erid:
Деловая электронная газета «БИЗНЕС Online» и ОАО Банк «ВТБ» представляют цикл статей, посвященных грядущему событию, которое, наряду с тысячелетием, является без преувеличения величайшим в новейшей истории Казани. Еженедельно мы будем знакомить вас с историей Универсиад, различных видов спорта, входящих в программу студенческих Олимпиад, историей выступлений спортсменов России и СССР на Универсиадах, а также вкладе татарстанцев в общую копилку сборной страны.
40 лет назад Москва впервые в своей истории приняла крупные международные комплексные соревнования. Не по одному виду спорта, не местечковые, не традиционные для советских республик Спартакиады, воспетые Маяковским. В 1973 году Москва впервые стала столицей международного студенческого спорта, впервые в истории страны принимая участников VII Всемирной летней Универсиады.
Через двадцать Игр и ровно через 40 лет Универсиада снова возвращается в Россию. А пока воспоминаниями об Играх-1973 делится известный казанский журналист Евгений Макаров. За его плечами работа в таких изданиях, как «Комсомолец Татарии», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс», «Ак Барс-спорт», а сегодня трудится в электронной газете «БИЗНЕС Online».
КАЗАНЬ СЕМИДЕСЯТЫХ — СТОЛИЦА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ, А НИКАК НЕ «ГОРОД ЧЕМПИОНОВ»
— На той Универсиаде от Татарии выступала Валентина Никонова, которая в 1972 году стала чемпионкой мира по фехтованию среди взрослых. И вот она на следующий год должна была защищать честь сборной СССР в соревнованиях по рапире. Кроме нее, Татарстан на тех соревнованиях представляли ее тренер Владимир Житлов, наш знаменитый судья по баскетболу Габдльнур Мухамедзянов и единственный аккредитованный от республики корреспондент, в лице вашего покорного слуги.
Сразу замечу, что на всей Универсиаде я не был, многое не увидел своими глазами, в том числе и потому, что сосредоточился на моем любимом баскетболе (Евгений Михайлович — судья всесоюзной категории по этому виду спорта, авт.)
Кроме того, впервые на Универсиадах прошли соревнования по женскому баскетболу, который через три года дебютировал в программе Олимпийских игр в Монреале, в 1976 году. И я пропадал на играх мужских, преимущественно, и женских команд. Плюс, естественно, отслеживал выступление Вали Никоновой.
ЗА РУБЛИ МЫ ПРИОБРЕТАЛИ ТО, ЧТО ОСТАЛЬНЫЕ МОГЛИ КУПИТЬ ЛИШЬ ЗА ВАЛЮТУ
Жили мы в гостинице «Украина», хорошее, на тот момент, размещение. Отличный ассортимент в магазинах, что было крайне важно для тех времен дефицита. Ассортимент в магазинах был более привычен знаменитым магазинам тех лет «Березка», где торговали за валюту. А мы могли покупать за рубли.
Никакого строительства, подобного тому, что мы видим сейчас в Казани при подготовке к Универсиаде, в Москве тогда не было. Все спортивные новостройки появились к Олимпиаде-80. А Универсиаду провели на имеющихся к тому моменту спортивных сооружениях. Были задействованы спортивный комплекс ЦСКА на Ленинградском проспекте. Плавательный ассейн «Чайка». Стадион «Юных пионеров». И, естественно, главный спортивный объект страны и тогда и сейчас — спортивный комплекс «Лужники».
Жили спортсмены в общежитии Московского государственного университета на Ленинских горах. Все было очень скромно, особенно, по сравнению с тем, что предполагается у нас. С другой стороны, на открытии Универсиады присутствовал лорд Килланин — тогдашний руководитель международного олимпийского комитета.
Пресс-центр был оборудован на отлично. Там у каждого аккредитованного издания был свой ящичек, куда вечером складывалась вся официальная информация с соревнований — кто, где, когда, на какой минуте. И мне было удивительным то, что многие иностранные журналисты очень мало смотрели соревнования. Преимущественно проводили время в барах.
Наши фехтовальщицы, а среди них и Валя Никонова легко завоевали все три первых места на пьедестале. И тех же зарубежных корреспондентов интересовали только их бои между собой. Когда же нашим девчонкам нужно было встречаться с румынками, итальянками, соперницами «извне», то особого интереса у зарубежной прессы это не вызывало. Потому, что победителей в этих поединках можно было предсказать заранее. Впрочем, победителей в многих видах соревнований можно было предсказать заранее, потому, что спортсмены сборной СССР подготовились к домашней Универсиаде очень ответственно.
