erid:
На сайте баскетбольного УНИКСа руководитель пресс-службы клуба Владимир Тамбов опубликовал собственный текст о причинах спада посещаемости матчей. Тамбов в нем вспомнил времена своей молодости, полные трибуны казанских стадионов и попытался объяснить, кто и что мешает собирать их сейчас. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online», полемизируя Тамбову, констатирует, что УНИКС сам не менее виноват в пустых трибунах, упустив маркетинговые технологии — то, где он задавал тон всего лишь 10 лет назад…
ВЕРСИЯ УНИКСА: «ЕЩЕ РАЗ О БОРЬБЕ ЗА ЗРИТЕЛЯ»
На сайте УНИКСа в минувший четверг появился пространный материал за авторством руководителя пресс-службы клуба Владимира Тамбова. Он заслуживает того, чтобы привести его с небольшими непринципиальными сокращениями.
Тема низкой посещаемости спортивных мероприятий в России стала одной из основных в публикациях последних лет. Выскажем и мы собственное суждение, ни в коей мере не представляя его истиной в последней инстанции. Российский народ охладел к спорту. (…) В моем далеком детстве, когда в Казани еще не было Дворца спорта, отец, кстати, к спорту человек, скорее, равнодушный, взял меня на Центральный стадион на выставочную игру по хоккею между местной командой и московским «Спартаком», который приехал без ведущей тройки нападения — чемпионов мира братьев Майоровых и Старшинова. В двадцатиградусный мороз стадион был почти полон. Почему все не так ныне?
Причин несколько. От плановой социалистической системы с ее нормированным рабочим днем мы перешли к рыночной экономике. Стало меньше свободного времени, увеличился информационный поток, буквально обрушившийся на современного человека. Был один телевизионный канал, стало сто. В разы увеличилось число газет, появился интернет. Вот первая причина уменьшения зрителей на трибунах. А как же заполненные трибуны на играх английского футбольного чемпионата, непрекращающийся ажиотаж на матчах НБА, спросит читатель, ведь Запад живет по тем же законам постиндустриального общества. Тут возникает вопрос качества продаваемого продукта, совершенства системы организации соревнований, мастерства PR и рекламы. К этой проблеме мы еще вернемся, однако подчеркнем, ставить абсолютный знак равенства между странами Запада и Россией, с ее собственным менталитетом, не совсем правомерно.
Я знаю как минимум половину посетителей «Баскет-холла». Потому что половина — это те, кто на том или ином уровне играл или продолжает играть в баскетбол. Человека, лишенного слуха, сложно затащить в оперный театр, равнодушного к спорту — на стадион. В стране исчез дворовый спорт, а именно он был той базой, на которой затем формировалось высшее спортивное мастерство, а главное, огромная армия болельщиков. Спортивные школы — это уже следующая за дворовым спортом ступень. Да, в гимнастику, плавание родители приводили детей в столь раннем возрасте, когда стадия дворового спорта пропускалась, но прежде представить себе футболистов или хоккеистов, не прошедших школу двора, было невозможно. Итак, если меня не интересует спорт, если я все свободное время уделяю компьютеру или телевизору, зачем я пойду на футбол, волейбол, баскетбол? Много ли детей, подростков на спортивных состязаниях? То-то. Когда подрастут, вряд ли их пристрастия изменятся. А те, кого мы именуем фанами, — ребята как раз спортивные. К примеру, баскетбольными зрелищами не ограничиваются, постоянно стритбольные турниры устраивают, активно в баскетбол играют. Это я в подтверждение вышесказанного. А те, кто занимается в ДЮСШ, их ведь нужно серьезно увлечь спортом. Все ли нынешние тренеры с их многочисленными далекими от самой работы проблемами способны на это? Что-то мы учащихся спортшкол на играх практически не видим.
