erid:
До самостоятельной кафедры к 2015 году должно вырасти открытое недавно отделение тенниса Поволжской академии физкультуры и спорта. Обучение здесь будет осуществляться по новой системе, которая будет объединять программы обучения международной федерации тенниса ITF с российской программой, по которой у нас обучаются в Российском университете физической культуры, университете им. Лесгафта в Петербурге, в академии физкультуры в Малаховке. Об этом и не только в эксклюзивном интервью рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» президент федерации тенниса России, главный тренер национальной сборной страны Шамиль Тарпищев.
ЧЕРЕЗ ПЯТЬ-СЕМЬ ЛЕТ ЗДЕСЬ ПОЯВЯТСЯ И СВОИ СИЛЬНЫЕ ТЕННИСИСТЫ И СИЛЬНЫЕ ТРЕНЕРСКИЕ КАДРЫ
— Шамиль Анвярович, расскажите подробнее о проекте.
— Есть поручение президента Татарстана Рустама Минниханова, согласно которому мы год назад определили принципы той работы, которую мы ведем. В рамках Поволжской академии мы создаем Казанскую академию тенниса со своим юридическим лицом, со своими возможностями и своими контактами, которые распространяются не только на территории России, но и по всему миру. В числе учредителей этой академии федерации тенниса России и Татарстана. Задача федерации — развитие тенниса в республике, задача академии — спорт высших достижений и развитие тенниса в республике. Решение этих вопросов будет заключаться при осуществлении работы по четырем направлениям — селекция, оптимизация тренировочного процесса, контроль и восстановление после тяжелых нагрузок. Все это, естественно, с лучшими воспитанниками местной теннисной школы.
Помимо этого, мы достигли договоренности по открытию в рамках Поволжской академии отделения тенниса. Туда поступили 11 теннисистов, плюс несколько человек из других специализаций. В итоге мы намереваемся к 2015 году создать кафедру тенниса, которую возглавит Ольга Жихарева — теннисистка, кандидат педагогических наук.
По этому поводу мы встречались с ректором Поволжской академии спорта Юсупом Якубовым. Идеология создания кафедры тенниса будет состоять в совмещении программы обучения международной федерации тенниса ITF с нашей программой, по которым обучаются в РГУФКе, университете им. Лесгафта, в академии физкультуры в Малаховке, что станет новой системой обучения. Объединение этих программ должно произойти к январю. Почему это важно? По этой программе начнут работать со следующего учебного года, и обучение даст возможность получить диплом, который позволит обучившимся тренерам работать за рубежом. Теннис, в данном случае, может опередить все виды спорта в России. Это согласовано и с международной федерацией, и с соответствующей учебной комиссией международной федерации. Российский теннис имеет очень хорошие позиции в международной федерации, в различных комиссиях которой работают 11 россиян. Итоги этой работы мы должны будем увидеть к 2015 году.
У нас есть поручение президента страны Владимира Путина по развитию тенниса в стране, и сейчас мы с министром спорта России Виталием Мутко подписали документ по комплексу мер по развитию тенниса в стране. В том числе там стоят вопросы о государственной поддержке по созданию таких академий тенниса.
Что касается тренеров, которые будут работать с первым набором, поступившим на отделение тенниса в Казани, среди них Лариса Савченко — тренер сборной — и квартет тренеров по различным группам. Для нас наибольший интерес представляет группа начального обучения. Потому что на данный момент в сборной Татарстана 32 человека, но тех, кто сможет заиграть, кто «не упущен» — не более 15 человек. Следовательно, главный упор нам предстоит сделать на селекцию и базисные основы начальных систем обучения. Грубо говоря, это дети, от 3 до 12 лет.
— Кто входит в число тренеров, которые будут работать в Казанской академии тенниса?
— Дмитрий Дегтярев, Владимир Фадеев, Макар Смоляков, который раньше работал в Беларуси, потом в Ханты-Мансийске, и Хава Карлссон. В отношении последней замечу, что это наша с вами бывшая соотечественница, более того, татарка Хава Садертдинова, которая долгое время работала в Швеции. Будут продолжать свою работу тренеры Казанской академии тенниса. Эта система должна привести к ситуации, когда через пять-семь лет здесь появятся и свои сильные теннисисты, и сильные тренерские кадры, которые освоят ту новую методологию, которую мы будем претворять в жизнь.
СТАРТЫ НА УНИВЕРСИАДЕ НЕ ПРИНОСЯТ ОЧКИ
— Мы с вами разговариваем накануне одновременного старта сразу двух теннисных турниров, среди мужчин и женщин, с призовыми фондами в 50 тысяч долларов. Сорока на хвосте принесла, что в одном из этих соревнований будет принимать участие теннисист, имеющий в своем активе победу над самими Роджером Федерером.
