комментарии 6 в закладки

8-я странность маркетинга «Рубина»

erid:

Сегодня казанский «Рубин» опубликовал новость с кричащим заголовком — посещаемость «Рубина» выросла на 49%. Люди, которые переживают за клуб и понимают, какие проблемы есть в нем и в маркетинге, — один скандал с ребрендиногом чего стоит — отнеслись к такому шапкизакидательству понятным образом. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проанализировала календарь игр «Рубина» в нынешнем сезоне и прошлые годы, а также подробнее изучила статистику и сделала свои выводы о том, как обстоят дела на самом деле с посещаемостью в клубе…


ЛУЧШИЕ «ТРАДИЦИИ» МАРКЕТИНГА ПО «РУБИНУ»


Сегодня казанский «Рубин» шокировал своих болельщиков и экспертов, сообщив о том, что посещаемость матчей выросла на 49%. Такой поворот в результатах маркетинговой политики плохо коррелируется с призывами фанатов уволить ее идеолога и куратора — советника президента «Рубина» Марию Климову за целый ряд допущенных ошибок. Казалось бы, цифра роста в 49% должна снять любые вопросы о ее компетентности, на деле же, напротив, вопросы становятся еще более серьезными.

Надо сразу сказать, что казанцы впервые за долгое время получили идеальный с точки зрения маркетинга календарь на старте сезона. Первые три домашних матча к «рубиновым» приезжают гранды российского футбола, на игры с которыми болельщик должен валом валить. На деле же получается, что на игру против питерского «Зенита» приходит чуть более 15 тыс. человек (из них около 3 тыс. — фанаты «Зенита). Если использовать исключительно цифры от РФПЛ, то это лишь 50% от вместимости Центрального стадиона.

В следующем домашнем матче против московского ЦСКА в российском первенстве на «Рубин» приходит уже 20 087 человек (из них около 4 тыс. — фанаты ЦСКА). То есть лишь 75% от вместимости стадиона, а ведь в Казань приехал действующий чемпион России.

Идем дальше. Куда более показательны иные цифры, которые не учитывались в новости с амбициозным заголовком. За прошедший месяц «Рубин» дважды играл на домашнем стадионе в рамках квалификации Лиги Европы. Сначала против сербской «Ягодины», а после — с датским «Раннерс». Отличное время начала матча, теплый летний вечер, гарантия победы родной команды — три составляющих, которые должны были привести болельщика на стадион. Однако на матчах против европейских клубов на трибунах не было и 7 тыс. зрителей. По уровню зрительского интереса игры с б-классовыми командами из европейского чемпионата сравнимы с матчами «Рубина» с большей частью клубов российской премьер-лиги.

Основной вывод, который рождает публикация новости о мнимом росте посещаемости матчей «Рубина», следующий. Менеджмент казанского клуба вновь лишь подставляет себя в глазах тех, кто понимает в футболе и бывает на стадионе. Проблемы пытаются прикрыть эквилибристикой цифр, мол, посмотрите, все не так уж и плохо, есть прогресс. Странность такого суждения можно включить в список 7 несуразностей маркетинга «Рубина», которые составила спортивная редакция «БИЗНЕС Online» в конце прошлого месяца.


49%, КОТОРЫЕ НАРУШАЮТ ЛОГИКУ


Тем временем методика подсчета прироста посещаемости «Рубина» нарушает базовые законы логики. Делить можно лишь однородные единицы, но составителям подсчетов это, похоже, неведомо. Ведь они ставят в один ряд сыгравший дома лишь единожды московский «Спартак» с «Уралом», который провел на домашней арене три встречи. Сравнивать также необходимо равные по объему понятия, что само по себе невозможно, ведь в нынешнем чемпионате сыграно всего четыре тура. Речь ведь идет о росте посещаемости клуба в целом в чемпионате, то есть к цифре приплюсованы и выездные матчи. Но если открыть календарь выездных игр и посмотреть, с кем играли казанцы, то мы увидим, что и здесь нашим повезло. На первый матч «Рубина» в новом сезоне против «Кубани», который проходил в Краснодаре, собралось практически 20 тыс. зрителей. Следующая выездная встреча казанцев состоялась в Грозном, где на стадион им. Ахмада Кадырова пришло около 14,3 тыс. зрителей.

Если бы статистика мерилась исключительно по домашним играм (а это и есть показатель того, насколько популярна команда и как работает маркетинг), то казанский «Рубин» был бы на 7-м месте в таблице, что, повторимся, крайне сомнительное достижение, учитывая «звездный» статус соперников («Зенит» и ЦСКА). Казанцев бы с легкостью опередил екатеринбургский «Урал», где за три домашних матчах в нынешнем сезоне в среднем набралась 21 тыс. зрителей, а также самарские «Крылья Советов», где и вовсе в среднем на футбол ходила также 21 тыс. человек.

Согласно статистике домашних матчей и даже без учета скидок на календарь, можно в очередной раз удостовериться, что у «Рубина» с посещаемостью не сказать, что хорошо. Кстати, одна деталь: казанцы играли в первых четырех турах дома, так вот на игру с московским «Динамо» годом ранее, не самым сильным соперников на тот момент, собралось зрителей больше, чем на российский суперклуб питерский «Зенит» в нынешнем сезоне — 17 тыс. против 15.

Отметим, что отрыв от «Рубина» у ближайших команд-лидеров по посещаемость пока весьма приличный.





