erid:
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online«, футбольный стадион Универсиады решил не привлекать ресторанных операторов, а самостоятельно развивать проекты общепита на площадях спортивного сооружения. Партнером в проектах стал ресторан выездного питания «Беляев Кейтеринг», который также будет обслуживать церемонию открытия и закрытия Универсиады. Эксперты «БИЗНЕС Online« напоминают, что предыдущие проекты в сфере общепита на «Татнефть-Арене» и Центральном стадионе были не совсем удачны, но добавляют, что семья Миннахметовых, к которой принадлежит директор «Казань-Арены», уже имеет успешный опыт в ресторанном бизнесе.
САМИ С УСАМИ
11 марта в ходе пресс-тура на строящуюся «Казань-Арену» журналистам был представлен фудкорт стадиона. По словам директора арены Радика Миннахметова, здесь разместятся фастфуды под зонтичным брендом City (как известно, слоган у нового стадиона — City in the city («Город в городе») — «Бургер Сити», «Суши Сити», «Пицца Сити» и «Кебаб Сити».
По словам Миннахметова, стадион сам будет выполнять роль ресторанного оператора. В то же время газете «БИЗНЕС Online» стало известно, что партнер у руководства арены все-таки есть. Им стал московский оператор «Беляев Кейтеринг». Судя по всему, именно для этих целей было зарегистрировано ООО «Беляев Кейтеринг Казань».
«Беляев Кейтеринг» специализируется на управления предприятиями питания и одновременно позиционирует себя как ресторан выездного питания. Его возглавляет бывший кремлевский шеф-повар, который 30 лет в прямом смысле знал кухню первых лиц государства — Виктор Беляев. Одновременно он является президентом ассоциации кулинаров России. Вместе с этим Беляев развивает несколько проектов общепита — кафе «Союз» и ресторан «Молоково». В самой компании не стали комментировать казанский проект, предложив обратиться в дирекцию стадиона «Казань-Арена».
Среди других проектов на площадке нового стадиона был заявлен ресторан премиум класса с предположительным названием «Палладиум». Он разместится на площади более 750 кв. метров. Из окон заведения будет открываться панорамный вид на поле.
«СЕМЬЯ МИННАХМЕТОВЫХ ИМЕЕТ ОПЫТ РАБОТЫ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ»
Следует отметить, что семья Миннахметовых, одним из членов которой является директор строящегося стадиона, имеет отношение ко многим бизнес-проектам. Есть у нее и удачные рестораны. В частности, Kremlin — элитный ресторан в центре Казани, совсем рядом с Кремлем. Именно такой аргумент в пользу успешности собственного общепита на стадионе газете «БИЗНЕС Online» озвучили участники рынка и эксперты.
Зуфар Гаязов — гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс»:
— В команде по стадиону работают грамотные ребята, они обязательно найдут решения по всем вопросам. Если нужны какие-то советы или консультации, то мы, например, всегда готовы помочь советом. В том, что привлекается московская компания, нет ничего плохого, возможно, у нее опыта побольше. Все риски должны быть сведены к минимуму, чтобы все получилось.
Я летал в Барселону и параллельно со своей работой заезжал на стадион, рассчитанный на 98 тысяч зрителей. Я не знаю, какую концепцию по фуд-зонам определят на нашем стадионе, но вот в Барселоне я не увидел для себя ничего удивительного. Если приоритет отдадут фуд-корту — то, чем пользуются наши горожане, то это будет выигрышный вариант. Ничего сложного нет, необходимо просто определиться с концепцией. Что касается ресторана внутри этого стадиона, это тоже интересно. В свое время я занимался форматом в «Татнефть-Арене», и ту концепцию, которую мы определили с помощником председателя банка «Зенит» Соколовым, мы смотрели в интернете по разным странам мира, смотрели в Москве на Рублево-Успенском шоссе, где можно кататься на коньках и, не снимая их, поесть.
Семья Миннахметовых имеет опыт работы в ресторанном бизнесе. Они креативны, я был на Сабантуе, который они устраивали в деревне. И они даже привлекли одного оператора из Москвы, который специализировался на приготовлении барбекю на природе по американской модели. Так что они понимают, что делают.
Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group (рестораны «Перцов», «Якитория», «Изюм», «Арт-кофе», Yokoso):
— Если говорить о «Беляев Кейтеринг», то я так понимаю, что это компания, которая прикреплена к обслуживанию открытия и закрытия Универсиады. Опыт работы у этой группы достаточно хороший и большой. Однако я переживаю о сложностях, потому что здесь у них вообще нет команды, придется везти всех из Москвы и размещать здесь. Поэтому есть риск не справиться с работой на открытии и закрытии из-за персонала. Поэтому я считаю, что правильнее было бы использовать связку местного оператора с оператором, который имеет опыт обслуживания таких крупных мероприятий.
