erid:
Бронзовый призер Олимпиады в Лондоне — бадминтонистка Нина Вислова повторила свой успех и на Универсиаде в Казани. Только в Лондоне она завоевала медаль в паре с Валерией Сорокиной. А в столице Татарстана в миксте с Владимиром Ивановым. Но разговор с Висловой спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online» начал с события, которое состоится в Казани через девять месяцев — чемпионата Европы по бадминтону.
СУМАСШЕДШИХ БОЯТЬСЯ — НА ПЛОЩАДКУ НЕ ВЫХОДИТЬ
— Казань готова к такому крупному мероприятию?
— Мне понравилась организация. Мы опробовали зал, в котором сейчас играли, на соревнованиях российской суперлиги. И тогда были определенные замечания. Наши корты стояли рядом с теннисным кортом, что было не очень удобно и, скажем так, празднично. Были определенные нарекания по освещению, когда солнце било в глаза и волан периодически пропадал из виду. Сейчас окна завесили, и ничего не мешало играть в полную силу. Был, правда, ветерок от кондиционеров, но от этого никуда нельзя было уйти. Он, если и мешал, то всем одинаково. А если бы кондиционеры не работали, было бы хуже. Это проблема всех соревнований, проводимых летом. Единственное, как мне кажется, можно было бы чуть подвинуть к кортам, чтобы зрители были ближе к площадке.
— Нина, на легкой атлетике какой-то зритель выбежал на беговую дорожку, чтобы поздравить победителя. Несмотря на охрану. А вы предлагаете убрать все барьеры между игроками и зрителями.
— Подобное везде бывает. Если человек поставил перед собой задачу выскочить на площадку, он ее осуществит. Не надо из-за одного недисциплинированного человека лишать всех зрителей возможности оценить всю красоту бадминтона. А вблизи она очень заметна. Не случайно VIP-места всегда находятся вблизи площадок. Вспомните баскетбол НБА, когда в первых рядах и красуются и болеют Леонардо ди Каприо и Джек Николсон.
— На родственной с бадминтоном игре — теннисе, лет двадцать назад экзальтированный болельщик Гюнтер Пархе воткнул нож в знаменитую теннисистку Монику Селеш. Не боитесь повторения чего-то подобного?
— Волков бояться — на бадминтон не ходить. Во-первых, тот случай, который вы вспомнили, был единичным, даже в таком популярном виде спорта, как теннис. Во-вторых, во многом, бадминтон пока уступает популярности теннису. Будем считать, что болельщики бадминтона будут приходить на него ради самого вида спорта, а не для того, чтобы негативно прославиться.
— Но, есть же страны, где бадминтон вид спорта номер один.
— Конечно, есть. Езжайте в Индонезию или Малайзию, и увидите полностью заполненные спортзалы на соревнованиях по бадминтону, который считается национальным видом спорта. Китай очень любит, но там бадминтон соперничает по популярности со многими видами спорта. Но и там любовь к нашему виду спорта настолько огромна, что можно видеть, как в свой обеденный перерыв люди выходят на улицу, и перекидывают волан. Что касается Европы, то там бадминтон любят в Дании и Англии. Огромный зал, в котором проводят известные международные соревнования Олл Енгланд, неофициальный чемпионат мира, постоянно заполняется. Между тем, это не просто зал для бадминтона, он отдается для выступления звезд шоу-бизнеса первой величины. Я, например, видела там постеры Мадонны с концерта, других суперзвезд.
Клубный чемпионат Дании — очень серьезное соревнование, которому уделяется много внимания, как на наше футбольное первенство. По словам тех, кто выступал в датском клубном чемпионате, это очень интересно. Что касается меня, то я играю на клубном чемпионате России за команду Владивостока.
— Вам в этом плане повезло, что Олимпиада проходила в Англии. Стране, которая равнодушно относится ко всем играм, помимо тех, которые она придумала — футболу, регби, хоккею на траве, теннису и бадминтону. Ваши соревнования, как мне кажется, пользовались огромным интересом. Запомнилась Олимпиада?
— Да, четвертое августа, когда мы завоевали первую для России олимпийскую медаль в бадминтоне, мне запомнится на всю жизнь (улыбается). В Англии не было билетов вообще и мест на трибунах тоже не было. А играть при полном стадионе — это очень круто. К примеру, на Универсиаде мы не с Вовой Ивановым не смоли выиграть свой полуфинал. Но когда ты играешь для людей, это все равно приятно.
БОЯЛАСЬ, ЧТО БАДМИНТОН МОГУТ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ ОЛИМПИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ
— Именно это сподвигло вас к завоеванию первой для России медали в бадминтоне?