— Да, это украинец Сергей Стаховский. Если говорить о турнирах вообще, то подобных соревнований в следующем году планируется сделать в два раза больше. Кроме того, федерация тенниса России подписала договор с академией Гильермо Виласа на Пальма-де-Майорке, где тренируется всем известный Рафаэль Надаль. Чем это нам «грозит»? В зимний период мы можем проводить там подготовительный период к соревнованиям, растягивающийся на четыре месяца. И порядка 30 российских спортсменов могут принимать участие практически во всех местных турнирах без заявки, наравне с испанскими игроками. Тем самым мы получаем помимо тренировочных часов возможность играть и зарабатывать рейтинговые очки.
— Две с половиной недели назад завершилась Универсиада, в которой принимали участие наши звездные теннисистки — Елена Веснина, Анастасия Павлюченкова. Я слышал искреннее мнение Андрея Кузнецова, который три года назад не планировал участвовать в казанской Универсиаде, а в итоге был очень доволен состоявшимся стартом. А как отнеслись в итоге к тому, что пришлось состязаться в Казани нашим теннисным примам?
— Проблема в теннисе одна — старты на Универсиаде не приносят очки. Получается, что две недели потрачены, а отдачи в рейтинге ты не получаешь. А очки очень сильно влияют на теннисистов. Вспомните, когда тяжело травмировался аргентинец Хуан Мартин дель Потро, он несколько лет потратил для того, чтобы вернуться в мировую элиту…
— Да, я в прошлом году обращал внимание, что экс-восьмая ракетка мира не попала бы даже в число основной сетки Kazan Cup-2012, захоти Дель Потро здесь сыграть. Так как он на тот момент занимал место в восьмой сотне по рейтингу…
— Вот именно. Человек получил травму, у него сгорели все очки, и он был четвертым в мире, а очутился в восьмой сотне, и для того, чтобы вернуться на прежний уровень, вынужден играть множество мелких турниров со слабым составом участников. Рейтинг настолько довлеет над теннисом, что сильнейшие игроки даже поначалу не хотели участвовать на Олимпиадах, пока там не стали обсчитывать рейтинг. Поэтому я называю теннис видом спорта, противоречащим методике спортивной тренировки. У теннисиста в году 18 зачетных турниров, а это 23 недели соревнований. Так как все 18 турниров никто хорошо сыграть не в силах, то он вынужден компенсировать свои неудачи дополнительным участием еще в четырех-пяти турнирах в лучшем случае. Плюс командные соревнования. В итоге не менее 32 недель соревновательного периода. А это все постоянное привыкание к разным мячам, покрытиям, географическим пунктам, наконец. У нас Марат Сафин, заканчивая выступления в теннисе, восемь раз в течение года пересек океан туда-обратно.
Более того, глядя на другие виды спорта, где нет-нет да и подаются спортсменами судебные иски, я удивляюсь тому, что у нас их пока нет. Судите сами. Олимпиада в Лондоне 2012 года. Турнир идет на траве, и любой тренер предпочтет теннисиста, лучше играющего именно на этом покрытии. А перед Олимпиадой прошло несколько турниров на грунте, и по рейтингу именно специалисты с грунтовых покрытий стоят выше остальных, так как они удачно выступали на земле, поднабрали очков. И они вправе были бы подавать в суд за «дискриминацию», они стоят в рейтинге выше, а тренер предпочитает взять в команду других спортсменов. В этом проблема, в поисках золотой середины, а не в том, что теннисисты — избалованные люди и не хотят играть за свою страну. Как не хотят? Настя Павлюченкова соревновалась в Казани с травмой ноги. У Весниной и Кузнецовой были недомогания, но они играли за свою страну.
2 — 3 ноября в Италии у нас будет финал Кубка федераций. А параллельно с этим турниром будет проходить турнир Мастерс в Софии. И на нем могут играть Веснина, Павлюченкова и Мария Кириленко, которые входят в состав сборной страны. Ну, и что прикажете делать? Снимутся они с Мастерс, потеряют большие деньги в районе 50 тысяч долларов. Значит, наша задача — искать варианты, чтобы компенсировать их неустойки.
— А если обратиться к другим — Шараповой, Кузнецовой, Петровой?
— Петрова на земле не сыграет, во-первых. Во-вторых, Веснина, Кириленко и Павлюченкова стартовали в Кубке федераций, дошли в нем до финала, и что их не брать на главную игру сезона? Потом они в следующем году откажутся играть и будут правы.