erid:
Сегодня стало известно, что футбольный клуб «Рубин» готовит своим болельщикам сюрприз и вскоре представит своих игроков в новом образе. По данным газеты «БИЗНЕС Online», это будут образцы средневековых воинов или рыцарей. Таким образом стартует первая рекламная кампания, автором которой стала Мария Климова — советник президента ФК «Рубин», прибывшая в Казань из Донецка. Эксперты неоднозначно оценили задумку клуба.
КАК БРЕД ПИТТ В ФИЛЬМЕ «ТРОЯ»
Сегодня ночью на официальном сайте ФК «Рубин» появился краткий видеоотчет с фотосессии футболистов клуба. Как сообщается в ролике под названием «Эпическая фотосессия», вскоре игроки клуба из Татарстана предстанут перед болельщиками в новом образе.
На видео можно увидеть, например, Кристиана Ансалди, который с голым торсом скалит зубы в камеру. Или скромно улыбающегося Саломона Рондона.
«Все напоминало Бреда Питта в фильме „Троя“, настроение очень хорошее», — широко улыбаясь аргентинской улыбкой говорит в ролике Ансальди.
«Мы хотим напомнить болельщикам, что большой футбол возвращается в город, — комментирует Мария Климова — советник президента ФК «Рубин» по работе с болельщиками, уточняя, что новая рекламная кампания направлена на привлечение зрителей на стадион.
«Суть мы пока не раскрываем того, что у нас будет, но я думаю, что болельщикам понравится», — отмечает она.
При этом Климова — а по данным «БИЗНЕС Online», именно ей принадлежит идея — отметила, что образы будут использованы не только в рекламных афишах, но и при подготовке различной атрибутике. Детали новой задумки «Рубина» пока не раскрываются, но по данным нашей газеты ее реализацией занимается одна из питерских компаний — SpecialOne Visual Production (с работами этой компании можно ознакомится на их сайте, где портфолио дает представление о том, каким предстанут игроки казанского клуба). А игроки «Рубина» будут представлены в образе средневековых воинов, рыцарей. Отметим, что именно компания SpecialOne Visual Production несколько лет назад разрабатывала рекламную кампанию для донецкого «Шахтера».
«Для „Рубина“ это новинка, но это хорошая новинка, — продолжает Шаронов. — Думаю, это поднимет интерес к футболу, идея очень хорошая. Когда ты сидишь, и тебя фотографируют, как будто на паспорт, это не интересно. А тут образы, грим… Всем понравилось!»
Напомним, в премьер-лиге-2011/12 «Рубин» стал четвертой командой по посещаемости, сумев обойти такие московские команды как ЦСКА, «Локомотив» и «Динамо».
«Рубин» — четвертый по посещаемости футбольный клуб в России. На матчи «Рубина» в среднем ходили по 16 013 болельщиков. Средняя заполняемость арены на Центральном стадионе в Казани составила 54,8 процента. Статистические данные приводит «Советский Спорт».
Однако в декабре 2012 года бывший президент ФК Александр Гусев заявил, что посещаемость упала. «После 16 тысяч, которые ходили в прошлом году, мы насчитали снижение на 7 тысяч в этом. Это полный провал», — заявил он.
Таким образом, новая рекламная кампания стала первым громким шагом Климовой по работе с болельщиками.
В настоящее время «Рубин» находится в пути в Мадрид, где в четверг состоится матч 1/16 финала Лиги Европы с «Атлетико», поэтому подробный комментарий клуба газете «БИЗНЕС Online» получить не удалось.
ВСПОМИНАЯ «ШАХТЕР» НА КАЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ
Интересно, что исторические параллели Климова уже использовала в своей работе в донецком «Шахтере». Тогда перед ней стояла цель увеличить средний показатель посещаемости. По первому сезону (2007 — 2008) Климова должна была «собирать в среднем 23 тысячи человек на матч чемпионата, при том что вместимость стадиона была 25,6 тысячи», то есть стадион как минимум в половине матчей должен быть заполнен полностью. По совету Климовой, клуб перестал оплачивать транспорт и начал брать деньги за билеты, в результате цифра средней посещаемости упала до 18 тысяч. По словам самой Климовой, главной задачей рекламных кампаний матчей была «не столько в том, чтобы привлекать целевыми проектами, сколько в том, чтобы заставить людей ходить самих».
«Сначала мы пытались отталкиваться от патриотических чувств и любви к „Шахтеру“. Оказалось, что это не очень работает — менталитет не тот, — вспоминала ранее в интервью Климова. — Потому были вынуждены отталкиваться от соперника. Очень хорошо пошли, например, кампании, когда мы обыгрывали соперников в той же Украине, основываясь на исторических параллелях. Есть несколько хороших телевизионных роликов, которые делали на матчах. Старались, чтобы это было не очень дорого».
Всего Климова работала в «Шахтере» на протяжении трех сезонов. При ней был осуществлен запуск «Донбасс-Арены», а средняя посещаемость клуба за это время выросла до 40 тыс. человек. Как опытный маркетолог, Климова была приглашена в «Рубин» в статусе советника президента клуба для увеличения посещаемости матчей.
Напомним, одним из первых ее предложений стало предложение фанатам клуба внести свои «обоснованные предложения» в проект закона о болельщиках. В интервью газете «БИЗНЕС Online» Климова рассказала о «пресыщенности болельщиков спортивными мероприятиями: «Это значит, что для увеличения посещаемости «Рубину» необходимо как минимум сочетание высокого уровня комфорта на стадионе с яркой, «вкусной», зрелищной игрой». Впрочем, Климова признала, что так как не бывает двух одинаковых городов, стратегия для Казани будет отлична от донецкой. «Определенные наработки и методики» во время работы в «Шахтере», которые Климова хотела бы использовать и здесь, она обещала перестроить под Казань.