— Ну, если бы все выигрывали, пользуясь поддержкой полных трибун, то проигравших в спорте не было бы (улыбается). Что касается нас, то сложились все факторы, которые привели нас к завоеванию медалей. Там и неправильная жеребьевка была, и дисквалификация сразу трех азиатских пар. И все это сыграло в пользу нашего дуэта.
— Знаете, почему я запомнил бронзовый успех вашего дуэта. Вам в стартовом матче Олимпиады противостояла пара из Канады с фамилиями Брюс и Ли. Сложи их вместе — получится имя величайшего каратиста в мировой истории. И вы обыграли их, причем дважды, в группе, а потом и в матче за третье место…
— Да, но, конечно, не они были нашими главными препятствиями к завоеванию медалей. Просто мы оказались в нужное время в нужном месте. И, скажем так, не упустили свое! Хотя, не стоит и умалять нашей «бронзы». Готовы мы были хорошо. К примеру, в полуфинале с китайской парой, ставшей чемпионками Олимпиады, мы вели по ходу первой партии — 19:14. В группе боролись с сильной корейской парой, уступая каждый раз всего два очка. Нам немножко не хватило, чтобы обыграть их. Но, в итоге, они сами себя обыграли, когда в третьих своих матчах начали какой-то антибадминтон. Там выгоднее было проиграть, чтобы не попасть на более сильного противника в сетке плей-офф. Оба дуэта это понимали, и за тем, как они стремились проиграть свой матч другу другу было противно смотреть. И я с читаю, что их заслуженно дисквалифицировали, не потому, что в итоге мы стали бронзовыми призерами. Нельзя так дискредитировать нашу любимую игру. Бадминтон не столь популярен в мире, а тут полные трибуны, на которых люди пришли, купив билеты, и видят такое безобразие. А там игроки стояли на площадке, и выкидывали воланчик в аут. Лично мне было страшно, что после этого случая бадминтоне вообще исключат из программы Олимпийских игр.
— Нина, не драматизируйте. На Евро-2004 Швеция и Дания сыграли — 3:3, чтобы футбольная команда Италии не вышла в плей-офф. Греция на чемпионате мира по баскетболу 2010 года сдавала игру России, чтобы не попасть в плей-офф на сборную США. На чемпионате мира 1998 года Нигерия и Парагвай в 44 ноги старались сыграть вничью, в то время, как испанцы в параллельном матче громили Болгарию со слезами на глазах. А уж самый знаменитый в истории спорта «матч мира», на футбольной чемпионате мира 1982 года, когда Германия и Австрия сыграли — 1:0, тем самым, не пустив в следующий круг Алжир, в прошлом году отметил свое 30-летие. И никто не заикался о том, чтобы футбол, баскетбол, и другие игры, где люди играют даже не договорняки, а матчи, где им заведомо необходимо проиграть или сыграть вничью.
— Когда мы были на награждении у Владимира Путина, то общалась с баскетболистами, которые слышали о нашем случае, и вспомнили о подобном своем. Но, поверьте, там как-то можно заретушировать отсутствие борьбы. А у нас оно бросалось в глаза. Дошло до того, что подача приводила к проигрышу. Ты подаешь, а соперник принимает в пол. Так обе пары просто перестали подавать. Я смотрела запись этого матча, там судьи и предупреждали игроков и красные карточки показывали. Это все не красит бадминтон, не прививает любовь к нашему виду спорта, и, если привлекает прессу, то в скандальном виде.
Что касается Брюс — Ли, то в матче за третье место, мы обратили внимание, на трибунах было много их болельщиков с флагами и у нас создалось такое ощущение, что мы попали на хоккей (улыбается). Не думаю, что канадские болельщики специально заказывали билеты на матч за третье место по бадминтону, скорее всего, им пришлось их перекупать. Но мы постарались их разочаровать.
У НАС С ЛЕРОЙ НЕ БЫЛО ЛИДЕРА В ДУЭТЕ
— Вы на Универсиаду приехали без своей партнерши по олимпийской «бронзе» Валерии Сорокиной. Она и так не смогла бы выступать в Казани, поскольку ее возраст уже не студенческий. Но не «престарелый» для бадминтона. Ваша пара вновь возродится?
— После Олимпиады она дала интервью, в котором заявила, что хочет уйти из спорта, и, скорее всего, она слово свое сдержит. Сейчас у нее другие приоритеты, и на профессиональном уровне она уже, я думаю, играть не будет. Я ее прекрасно понимаю, и благодарна ей за нашу совместную карьеру. Мы становились чемпионками Европы по юниоркам, по взрослым, выходили в четверку сильнейших в суперсериях, турнирах, приравниваемых к чемпионату мира. Много сыграли с азиатками очко в очко, пусть и проигрывали, но, что называется не выходили на площадку, чтобы собирать с пола воланы. Не сказать, что мы с Лерой лучшие подруги, но сейчас у нас хорошие отношения. Если раньше, по окончании сезона, мы сразу старались отдохнуть друг от друга, то сейчас, не часто видясь, стараемся созвониться. Узнать — какие у кого новости. Я ей с удовольствием рассказываю о том, что у нас творится в спорте, за которым она, естественно, следит. Так что сейчас наши отношения стали куда более близкими.
