erid:
Вероятный уход из «Ак Барса» Алексея Морозова и Даниса Зарипова, ставших в последнее десятилетие такими же символами, как, собственно, изображение самого барса на хоккейном свитере команды, помимо, материальных вопросов — кто их заменит, поднял и вопрос морального плана. Так ли следует расставаться со своими лидерами, героями не сказать, что совсем уж вчерашних дней? Ведь с годами о многих функционерах будут говорить, — «средний чиновник, современник знаменитых хоккеистов Алексея Морозова и Даниса Зарипова».
БЕДНЫЙ МОДЕРАТОР
Материал о том, что Морозов и Зарипов с 1 мая перестанут быть игроками казанского клуба, расколол «барс"-сообщество на две половины. Ситуация напоминает осеннюю, когда в прошлом году два интернет-сообщества размышляли на тему дальнейшей судьбы «Рубина». Только там было проще, у про-бердыевцев была возможность отстаивать свою точку зрения на официальном сайте ФК «Рубина», у контра-бердыевцев площадкой был сайт болельщиков «Рубина». Здесь же споры напоминают коммуналку, противники и соратники в республике яростно спорят на территории одного сайта. Будь сейчас времена и нравы XIX века, тут и там вызывали бы противников на дуэль, лилась бы кровь рекой. Но сейчас эти «пережитки прошлого» не в чести, и только модератору остается посочувствовать.
Но сейчас не об этом. Сейчас о том, что Казань, по всей видимости, покидают хоккеисты, которые на двоих отыграли за местный клуб 21 год. Выиграли с ним по три титула чемпионов страны. Зарипов провел здесь 12 лет. У него вся оставшаяся хоккейная жизнь короче — еще три года в других коллективах. Последний татарин из основы, что немаловажно, если учесть, что еще двое Эмиль Гарипов и Альберт Яруллин только делают первые шаги на пути к основе клуба. Морозов отыграл в Казани девять лет. В родных «Крылья Советов» еще пять, в «Питтсбург Пингвинз» — шесть лет. Вопрос, — какая из этих трех команд стала для него наиболее значимой, я полагаю, неуместен. Как и вопрос, — какой город стал родным? Если здесь у четы Морозовых родилось двое детей. В конце концов, Алексей Морозов — посол Универсиады в Казани, до которой осталось меньше трех месяцев. Согласитесь, неправильно как-то, что студенческая Олимпиада уже даже не у дверей, она в сени наши входит, а ее послов «посылают» восвояси. И последнее, что запомнят эти две легенды казанского хоккея «нулевых» — это «бегунок», который они будут подписывать, чтобы уволиться из ХК «Ак Барс».
ИВАНЫ И ИСКАНДЕРЫ, РОДСТВА НЕ ПОМНЯЩИЕ
Сергей Абрамов, Геннадий Маслов, Ильдар Рахматуллин, Сергей Столбун, Равиль Шавалеев, Валерий Шалахин, Рафик Якубов. Хоккейные свитера этих замечательных хоккеистов висят под сводами «Татнефть-Арены». Последний свитер, а ею была «сетка» Шавалеева, подняли в сентябре 2007-го, пять с половиной лет назад. Три года назад задали вопрос Якубову — капитану «Ак Барс"-1998, а ныне директору ХК «Нефтехимик».
— Ваш свитер является последним, который вывесили под сводами «Татнефть-Арены». Как вы считаете, кого из той команды, принесшей Казани первое «золото» чемпионата страны в 1998 году, можно было бы увековечить?
— Если вы спрашиваете у меня как у капитана, то отвечу без обиняков: всех. И не только тех, кто закончил, потому что, по моей информации, наш голкипер чемпионского сезона Дмитрий Ячанов с хоккеем еще не завязал, как и защитник Александр Завьялов (Напомню, что это слова из интервью трехгодичной давности, — авт.) Мы же своей победой совершили настоящий прорыв. Вспомните, в те времена тон в российском хоккее задавали столичные команды, а Казань была настоящей спортивной провинцией. Потом «Лада» стала первым провинциальным чемпионом, а вслед за нею и мы поднялись на высшую ступеньку пьедестала (Рафик Хабибуллович запамятовал второго чемпиона из провинции — «Торпедо» из Ярославля, — авт.). Но, понимая, что весь состав вряд ли уместится под сводами «Татнефть-Арены», я бы предложил кандидатуру Дмитрия Балмина, который после меня долго был капитаном «Ак Барса». Хотя насчет того, что именно мой свитер повесили последним, вы ошибаетесь. Последний — свитер бывшего защитника СК им. Урицкого Равиля Шавалеева — ныне генерального менеджера «Ак Барса». Я испытываю гордость за успехи родной команды, радуюсь им. Жаль только, что о нашем первом чемпионстве подчас забывают. Например, десятилетний юбилей можно было бы и отметить".
Время течет, годы идут, в этом году «Ак Барс» отметил 15-летие своего первого чемпионства. Хотя, отметил ли? Мы, «желтое издание», как неоднократно позиционируют посетители гостевой сайта ХК «Ак Барс», отмечаем это знаменательное событие с начала года. И отдельным материалом, и интервью-воспоминаниями с героями тех лет — Глебом Веселовым, Сергеем Золотовым, Дмитрием Ячановым, Алмазом Гарифуллиным, Айратом Кадейкиным, и эта тема далеко не закрыта. Кто-то из стана четырехкратного чемпиона страны самостоятельно вспомнил о том, как добывалась первая победа? Посмотрел руководящим глазом под своды «Татнефть-Арены», прикидывая — отыщется ли там местечко под новые свитера? Того же Балмина, как подсказывает Якубов, того же Алексея Чупина, как хочу подсказать я. Чупин на просьбу дать интервью о той победе, и не только, ответил вежливым отказом. Говорят, что между прошлым и нынешними «барсами» пробежала «черная кошка». Вот бы и сделали первый шаг к примирению. Хотя Чупин был и остается гордостью казанского хоккея, как и многие его партнеры по ветеранским командам «Ак Барса», отправляющиеся в начале мая в Сочи для того, чтобы защищать свои звания чемпионов мира среди ветеранов. Если уж Балмин и Чупин, не заслужили, и перечисленные нами интервьюеры, то… Я не знаю!