КАЗАНЬ — ТРЕТЬЯ ВОИНСТВУЮЩАЯ СТОЛИЦА
Отметим, что сама идея представлять спортсменов в образе витязей, рыцарей или гладиаторов не новая даже для Казани, которая в части спортивного маркетинга никогда не считалась законодательницей мод. Первым классическую идею с исторической фотосессией использовали в волейбольном «Зените». В результате игроков клуба не только болельщики, но и журналисты стали называть «гладиаторами». Грамотное позиционирование создало соответствующие образы. (Подробнее о маркетинге волейболистов читайте в интервью директора клуба Олега Брызгалова)
В прошлом сезоне хоккейный «Ак Барс», который уже давно не выдает чего-то особенного в части работы с болельщиками, представил красочный календарь. Игроки были представлены в образах древнерусских витязей, а в частности, голкипер Эмиль Гарипов с ярко выраженной татарской внешностью был, скорее, похож на темника времен расцвета Золотой Орды. В общем, смотрелось.
«Рубин» в последние годы в части маркетинга и работы с болельщиками отличался от других казанских клубов тем, что выдавал эксклюзивные идеи. К примеру, система Pay-pass для владельцев абонементов или традиционные встречи команды с фанатами или даже посиделки футболистов с журналистами в неформальной обстановке. Если идея фотосессии с рыцарями выльется во что-то большее, чем выпуск календарей или плакатов в программки к матчам, то это будет гораздо интереснее. Пока же все выглядит достаточно банально для казанских реалий.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ПОДКУПАЕТ ПРОСТОТА ОБРАЗОВ
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить новый PR-ход «Рубина»
Денис Кислицын — директор РК «Новый взгляд»:
— Можно вспомнить, что образ гладиаторов относится к футбольному клубу «Спартак», у которого очень много роликов с использованием гладиаторской символики. Нужно что-то новое. Возможно, имидж рыцаря. Футбол — не театр и не балет, а сражение мужиков и образ рыцаря в этой связи актуален.
Но все же я считаю, что основная задача — привлечь семьи на стадионы. Болельщики же — это не только мужчины, но и женщины, и дети. Необходимо искать разносторонние образы, которые бы транслировали безопасность на стадионе. Это работа не одного дня.
Как еще можно привлечь болельщиков на стадион? У нас большинство футбольных матчей проходит на сезон весна-осень, когда на трибунах прохладно. Не знаю, насколько это технически осуществимо, но если сделать подогрев сидений, то зрителей было бы на порядок больше. Есть и более простое решение. В Москве на матчах стали бесплатно давать горячий кофе, чай — и количество болельщиков на трибунах заметно выросло.
Людмила Леонтьева — кандидат философских наук, доцент КФУ:
— Зачем в этом искать сложность? Изображают физическую грубую силу. Зачем заниматься интеллектуальными изысканиями? Это будет излишней рефлексией. Массовое сознание подкупает простота образов. Есть методы манипулирования — не надо усложнять.
Сообщение должно быть кратким, фрагментированным и простым, тогда посыл дойдет до аудитории с большим эффектом. А здесь сразу все понятно: физическая сила, значит мы самые крутые. Образ воина ориентирован на любую аудиторию. Физическая сила — это авторитарность, авторитет, то, кем человек хочет быть.
Ирина Волынец — генеральный директор рекламной группы PResident:
— Конечно, это интересно. Гораздо эффективнее, чем вся предыдущая реклама, которая была раньше у «Рубина». Когда просто обвешивался город фотографиями, либо когда были интервью с конкретными спортсменами… Это, конечно, интересно, но лишь на первых порах, а не на постоянной основе. Все это менее эффективно, чем попытаться представить игроков в каких-то необычных метафорических образах. Потому что образы, например, гладиаторов — это собирательные, глубокие образы. У «Рубина» такого еще не было. И здорово использовать что-то такое, чего до сих пор не было. Подходят ли образы рыцарей? Ну, сложно требовать каких-то нововведений там, где не было еще даже использовано хорошо забытое старое.
С другой стороны, можно вспомнить, что в Советском Союзе без рекламных кампаний и миллионных зарплат у игроков собирались полные стадионы. Тогда люди действительно сражались за идею. И массовость была связана с тем, что люди активно с детства занимались спортом и смотрели футбол не только как зрители, но и как футболисты-любители. А сегодня, несмотря ни на что, спорт остается недоступным. Посудите сами, мы недавно ходили в «Татнефть-Арену», там есть каток для всех с рекламным слоганом «Лед, достойный чемпионов, доступный для вас». Но вход на катание для детей и взрослых — 120 рублей в час, с прокатом коньков — 150 рублей.
Алексей Гайсин — директор РА «Зеленый свет»:
— Мне кажется, в настоящее время миром правит не идея, а ее реализация. Одну и ту же идею можно представить по-разному. Достаточно вспомнить о наших европейских коллегах, которые одну и ту же идею могут так подать, что нам и в голову не придет. Какие образы можно посоветовать — зависит опять же от того, какая задача ставится футбольным клубом и креаторами, придумывающим образы. Если идея патриотизма, то, наверное, использовать, связанные с Казанью, татарской тематикой. Если необходимо увеличить посещаемость стадионов, нужен какой-то тренд. Как еще можно привлечь болельщиков на свои матчи? Для «Рубина» это все равно в первую очередь работа над имиджем. Но кампания на долгосрочную перспективу должна развивать патриотическое чувство к футболу, если можно так выразиться. Надо эту информацию внедрять, чтобы люди и играли в футбол, в том числе и хотели посмотреть на матчи профессионалов. Любая реклама, правильно поданная, для «Рубина» будет только в плюс.
Илья Береснев, Сергей Афанасьев