Что касается организации питания на объекте, то я думаю, что оператор стадиона не должен заниматься другими, нецелевыми задачами по объекту. Это совершенно разные задачи — организация питания и организация работы на стадионе. Обслуживание объекта требует больших усилий, и существенного эффекта от использования собственного оператора не принесет, а организационные ресурсы, управление оттянет в целом на объект. Подобные объекты обычно отдают в аренду эту часть, поэтому считаю, что самому стадиону нецелесообразно заниматься организацией питания.
Нам как оператору в целом было бы интересно поработать на стадионе. Думаю, что для многих компаний при нормальной, понятной логике размещения помещений оперирования общепитом (которые были бы доступны не только посетителям стадиона, но и для внешних посетителей), объект был бы интересен. Объект находится в развитом районе с большим количеством проживающих.
Все, кто занимаются организацией общественного питания на арендуемых площадях, закладывают минимум окупаемости — три года. Это плановая цифра во многих компаниях. Эти планы выполняются на 60 — 70 процентов в успешных компаниях.
Айрат Забиров — владелец ресторана Famous, совладелец ресторана «Венеция»:
— В окружении людей, которые управляют стадионом, есть те, кто знаком с ресторанным бизнесом, поэтому они пришли не на пустое место и имеют определенный опыт работы. Думаю, что привлечение московской кейтеринговой компании, профессионалов своего дела — это хорошо и вполне нормально.
Лично я бы сейчас не взялся за проект фуд-зоны на стадионе, потому что проект пока сырой, жилых домов в этом районе не так много. Кроме этого, неясно, будет ли разрешена на стадионе продажа спиртных напитков. По закону, на спортивных объектах не разрешается реализация алкогольной продукции. А ресторан без спиртных напитков, только с едой — понятно, что человек со стадиона не пойдет туда просто есть. При этом площадь достаточно большая.
Я думаю, что окупаемость ресторанного проекта на стадионе — не самое быстрое дело. Если даже сравнивать с Центральным стадионом, то ни один проект там не выжил, хотя, казалось бы, центр города. Так же и с «Татнефть-Ареной», я бы не сказал, что там в ресторанах большие очереди. Если только во время матчей, но они, как вы знаете, периодичны. По окупаемости, на мой взгляд, будет тяжело. Я бы не взялся за такой проект. Надо придумать что-то такое, чтобы люди специально приезжали на стадион, но, думаю, ничего такого не придумают.
Справка
Футбольный стадион «Казань-Арена» — спортивное сооружение на 45 тыс. зрителей на ул. Чистопольская. Первоначально арену планировали построить на ул. Гривка. Там даже был заложен памятный камень и вырублены деревья. Но вскоре выяснилось, что там забыли предусмотреть парковку на 10 тыс. автомашин. Позже рассматривалась возможность строительства возле международного конно-спортивного комплекса. В конце апреля 2009 года было выбрано место на правом берегу Казанки. 5 мая 2010 года Владимир Путин (тогда — премьер-министр РФ) заложил символический первый камень в основание стадиона.
Площадь участка — 41 гектар. Площадь застройки — 74 419,3 кв. метроа. Общая площадь — 126 364,6 кв. метра.
Заказчик — министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Генеральный проектировщик — ГУП «Татинвестгражданпроект», которое привлекло на субподряд ООО «ИНТЭКС» (разработчик документации, дочерняя компания холдинга «Сумма Капитал», которую контролирует дагестанский миллиардер Зиявудин Магомедов). Оно, в свою очередь, привлекло на субподряд международное архитектурное бюро Populous, ставшее автором архитектурной концепции. Другим субподрядчиком стало московское ОАО «ЦНИИПромзданий», участвовавшее в разработке эскизного проекта и создании проектной рабочей документации. Генеральный подрядчик — ООО «ПСО Казань», субподрядчики — дочерняя компания ИНТЭКС ООО «ГлавСтрой» и ОАО «КамГЭСэнергострой». Технический надзор — ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ».
ООО «БЕЛЯЕВ КЕЙТЕРИНГ КАЗАНЬ» — зарегистрировано в октябре 2012 года. Уставный капитал — 10 тыс. рублей. Совладельцы: Максим Беляев и Михаил Гинзбург (по 50%).