ДРАКА НЕГРОВ ИЗ СБОРНЫХ США И КУБЫ
Если говорить о собственных впечатлениях, то рассажу о том, о чем не писалось тогда, но я видел это собственными глазами. Во-первых, запомнилась драка между баскетболистами США и Кубы. Расклад сил на площадке никак не предвещал ее. Американцы были фаворитами, и, в конце концов, выиграли Универсиаду, Куба в баскетболе никогда ничего особенного не добивалась. На игре было всего два, достаточно щуплых милиционера. Что стало поводом к драке, мне неизвестно. По игре все проходило достаточно спокойно. И вдруг кубинский массажист подбежал к американскому тренеру и как треснул его… стулом по голове. Тут же началась драка, причем, белокожие баскетболисты ушли в сторону, и в драке участвовали только чернокожие игроки с обеих сторон. Никто и никогда об этой драке не сообщил.
Второй момент — особое отношение к команде Израиля. Поводом для этого было то, что СССР в те годы дал возможность евреям, желающим уехать на их исконную родину, эмигрировать. Обстановка в СССР тех лет была такой, что к уехавшим относились отрицательно, и спортсмены Израиля не пользовались зрительской поддержкой. Вот на их матчи по баскетболу нам с коллегой пришлось проходить через тройной контроль. Я побывал на их игре с Бразилией, когда пришлось пройти сквозь «фейс-контроль» БКД (эту аббревиатуру не многие знают, а обозначала она боевые комсомольские дружины, иначе, дружинники, — авт.), МВД, КГБ.
Несмотря на аккредитацию, нас проверяли по полной. И все спрашивали: «Зачем вам этот матч?» Ответ: «Поболеть за сборную Израиля», мог привести к непопаданию на арену. Но поскольку были иностранные журналисты, какую-то группу болельщиков, симпатизировавших Израилю допускали на трибуны. Это была группа молодых людей, которая приветствовала каждый удачный броок игроков Земли обетованной. А ниже них сидела группа БэКэДэшников, которые при каждом отмечании успеха этими болельщиками, вскакивали и, заложив по два пальца в рот, свистели им прямо в лицо. Еще запомнилась одна немолодая пара, судя по внешности евреев. Мужчина сидел совершенно безучастным. А женщина, при каждом заброшенном израильтянами мяче, пробежав глазами по сторонам, и, удостоверившись в том, что на нее никто не смотрит, незаметно хлопала в ладошки и тихо-тихо проговаривала «Вива, Израиль! Вива, Израиль!»
Правда, поводов для радости у поклонников Израиля было немного. Бразильцы, чьи лучшие времена, связанные с двумя победами на чемпионатах мира уже давно прошли, тем не менее, легко выиграли этот матч. К тому же, у израильтян из-за удалений уменьшалось количество игроков на площадке — сначала четыре, потом три. Видя это, бразильский тренер также начал убирать своих игроков, чтобы уравновесить силы. Что привело потом сразу к двум парадоксальным решениям. Бразильского наставника по итогам года наградили медалью честной игры «Фейр плэй» за благородство, а ФИБА приняла решение, не допускавшее такого самоуправства.
С высоты нынешних лет понимаю, что тогдашняя моя поездка была во многом туристической. Из-за дефицита газетной площади я смог дать только небольшие материалы с торжественного открытия и соревнований. Английским языком не владел, поэтому особо побеседовать с иностранцами не мог. Впрочем, для этого требовалось не просто разрешение собеседника, но и оргкомитета, куда за сутки нужно было подать письмо с просьбой об интервью и его обоснованием — зачем, на какую тему?" Про кубино-американскую драку и зарисовки с матча Израиль — Бразилия, естественно, написать не мог бы при всем желании в своём «Комсомольце Татарии». Была такая всесильная организация — главлит. Я больше смотрел, чем писал.
Генеральный партнер проекта «Навстречу Универсиаде-2013»
Банк ВТБ
ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки (группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Северной Америки, Азии и Африки. Cеть продаж Группы состоит из офисов в России, СНГ и Европе. В России Группа осуществляет банковские операции через один материнский (Банк ВТБ) и пять дочерних банков, крупнейшими из которых являются ВТБ24, Банк Москвы и «ТрансКредитБанк». За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через 15 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина (два банка), Беларусь (два банка), Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция, Великобритания и Сербия), в Грузии, в Африке (Ангола), два представительства, расположенные в Италии и Китае, два филиала ВТБ, расположенные в Китае и Индии, а также через 4 филиала ВТБ Капитал в Сингапуре, Дубае, Гонконге и Нью-Йорке. Основным акционером ВТБ является