А РАНЬШЕ ВЕТЕРАНОВ НА РУКАХ НОСИЛИ
Как бы то ни было, а реальность нашего современного спорта такова, что память — ничто, а сумма прописью — все. Удивительно даже, как при таком положении дел наш мэр Ильсур Метшин агитирует за создание музея спортивного клуба, в данном случае, «Рубина». Ильсур Раисович, а кому она нужна, память, которую и увековечивают музеи?
Я спросил двух ветеранов казанского хоккея, которые и после ухода из профессионального спорта продолжали заниматься любимым видом спорта, в любительском чемпионате и среди ветеранов Вячеслава Рахина и Равиля Фазлеева — провожали они своих ветеранов на заслуженный отдых? Общими усилиями они вспомнили, что подобным образом чествовали уход из хоккея Маслова, Столбуна, а также Александра Соколова, Алексея Пучкова и Сергея Закамского. «А сейчас кого носить — шабашники одни», — пошутил один из ветеранов. Но только пошутил, потому, что 21 год на двоих доказал, что Морозов и Зарипов не были в Казани шабашниками.
Только город наш, на добрые слова скупой. Из всех перечисленных хоккейных звезд, только юбилеи Маслова проводили. 50 лет Семеныча, когда играли против ветеранов хоккеисты 1985 года рождения. И 60 лет в прошлом году, когда играли «отцы и дети», ветераны против своих детей, многие из которых также занимались или занимаются хоккеем.
Да еще болельщики со стажем могут вспомнить, как вынесли на руках с крыльца старого Дворца спорта немецкого чеха Яна Бенду, забившего буллит в полуфинале 2002 года с «Авангардом».
«Рубиновский музей»… А как тогда быть со словами экс-капитана «Рубина» Сергея Харламова вашему корреспонденту: «В конце лета (2011 год, — авт.) у нас состоялось знаменательное событие. Создали ветеранскую команду „Рубин“, в которой были собраны практически все её экс-футболисты. Мы выехали на гостевой матч в Чебоксары, где сыграли со сборной города. Тем самым, отметили день столицы Чувашии». Заметим, что это была целиком частная инициатива, клуб не содействовал, увы".
Совсем недавно на страницах нашей газеты разразилась дискуссия между УНИКСом и его легендой Русланом Авлеевым. Авлеев сказал слово — ему десять. Вот и все воспоминания…
И получается, что о своем прошлом и настоящем серьезно задумывается только волейбольный клуб «Зенит-Казань». Под сводами «Санкт-Петербурга» висят майки Ллоя Болла, Руслана Олихвера, Сергея Тетюхина, Дмитрия Фомина, Игоря Шулепова, и никого в клубе не смущало то, что трое из пятерки удостоившихся этой чести продолжали играть на момент увековечивания их памяти. Играли и пусть играют дальше, но из нашей памяти их уже не вычеркнуть, из-под сводов «Санкт-Петербурга» не снять.
ЧЕМ СКРОМНЕЕ КЛУБ, ТЕМ БОЛЬШЕ В НЕМ ПОМНЯТ ВЕТЕРАНОВ
Между тем, «остальная Россия» демонстрирует нам, как можно отмечать своих ветеранов? В 2008 году Дмитрию Юшкевичу устроили торжественные проводы в Череповце, где он начинал играть и закончил свою карьеру… В 2011 году торжественно проводили Александра Гулявцева, и подняли именной свитер под сводами дворца спорта в Екатеринбурге, при том, что Гулявцев является воспитанником пермского хоккея. В 2010 году Алексею Баженову, Евгении Ерахтину, Алексею Негруну и Василию Никитину устроили на стадионе торжественные проводы. Вручили именные перстни с гравировкой: названием команды, номером, под которым каждый из нашего квартета выходил на поле, и трогательной надписью: «Чемпионы наших сердец». Это был подарок от иркутских болельщиков своим любимцам и местной команды по хоккею с мячом. Позднее они получили презенты и от клуба «Байкал-Энергия» из Иркутска.
Дальневосточный спортивный журналист переживал, что местные любимцы почти не удостаивались торжественных проводов из спорта, тут же перечислив имена тех, кто удостоился этих почестей. Футболисты Владимир Козлов, Игорь Протасов, Алексей Поддубский и Максим Швецов. В хоккее с мячом — Александр Волков, Руслан Шувалов и Владимир Шестаков. Учись, Казань! Не бог весть, какие звезды, за исключением, конечно, Юшкевича. Но для команд тех городов, где они играли, они были кумирами, людьми, на которых ходили болельщики.
Газета «БИЗНЕС Online» не может организовать нашим звездам торжественные проводы. Мы в состоянии только предложить казанскому хоккейному клубу «опгрейдить» свою галерею славы в виде хоккейных свитеров. И предложить отметить, в недалеком будущем, тех, кто вел, в недалеком прошлом, нашу команду к победам. Но, если наши болельщики захотят устроить почетные проводы нашим ветеранам, пронести круг почета наших звезд, то автор с удовольствием готов подставить свое плечо. Потому, что они, как правильно заметили иркутские болельщики по отношению к своим любимцам «Чемпионы наших сердец».