Кстати, нам ваши коллеги всегда задавали вопрос — кто лидер в вашей паре? Никто не лидер. Лера очень круто «играет сетку», я больше тяготела в игре на задней линии. Но ни у нее без меня, ни у меня без нее, не получалось так хорошо. И в игре — играют через сетку, инициатива в нашей паре у Леры, она первая на мяче. Растаскивают нас по задней линии — я постоянно задействована.
— А что вы скажет о вашей несостоявшейся партнерше по старту на Универсиаде Ромине Габдуллиной?
— Я понимаю, что она местная спортсменка, и вам хотелось бы услышать приятный прогноз. Я не очень хочу отвечать на вопрос о перспективах нашей пары. Насколько я знаю, у нее была травма, от последствий которой она до сих пор не может избавиться. Вроде бы она даже и не тренируется вообще, потому, что никаких улучшений у нее нет. Потом, она всегда тяготела к игре в одиночном разряде, а пара — это несколько иное. И я не думаю, что сейчас тренеры сделают ставку на то, чтобы мы выступали вместе. Тем более, что у нас в сборной есть девочки, с которыми мне было бы более комфортно играть, и они лучше понимают нюансы игры в паре. И, в принципе, мне 26 лет, это, конечно, не закат карьеры, но и ждать, когда Ромина восстановится, я не могу. А там — «пока все плохо».
— Рассчитываю на такой же честный ответ на вопрос о Татарстане. С одной стороны, наша республика лет пять назад могла провести республиканские соревнования с участием не более шести-семи десятков бадминтонистов. И то «дачников». С другой, — сейчас заметно, что за развитие бадминтона в Татарстане очень круто взялись. Это дало свои плоды? Лидеры российского бадминтона нас уже опасаются?
— Если честно, игроков для национальной сборной вы пока не подготовили. Если говорить о взрослом уровне, то практически весь состав нашей сборной приехал на Универсиаду. Делайте выводы. А молодежь я не особо знаю, так как наши сборы не пересекаются. Хотя о Виктории Воробьевой я слышала, молодая, перспективная девочка. Но других, помимо еще Ромины, просто не знаю.
— А насколько широк или узок мир российского бадминтона?
— Если говорить о профессиональном спорте, то нас не очень много. Что, кстати, не есть хорошо для повышения конкуренции в нашем виде спорта. Но молодежи, юниоров в нашем виде спорта очень много. Однажды я была в родном Нижнем Новгороде на каких-то детских соревнованиях, причем, выступали всего два возраста. Так это «сумасшедший дом», заявилось 400 участников. Весь спортзал битком был набит детьми. Естественно, что будет отсев, кому-то здоровье не позволит продолжать тренировки, кто-то найдет в жизни иные приоритеты, но из большого количества людей легче выбирать. Во времена моей юности такого не было. Китайцев — тысячи, и еще и поэтому они первые. Нас меньше — мы и выступаем хуже. Но со временем количество должно перейти в качество. Стремление молодежи попасть в сборную страны будет катализатором роста их мастерства.
— Сергей Шахрай настаивает на том, что бадминтон улучшает зрение. И точка! Что скажет человек, который «варится» в этом мире?
— Я не медик, но, как дилетант слышала утверждение, — если у тебя плохое зрение, ищи дорогу на бадминтон! Но, с другой стороны, в некоторых зала у нас настолько плохое освещение, что и хорошее зрение можно легко посадить. Иногда мы тренируемся в Нижнем Новгороде в спортзале, где, особенно зимой, ты «ловишь звездочки». Не до степени куриной слепоты, но есть ощущение, что зрение «садится».
И, несмотря на это, я двумя руками за то, чтобы бадминтон был в занятиях учеников средней школы. Это интересно! Доступно. Повесил сетку, там, в школьном зале, у тебя несколько площадок, и большое количество занимающихся из класса одновременно. И это еще не травмоопасно, особенно, если площадки отодвинуть друг от друга, чтобы дети не сталкивались ненароком. Если Сергей Михайлович добьется того, что бадминтон войдет в школьную программу — это будет очень круто.
— Последний вопрос. Через три года Олимпиада в Рио. Вам будет 29 лет. Хотите в город, где все поголовно «ходят в белых штанах»?
— (Смеется). Хочу! Но три года в спорте — большой срок. Так что тяжело загадывать, а вот на следующий год, когда в Казани будет чемпионат Европы загадывать легче, и сюда приехать еще раз очень хочется. Потому, что сыграть дома, сам по себе праздник. Очень бы мне этого хотелось…