комментарии 2 в закладки

Ацо Петрович, УНИКС: «Хорошие люди в клубе остались. А вот игроки - не все»

erid:

По обыкновению на трёх фронтах выступает УНИКС в нынешнем сезоне. В чемпионате ВЕКО ПБЛ, в котором не будет спасительного плей-офф для исправления стартовых недостатков, положение клуба — хуже губернаторского: только чудо может привести его к последнему призовому месту; в чемпионате Единой лиги ВТБ есть определённый оптимизм на попадание в «Финал четырех», а там такая тройка, уже сейчас демонстрирующая выразительную игру — ЦСКА, «Химки», «Жальгирис» и только на первом групповом этапе Кубка Европы УНИКС на первых ролях. Причины такой метаморфозы выяснял у главного тренера казанского клуба Ацо Петровича корреспондент «БИЗНЕС Online».


ТРИ ГОДА НАЗАД В УНИКС ВСЕ БЫЛО ОПТИМАЛЬНО


— Ацо, начнём все-таки с приятного. 2009 год. Люберцы. «Финал четырех» Кубка России. С вами УНИКС обыгрывает ЦСКА с Мессиной, громит московское «Динамо» с Блаттом и нашего хорвата Крешимира Лончара признают MVP. А затем «бронза» в чемпионате страны. Не сезон — сказка…

— Да-да, хорошо, что это еще помнят. Тогда мы действительно хорошо поработали. Всё складывалось так: финансы, игроки, люди в клубе. Мы провели нормальную селекцию. Взяли хороших русских и легионеры были хорошие. И контрольный выстрел на Кубке прозвучал громко. Правда, в чемпионате не удалось подняться на самый верх — только «бронза», но какая была конкуренция и игроки в московских клубах — Холден, Планинич, Лорбек, Лэнгдон, Хряпа — у ЦСКА, Явтокас, Хансен, Моня, Дима (имеется в виду Домани, — авт.).

— Но и у вас было не хило: Самойленко — один из сильнейших в обороне, Воронов, Зварыкин, Соколов, Попович, Лончар, Кирксэй…

— Я уже сказал, что всё так: финансы, игроки, люди в клубе.

— Этим результатом вы повторили двойной успех шестилетней давности Станислава Ерёмина. Но к новому сезону УНИКС стал готовить Хомичюс. тренировавший УНИКС-2. Не договорились с руководством?

— Не хотел бы здесь углубляться в детали.

— Но в новой книге президента УНИКСа и председателя Национального банка Р Т Евгения Богачёва «Прямая речь. Десять лет спустя» намёк более чем понятный. Цитирую: «Продлевать контракт, а Ацо Петровичем я не стал: уж очень дорого он запросил за пролонгацию»…

— Ну, насчёт денег у Евгения Борисовича, конечно, самая лучшая память. У меня в конце сезона завершался контракт. Но еще весной после победы в Кубке, я намекал президенту, что неплохо бы добавить зарплату. Но потом мы проиграли «Задару» в Кубке Европы, «бронза» в России, и я уже по финансам не обращался. А потом мне просто сказали «спасибо» за работу. Если бы со мной говорили, обсуждали, делали новые предложения, то согласился бы, наверное, и на старую зарплату. Мне здесь было хорошо. Но понял, что с Казанью надо прощаться, и оставить в памяти, что мне было хорошо в том сезоне.


ДЛЯ ПЕШИЧА ДЕНЬГИ НАХОДИЛИСЬ. ДЛЯ МЕНЯ — НЕТ


— И как жили дальше?

— Всё сложилось тогда нормально. Летом сборная Сербии готовилась к чемпионату Европы в Польше, и Ивкович попросил ему помогать со сборной. Это была хорошая работа. Мы дошли до финала, когда уступили Испании и получили «серебро». А по приезду мне предложили место в «Црвене Звезде» после ухода Пешича. Времени было в обрез, всего 20 дней до начала чемпионата страны. Но начали мы работать и хорошо выступали в национальном чемпионате и Адриатической лиге. Если проигрывали, то только в концовках. Зато побеждали «Шоле», «Бенеттон», московское «Динамо». Однако начались проблемы с деньгами, хотя я знал, что при Пешиче с этим было нормально. Руководители обманывали меня, говоря завтра, завтра, а я вынужден был обманывать игроков. Но четыре месяца без зарплаты — тяжело. Поэтому я сказал «спасибо» и ушел.

Потом был звонок из Казани, предлагали весной взять УНИКС, но я не хотел работать с конца сезона. Но дальше этого звонка дело не пошло.

