комментарии 3 в закладки

Сергей Харламов: «Я «уличный боец» за экономику в футболе. Я хочу, чтобы футбол деньги зарабатывал, а не был дотационным»

erid:

В очередном выпуске программы Offside телеканала ITV на минувшей неделе ее бессменный ведущий, экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов обсудил футбольные проблемы недели с руководителем спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Джаудатом Абдуллиным. Стенограмму выпуска с некоторыми сокращениями предлагаем вниманию наших читателей.





530.jpg




В гостях у ведущего программы Offside Сергея Харламова Джаудат Абдуллин — руководитель спортивной редакции «БИЗНЕС Online»






«ЭТО НЕ СЕНСАЦИИ, А, В ПРИНЦИПЕ, ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

Харламов:

Бердыева «Рубин» к зиме в хорошей форме. Болельщики довольны результатом. Капелло греется в «Армани» униформе. Спалетти, греясь, подгоняет свой «Зенит» с азартом…

Здравствуйте, это телеканал ITV, программа Offside и я, ее ведущий, Сергей Харламов. Сегодня у нас в гостях спортивный обозреватель интернет-газеты «БИЗНЕС Online», непробиваемый голкипер мини-футбольной команды «Кирпичный ряд» Джаудат Абдуллин. Привет, Джаудат!

Абдуллин: Добрый день.

Харламов: Рад тебя видеть в нашей импровизированной студии. По традиции мы обсуждаем выступления футбольного клуба «Рубин» в Лиге Европы и в чемпионате России. В очередной раз дружина Курбана Бердыева выстроила правильную тактическую игровую схему, воспользовалась ошибками соперников. Переиграла команды не то чтобы на классе, а именно в каких-то определенных моментах. В стыках, в подготовке к ситуации, к розыгрышам мяча. В очередной раз подчеркну, что команда «Рубин» на протяжении долгого количества времени построила определенную схему. Выстроила немецкий танк, неторопливый, неспешный, в котором меняются, образно говоря, гусеницы, меняются шестеренки, но ни в коем случае не меняется башня на протяжении последних 12 лет, которые Бердыев и руководит движением этого танка. И этот танк в большинстве случаев за счет своей собранности, целенаправленного успешного движения вперед прогуливается по соперникам. И матч с «Нефтчи» в Лиге Европы и победа над «Крыльями Советов» — это не сенсации, а, в принципе, закономерный результат.

Абдуллин: В данном случае я немножко хочу оспорить пару твоих тезисов… Насчет тезиса о том, что мы воспользовались ошибками соперников, я с тобой целиком и полностью согласен. Но дело в том, что мы сами не отличались собранностью. Начало матча с «Нефтчи», когда Сесар Навас выкатил мяч бразильскому форварду соперников, что привело к выходу один на один с Рыжиковым, не говорит о нашей собранности.

Харламов: Ты не считаешь, что это просто техническая ошибка?

Абдуллин: Здесь, конечно, надо было бы посмотреть на поле, может, из-за него произошла эта ошибка, или мяч элементарно попал в голень Навасу, но мне, как зрителю, находящемуся по другую сторону телевизора, показалось, что это была определенная разболтанность, также как в моменте матча «Рубин» — «Крылья Советов», когда Рыжиков, выбивая мяч, послал его соперникам, потом ему пришлось самоотверженно спасать команду.


«ОСНОВА ИГРЫ КОМАНДЫ КУРБАНА БЕРДЫЕВА — ЭТО РАБОТА В ЗАЩИТЕ. РЕАЛИЗАЦИЯ МОМЕНТОВ СТАВИТСЯ НА ВТОРОЙ ПЛАН»