1.jpg





НОВОСТЬ СТАЛА «РУБИНОВОЙ» ПО ОШИБКЕ

Новость о росте посещаемости «Рубина», которую на многих порталах выдали со ссылкой на официальный сайт казанского клуба, на самом деле сперва появилась на сайте объединения болельщиков московского «Спартака» Фратрии. Однако на сайте «Рубина» ссылку на материал болельщиков красно-белых не поставили, потому и вышло, что казанский клуб стал первоисточником новости. Очередную маркетинговую «странность» казанского клуба газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали болельщики и специалисты.

Ильгиз Фахриев — председатель комитета по физической культуре и спорту исполнительного комитета муниципального образования г. Казани:

— Пока крутых изменений в сторону увеличения болельщиков я не вижу. Работу тех, кто в клубе ответственен за работу с болельщиками, я оценить не могу. Лучше не стало, а про хуже говорить не хочу. Тревожно за новый стадион. Если на этом стадионе 7 — 8 тысяч болельщиков еще можно увидеть, то на новом они затеряются. Скажу так: работы здесь непочатый край.

Иван Мешков — бывший руководитель отдела маркетинга ФК «Рубин»:

— Смешно это все. Во-первых, нужно сравнивать посещаемость «Рубина» не со всем последним сезоном, а с периодом до домашнего матча с «Динамо» включительно, который состоялся ровно год назад, 12 августа 2013 года. Это будет объективно. Это был последний матч, когда действовала отлаженная система по привлечению болельщиков. После этого маркетингу полностью был перекрыт кислород. Денег не выделялось вообще. Во-вторых, считаю, что глупо смотреть среднюю посещаемость по домашним и гостевым матчам, тем более что дома сыграли только с «Зенитом» и ЦСКА. После таких матчей у нас раньше стабильно 25 тысяч посещаемость была. В-третьих, мне интересно узнать, по какому принципу определяется посещаемость. На матчах с ЦСКА и «Зенитом» я визуально не заметил разницы, а в официальных данных разница в пять тысяч человек.

Марат Шарифуллин — заместитель министра экономики РТ, болельщик «Рубина» с 1996 года:

— Я ходил на все футбольные матчи Универсиады с участием сборной России, а вот, к сожалению, на «Рубин» выбраться в этом сезоне пока не смог. Последний «домашний» матч «Рубина», который я посетил, был в «Лужниках» против «Атлетико», Мадрид. Поэтому о работе с болельщиками в этом сезоне могу судить только по отзывам знакомых и из СМИ. Пока в СМИ видно больше негатива, чем позитива. По крайней мере, по материалам «БИЗНЕС Online», активным читателем которого я являюсь, именно такая ситуация прослеживается. Это называется неблагоприятный информационный фон. Если бы пресса помогала «Рубину» создавать благоприятный фон, возможно, было бы по-другому.

Скажу так. На футбол хочется идти, как на праздник. Чтобы не стоять очереди в кассы, в буфет, туалет. Чтобы рядом не было слышно сплошного мата. Когда у меня такая гарантия будет, тогда я поведу свою семью, детей. Из таких мелочей и складывается общая картина. А так, конечно, работа с болельщиками и посещаемость — очень важные факторы успешности клуба. Футбол ведь в конечном итоге для болельщиков. Глядя на то, как ходят на футбол в Питере или Краснодаре, можно утверждать, что в Казани есть резервы. И отдельно хотел бы отметить работу с молодежью в «Рубине». Хочется, чтобы в составе играло больше воспитанников — это даст дополнительную мотивацию тысяче казанских мальчишек и их родителям, которые видят перед собой реальный пример, с другой стороны, — увеличит посещаемость за счет друзей, родных и близких.

Александр Медведев — редактор спортивного отдела газеты «Республика Татарстан», член наблюдательного совета ФК «Рубин»:

— К этому вопросу все подходят так, кому как выгодно. Кто-то видит в этих цифрах хорошее, кто-то плохое. Кто-то видит пятое место, кто-то видит календарь и матчи с лидерами. Клуб не зря просил РФПЛ перенести два первых матча из Казани. После Универсиады народ устал, пресытился зрелищем. В общем-то, этим и обуславливается то, что на игру с «Зенитом» пришли не 20 тысяч, а всего лишь 15. Даже во время Универсиады на некоторых аренах сначала были большие прогалины, а потом на Центральном стадионе не было свободных мест.

Со зрителями нужно работать. Сейчас чемпионат мира по легкой атлетике проходит — это третьи по рейтингу соревнования в мире, и то стадион в Москве не заполняется. А если брать футбол, то в той же Москве больше 11 миллионов человек живет, а ни на одном из матчей московских команд аншлаг не наблюдается. Или взять Самару, Пермь, где с футболом нечему конкурировать. Там тоже нет заполняемости. Это наша общая тенденция. Это о чем говорит? О том, что, конечно, с болельщиками нужно работать. Если что-то обещать болельщику, то выполнять. Нужно навести прядок на стадионах, чтобы не было хулиганов, мата. Если группа скандирует нецензурщину, и все это транслируется на всю страну, это вообще можно подвести под статью. Чтобы люди ходили семьями, чтобы могли спокойно прийти и уйти, нужно развивать инфраструктуру, продажу сувенирной продукции и питания.

Айрат Шамилов
Оценка текста
+
0
-