В мае мне предложили взять «Жальгирис» из Каунаса. Там были в основном литовские игроки и легионеры Маркус Браун, Мирза Бегич. И мы хорошо стартовали в чемпионате Литвы — выиграли у главного конкурента — «Летувос Ритас», за два тура досрочно вышли в Топ-16 Евролиги. Все было супер. Почти одни победы. Но у владельца Романова своя философия. «Мне неинтересны победы, — сказал он, прерывая контракт. — Мне интересны эксперименты». Под ними он понимал ротацию, которую велел мне делать.

Затем вывел «Железник» в Адриатическую лига, с «Азовмашем» в прошлом сезоне шел на первом месте чемпионате Украины. И тут, сложилась такая же ситуация, как у вас сейчас в хоккее. Снимают с работы, когда мы шли на первом месте. Объяснили всем — у Петровича семейные обстоятельства. Но мне сказали совсем другое, — мол, мало играют у вас украинские игроки. Причём здесь паспорт? Играй хорошо, атакуй, защищайся и не надо паспорта. В общем, сидел я ждал у «моря погоды».

— Здесь, Ацо, наверное, не обойтись без слова «вдруг»…

— Ну, да, наверное. Мне позвонил агент и сказал, что может быть шанс попасть снова тренировать УНИКС. Сказал, что там хотят Казлаускаса, Атамана… Большие задачи. Я тогда решил проявить инициативу, и позвонил Евгению Борисовичу и спросил насчёт своего шанса. Он ответил, что подожди. Казлаускас не пошел, Атаман предпочёл дома работать в «Галатасарае». Вот так я оказался снова в УНИКСе, подписав контракт даже без содействия агента.


В КАЗАНИ ВСЕ ОСТАЛОСЬ НА МЕСТЕ


— И как вы нашли хозяйство?

— «Баскет-холл» на месте. Самойленко, Веремеенко, Лайдэй, Заманский… Хорошие люди в клубе остались. А вот игроки — не все. Ушли Грир, Джавай… В квалификации Евролиги их не хватало. В Дезио не хватило сыгранности, да и план подготовки, как отмечал наш президент, оказался не так оптимален.

— Вы принимали участие в селекции?

Принимал, учитывая возможности рынка. Я пришел в начале июля. Всё, что желал, не получилось. Хотя три легионера — Каймакоглу, Вуюкас, Эйдсон были взяты с моим участием. Вместе с Ерёминым мы интересовались у Обрадовича по грекам, которые у него играли в «Пао». Он сказал: «Берите». А потом клуб имел Веремеенко, Лайдэя. В общем, пятерка для европейских соревнований была хорошей.

— Но ведь клубу предстояло играть в Единой лиге ВТБ, пусть квази, но чемпионате ВЕКО ПБЛ. А тут без россиян никак не обойтись.

А я сразу это говорил. Но что делать, если российский рынок такой бедный? Мне же неговорили: «Хочешь Моню, Фридзона или Быкова?». Все хорошие сидят в своих клубах как в норах — не взять. Потому работаю, с кем есть. Стараюсь россиян выпускать, может не всегда вовремя, но игра сразу показывает разницу.

Тогда по закону жанра вернёмся к началу. Как и три года назад, вы в УНИКСе, Мессина в ЦСКА. У вас другой состав, да и у Мессины далёк от того звездного. Почему же результат противоположный?

— Нам сразу дали по зубам. Можно не буду говорить про российских игроков? Вы всё видели сами. У нас не играл Лайдэй. Каймакоглу попади три из шести трехочковых, может, был бы другой сценарий матча. Думаю, после нового года мы прибавим. Вернутся в строй Уилкинсон, Маккарти. Заманский начинает забивать всё больше. Надо просто работать.


Евгений Макаров


Афины — Казань


Справка

Ацо Петрович родился 14 октября 1959 года в Белграде. Начал тренерскую карьеру в сезоне 1997−1998 гг. в качестве помощника главного тренера белградской «Црвены Звезды». В 1998—2003 гг. возглавлял клуб «Железник» (Белград), в 2003—2005 гг. клуб «Гемофарм» (Вршац), выводил эти команды в финалы Кубка Югославии (1999), чемпионата Сербии и Черногории (2004), Кубка ФИБА-Европа (2005).

С марта 2005 до окончания сезона 2006−2007 гг. руководил российским клубом «Локомотив-Ростов». С 2007 по 2009 годы работал главным тренером казанского клуба УНИКС, вместе с которым завоевал бронзовые медали чемпионата страны и Кубок России (2009). В 2012 году вновь возглавил УНИКС.

На чемпионате мира 2002 года был помощником главного тренера занявшей первое место сборной Югославии Светислава Пешича.



Оценка текста
+
0
-