Харламов: Попытаюсь защитить Наваса. Все-таки он пропустил несколько матчей в связи с дисквалификацией. На своей практике скажу, что когда выбиваешься из ритма, то перестаешь ненадолго чувствовать себя этой шестеренкой танка, которая крутится в гусенице. И когда ты возвращаешься, нужно какое-то время для того, чтобы вновь притереться. Я предполагаю, что проблема Наваса заключалась в том, что он немножко выпал из игрового ритма. А то, что вратари совершают ошибки, я всегда на стороне вратарей. Нападающий может допустить тысячу ошибок, и это не будет восприниматься как главный аспект поражения. Голкипер, ошибившись один раз, окажется в фокусе внимания и станет темой для обсуждения. Позиция защитников и вратаря, а ты на протяжении долгого времени играешь в воротах, мог бы сам это подтвердить. И у тебя, наверное, должна быть профессиональная солидарность…

Абдуллин: Она есть, и заключается она в том, что «Рубин» в очередной раз повесил замок на свои ворота, что обеспечивает цифру ноль со своей стороны на табло. Этот ноль позволяет как минимум играть на ничью, но так как мы в пяти матчах подряд (трех — в рамках чемпионата страны и двух — в Лиге Европы) еще и забивали, то сейчас мы имеем серию в пять побед подряд.

Харламов: Отчего зависят рисунок и структура игры? Они зависят от тех задач, которые поставлены перед главным тренером и перед командой. Если перед командой ставится цель — завоевывать очки, то вне зависимости от той тактики, которая приносит результат, команда ее придерживается. Мы прекрасно знаем с тобой, что основа игры команды Курбана Бердыева — это работа в защите, в воротах — на ноль. Реализация моментов, создаваемых командой, ставится на второй план. Пусть многие и критикуют, что эта схема просто-напросто надоела, но здесь необходимо ориентироваться не на пожелания болельщиков, а на требования акционеров. Если у «Рубина» стоит задача набирать очки, то он с ней в последнее время успешно справляется.

Абдуллин: Отвечу образно. Когда Бог решил создать футбол, а потом — и команду, которая бы и выигрывала и играла красиво, то создал он «Барселону» и сказал: «Хватит вам!» Остальные вынуждены придерживаться половинчатости: либо набирать очки, либо демонстрировать красивый атакующий футбол. У «Рубина» начало получаться с очками, и сейчас команда в какой-то степени начала мне напоминать саму себя начала 2008 года. Тихо-мирно, пока еще никто не следил внимательно за командой, выиграли 7 матчей подряд, установили рекорд по этому показателю, до сих пор никем не побитый, а потом на этом багаже добрались до итогового золота. Сейчас пять побед подряд пришлись на два разных турнира, тем не менее что-то у команды похожее на начало того чемпионата уже проклевывается. Вот мой взгляд со стороны.

«ЗИМНИЙ ФУТБОЛ В РОССИИ ДАЖЕ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ СМОТРЕТЬ БУДЕТ СТРАШНО»


Харламов: Еще одна тема дня — зимний футбол. Выскажи свое мнение со стороны журналиста.

Абдуллин: Я могу на эту тему высказаться еще и как человек, который долгое время играл на улице, так как наша инфраструктура не позволяла играть только в залах. Однажды мне пришлось играть при температуре минус 26, когда «звенело» все, что есть в организме человека. Руководствуясь этими воспоминаниями, я в свое время написал статью в одном из прежних изданий, где работал. Смысл был в том, что зимний футбол в России даже по телевизору смотреть будет страшно. Просто ощущая то, что приходится переживать футболистам. Еще минус пять вниз в Центральной полосе. И это будет мяч, похожий на кирпич. И комедия ошибок.

Харламов: Как человек, который профессионально поиграл в футбол, могу высказать свое мнение, к примеру, о бывшем зеленом газоне, на котором играли в последнем туре «Локомотив» и «Анжи», которые элементарно похабили поле. Это огромная проблема для мышц. Они забитые, они застывшие, что приводит к травматизму. Нежелание приходить на стадион на примере встречи «Рубин» и «Крылья Советов», когда на игре были 6 тысяч болельщиков. Кому захочется в такую промозглую погоду находиться на трибуне? В плане бизнеса: кому интересно смотреть по телевизору такой футбол, рейтинг которого падает. И во всех отношениях это антифутбол! В послематчевом интервью голкипера «Спартака» Реброва он пошутил, что в следующем матче на поле ему можно будет выходить в коньках и с клюшкой… Я бы сказал, что это элементарное издевательство над футболом.

