из первых русских революционеров-народовольцев и даже попробоваться на роль булгаковского Мастера.

А пока ваш печальный и злой корреспондент нашел-таки возможность для эксклюзивного интервью. У кромки поля заканчивал свой эфир для «НТВ-Плюс» Владислав Батурин. Говорят, многие его коллеги по футбольному комментаторству давно поймали «звездняка», но Батурин оказался очень прост и приятен в общении. Пресс-центр был уже закрыт, поэтому расшифровывать беседы с диктофона пришлось уже в гостинице. Березуцкий был абсолютно прав. А «Театр у моста» в конце сентября несколько дней подряд дает «На дне» Максима Горького.

Айрат Нигматуллин
Оценка текста
+
0
-