Откат болельщиков из «Баскет-холла» начался аккурат после «семнадцати свистков судьи Горшкова». Засилье легионеров? Это вопрос спорный, требует значительной проработки. С одной стороны, в футболе и баскетболе, где зарубежных мастеров на поле и площадке две трети, и наблюдается наиболее резкий спад посещаемости игр по сравнению с хоккеем и волейболом, где этот процент значительно ниже. С другой — идут все же на зрелище. Сервис. О нем мы ранее и не слыхивали. Вопрос, идти на футбол или нет в зависимости от того, будут ли там продавать пирожки, не стоял. Сервисное обслуживание зрителей в «Баскет-холле» казанском на порядок выше, чем в «Баскет-холле» краснодарском: и разнообразие продуктов питания шире, и цены ниже. Однако в Краснодаре на баскетбол народу ходит больше. Лично для меня причина на виду, большой баскетбол городу пока в новинку, да и вообще южане — большие любители спортивных мероприятий. Это по футболу явственно видно. Нужно ли прекращать работу по улучшению сервисного обслуживания? Ни в коем случае. Но главное, что реально может повлиять на зрительский интерес, так это продуманная система проведения соревнований. Влияет ли на зрительский интерес сама структура проведения соревнований? Безусловно. Почему во время проведения регулярного хоккейного первенства трибуны полупусты, почему такой аншлаг на плей-офф? Ответ прост. Регулярка в хоккее ничего не решает, практически ничего. А вот плей-офф! Поди угадай, кто победит в данном конкретном матче, кто в итоге станет чемпионом. Кто станет чемпионом… Не потому ли в двадцатимиллионной Москве на баскетбольном финале в зале полторы тысячи зрителей. Объективность судейства? Еще как влияет на зрительский интерес.
Как бы здорово ни играл, скажем, УНИКС, если команда проводит подряд за неделю три домашних матча, сложно ожидать наплыва болельщиков на каждом из них. Проходной матч, название за себя говорит — зритель пройдет мимо. А много ли у нас в баскетболе непредсказуемых игр? Часто ли, как в хоккее, меняется чемпион? Достаточно ли спортивной интриги? Ответьте на эти вопросы и самостоятельно получите ответы на вопросы, поставленные в данной публикации. Спортивное зрелище нужно сделать милым. А насильно мил не будешь.
ВЕРСИЯ «БИЗНЕС ONLINE»: ЕСТЬ ЛИ У УНИКСА ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА?
Газета «БИЗНЕС Online» решила высказать собственный взгляд на тезисы Тамбова.
Пресс-секретарь клуба в своем материале немного подменяет понятия, вспоминает дела давно минувших дней. Приводит в пример матчи 60-х годов, когда на стадионе в Казани было не протолкнуться, и еще много различных эпизодов своей жизни. Занимательных, нужно сказать. Однако времена вкусной московской колбасы, пломбира за 15 копеек и газированной воды в автоматах безвозвратно ушли. Ровно как и покинули нас те годы, когда баскетболисты получали зарплаты на уровне ведущих работников заводов.
Гинтарас Крапикас рассказывал, что его зарплата в середине 80-х была близка к 300 рублям с учетом стипендии от спорткомитета. Сейчас балом правит рынок. С этим нужно смириться.
УНИКС же, очевидно, не смог приспособиться к этим условиям — вот и на трибунах пусто. Уникальная ситуация — в клубе есть вице-президент по пиару и маркетингу, но маркетингового отдела нет и в помине. Нонсенс. Хотя возможно, что сейчас и должности вице-президента с такими функциями в клубе нет, но суть дела от этого не меняется.
В начале 2000-х годов УНИКС был примером для большинства клубов не только Татарстана, но и всей России, причем не только баскетбольных. Первая в стране группа поддержки, необычный формат предматчевого шоу, да и само по себе предматчевое шоу, собственная телепрограмма, прообраз клубного телевидения, крепкий молодежный состав, топовый тренер, красавец «Баскет-холл», да и команда играла хорошо. Были классные программки к матчу, а нынче смешные бумажки, за которые, к примеру, футбольный «Рубин» или хоккейный «Ак Барс» подняли бы на смех. Как результат, на матч с ЦСКА было сложно купить билеты, на обычных играх на нижний ярус не пускали тех, у кого билеты на верхних местах. Ажиотаж. Прошло 10 лет. В УНИКСе ничего не изменилось. Ничего. Да, ЦСКА — убийца российского баскетбола, гегемония до добра не доводит, судей покупали, игроков пачками под свои знамена забирали, но УНИКС при этом продолжал поддерживать тогдашнего президента РФБ Сергея Чернова, которые на все происки армейцев закрывал глаза. Почему клуб не меняется? Про УНИКС сейчас никто особо не пишет, потому что мало кто читает. Рынок диктует условия.