Абдуллин: Я с тобой совершенно согласен… Но, к сожалению, господину Фурсенко, по-видимому, играть в футбол не приходилось вообще по жизни, и с его решением согласно большое количество болельщиков футбола, которые наблюдают за ним только по телевизору, на диване, с пивом и чипсами. Вот для них такой футбол подойдет, они говорят: «Давайте, играйте, отрабатывайте свои миллионы». Но мы забываем, что на систему осень-весна перевелась вся футбольная Россия. Начиная с премьер-лиги, заканчивая вторым дивизионом. Где людей просто в какой-то каменный век засунули, и в данном случае это не футбол, а повинность какая-то. Их можно приравнять к строителям БАМа, каких-нибудь электростанций 30-х годов прошлого века. Очень жалко и их, и тех, кто сидят или чаще стоят и пытаются согреть себя исключительно хлопаньем и поддержкой футболистов. Антифутбол в чистом виде!

Харламов: Будем надеяться, что в кратчайшие сроки Толстых реанимирует ту схему, которая была.


«ФУТБОЛ НАДО ВОЗВРАЩАТЬ НА РЕЛЬСЫ, ПО КОТОРЫМ ОН ЕХАЛ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ»

Абдуллин: А как ты себе это представляешь? Чемпионат в один круг или снова чемпионат в три круга?

Харламов: Я не знаю как, но считаю, что футбол надо возвращать на рельсы, по которым он ехал на протяжении всего своего существования в нашей стране…

Затронем следующую тему. В этом году впервые остался в «Челси» по итогам сезона, после того как клуб был приобретен Романом Абрамовичем. Меня это безгранично радует в плане экономики. Я, скажем так, «уличный боец» за экономику в футболе. Я хочу, чтобы футбол деньги зарабатывал, а не был дотационным. И в Англии это удается лучше всех. В Европе это в большинстве случаев стоит во главе угла. Но английский футбол наиболее зрелищный из всех.

Абдуллин: По зрелищности соглашусь. Матчи последнего тура, которые удалось посмотреть, полностью доказывают твой тезис, что футбол там не только религия, но и зрелище, и то, что может заменить жизнь и является самой жизнью. Матчи «Астон Вилла» — «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» — «Фулхэм» — это жизнь, прожитая за 90 минут. Взлеты и падения, радости и разочарования — все было в одном предельно сжатом виде и предстало перед болельщиками.


«ЛЮБОВЬ К ФУТБОЛУ В АНГЛИИ ДЛЯ ОСТАЛЬНОГО МИРА НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ»

Харламов: Сама футбольная обстановка на футбольных стадионах, когда болельщики находятся буквально в двух метрах от футболистов, постоянно забитые трибуны… Почему они забиты? Потому, что в большинстве случае 50 — 60 процентов болельщиков — это люди, которые приобрели абонементы. Эта правильная политика распространения абонементов на протяжении долгого количества времени, такая же, как английский газон. Что нужно для того, чтобы у нас был английский газон? Ничего, кроме того, что его нужно сто лет стричь и поливать. Соответственно, нужно брать за основу английскую схему, к примеру, при строительстве стадионов, когда болельщики находятся вплотную к полю. Когда они живут игрой, мячи подают, похлопать тебя могут во время игры. Это интерактив, который и заставляет человека приходить на матчи.