А ГДЕ ИГРАТЬ В КАЗАНИ В БАСКЕТБОЛ?
Да, Казань из баскетбольного города превратилась в хоккейно-футбольный. Найти свободный лед, даже при большом количество крытых катков, — в Казани сейчас большая проблема, сложно найти свободное время для того, чтобы играть в мини-футбол в зале. Всё и везде занято. Летом на стритбольных площадках вечером бывают люди, правда, этих самых площадок по пальцам можно перечесть, но все же.
А где играть в баскетбол, к примеру, зимой? Не играют в баскетбол и в школах. В клубе есть программа развития и поддержки игры в школах? Как УНИКС пытается развивать свой вид спорта в массах? Программы такой нет. Вспоминаю себя, у нас в школе играли в баскетбол, потому что был один альтруист — Рафаэль Султанов, отставной военный помогал с мячами и тренировал школьников после занятий. Потому баскетбол из всех видов спорта, после хоккея, ближе всех. Впоследствии многие выпускники школы покупали абонементы на баскетбол.
Вы скажете, что не клуб в этом должен быть заинтересован. Ответ: а кто? УНИКС должен растить своих болельщиков, чтобы они стали клиентами и заполняли трибуны. А все эти рассуждения о бренности мира и его проблемах к пустым трибунам «Баскет-холла» не имеют ровным счетом никакого отношения.
Еще один очень спорный тезис — календарь чемпионата. К слову, в НБА играют 82 матча в регулярном первенстве и еще около 30 встреч в плей-офф. Примерно за 34 недели. В среднем по три с лишним матча в неделю. На трибунах народ есть всегда. В клубах, где есть проблемы с посещаемостью, сначала меняют маркетологов, после — игроков, если ничего не помогает, то переезжают в другой город. Равняться нужно не на аутсайдеров и говорить, что, мол, вон в Москве тоже не ходят. Выбирать в качестве ориентира надо лидеров, тех, у кого трибуны забиты.
Почему у клуба с отличным бюджетом и традициями стабильно возникают проблемы с попаданием в Евролигу? Генеральный директор Евролиги Жорди Бартомеу не хочет видеть свободные места, а когда их больше 70%, как это сейчас на играх УНИКСа, даже самое качественное состязание теряет в цене. Может быть, вместо подписания контрактов с игроками с окладом в сотни тысяч долларов за один год стоит вложиться в маркетинговую программу? Что делали в прошлом году в клубе Марко Банич (весь сезон в лазарете), Александр Дедушкин и еще парочка «пассажиров»? Сайт УНИКСа сейчас выглядит смешно, особенно если знать, что клуб обладает четвертым бюджетом в российской лиге — самым богатым в Старом Свете. Про УНИКС сейчас никто особо не пишет, потому что мало кто читает. Рынок диктует условия. Но про УНИКС не пишет и собственный сайт. Посмотрите, как работают коллеги-волейболисты. Причем обращение это касается, наверное, всех клубов, что сейчас базируются в Казани. Подробнее об этом в нашумевшем материале Джаудата Абдуллина («Изгнание послов Универсиады из Казани и молчание «БАРСят»).
В последнее время часто приходится приводить в пример волейбольный «Зенит-Казань». Стартовые позиции у клуба были значительно хуже, чем у УНИКСа, однако сейчас на волейбол ходят значительно активнее, чем на баскетбол. Да, бесплатные билеты, привезенные студенты, которые, к слову, болеют очень и очень искренне. Но можно с уверенностью сказать, что к концу следующего года, если УНИКС не изменит свое отношение к делу, третье место в Казани, после футбола и хоккея, займут волейболисты, сместив на условном пьедестале УНИКС. Баскетбол исчез с экранов местного телевидения уже как 7 лет назад, вернуть его обратно, при особом желании, было не так сложно, сейчас же нужно понимать, что место в сетке вещания уже занял волейбол. Для решения проблемы пустых трибун «Баскет-холла» необходимы административные решения и управленческая воля. Признать, что есть проблема, — наполовину уже ее решить.