Абдуллин: В данном случае Англия выбивается из общего списка потому, что она придумала три вида спорта, два из которых являются для нее религией. Это футбол и регби. Недавно завершившаяся в Лондоне Олимпиада наглядно продемонстрировала, что остальные игровые виды спорта (имеются в виду баскетбол, волейбол, гандбол, водное поло) в Англии не развиваются и не культивируются. И, соответственно, не забирают болельщиков у футбола. У нас в России, как известно, есть регионы, которые «повернуты» на хоккее, хоккее с мячом. И это правильно, потому что там погодные условия, школы, традиции позволяют развивать эти виды спорта. И, соответственно, болельщик там уходит от футбола. То есть нам, я считаю, надо сосредоточиться на футбольных регионах. Практика показывает, что, к примеру, советский хоккей был сильнейшим в мире, наряду с НХЛ, но это не значит, что хоккей развивали во всех 15 республиках страны. В Закавказье, Средней Азии о хоккее и слыхом не слыхивали. И у нас, я считаю, футбол должен развиваться в подходящих для него климатически условиях и уже там перенимать весь лучший опыт, который накоплен в Европе, мире, тех же странах Южной Америки.

Харламов: Совершенно с тобой согласен. Если в советское время, когда была плановая экономика, в том числе и в спорте, всем видам спорта старались уделить одинаковое количество времени, то сейчас происходит определенная диверсификация всего спортивного хозяйства, и будем надеяться, что виды спорта будут развиваться согласно экономической целесообразности.

Вернусь к маленькому успеху «Челси». Они получили 1,5 миллиона фунтов прибыли, это небольшие деньги для экономики клуба, поскольку там на протяжении нескольких лет уходили в минус, до 250 миллионов фунтов, что позволяло Роману Абрамовичу двигаться к конечной цели. В скором времени УЕФА планирует ввести финансовый фейр-плей, то, за что я лично ратовал. Потому что я считаю, что самая правильная схема экономической деятельности клубов в игровых видах спорта — это Северная Америка. Там есть определенные ограничения в зарплате, есть профсоюзы, есть возможность интерактива. Потому что у нас до сих пор на протяжении долгого количества времени подобного профсоюза нет. Футболисты сейчас защищены только за счет того, что они работают с агентами. И это единственная возможность отстаивать свои права. Соответственно, в Англии все собственники футбольных клубов договорились между собой о том, что вводится определенный потолок зарплат. И когда Роман Абрамович, который в свое время «порвал» рынок футбола в Англии, закидал его деньгами, а потом то же самое произошло с «Манчестер Сити», то футболисты, забыв обо всем, бежали в «Челси» и «Манчестер Сити». Это обезоруживало те самобытные команды, которые пытались составить им конкуренцию. Сейчас в связи с тем, что вводится финансовый фейр-плей, получается, что Абрамович, образно говоря, сломал всю систему, а сейчас является инициатором создания новой. Как ты считаешь, это правильно, или нельзя было отказываться от предыдущей схемы, которая двигала английский футбол вперед.

КАК О «РУБИНЕ» В 1979 ГОДУ УЗНАЛИ!

Абдуллин: Насчет «Челси» коротко. Видимо, 2012 год был годом Абрамовича. Когда они и Лигу чемпионов выиграли, и какие-то денежки заработали. А насчет того, что можно было бы развиваться по североамериканскому принципу, скажу, что в этом плане нужно быть осторожнее. Практика НХЛ показывает, что раз в 10 лет, а в последний раз уже и в 8 лет, владельцы клубов не могут договориться с профсоюзом. Спортсмены остаются без основного места работы, а болельщики — без зрелища. Если фейр-плей развивать по принципу американских игровых видов спорта, то надо обговорить моменты с этими локаутами, потому что иначе получится какая-то анархия. Они же разыгрывают свои чемпионаты для себя, их победители потом не участвуют в турнирах, подобных еврокубкам. Мне кажется, что не надо будет действовать полностью по североамериканскому лекалу.

Харламов: Действительно, сравнивать и сопоставлять эти две схемы невозможно. Но необходимо перенять лучшее из-за океана для того, чтобы клубы начали самостоятельно зарабатывать деньги.

Абдуллин: Дополню фактом из жизни. Всю прошлую весну я фанател (по-хорошему) от «Атлетика» из Бильбао. Мне кажется, что вот эта команда не является дотационной, она окупает себя, существует за счет своих воспитанников, она живет по принципу комплектования только басками, правда, независимо от того, в каком месте они родились. Казалось бы, мне, казанскому болельщику, должны быть до фонаря их успехи, а «Атлетик» в этом году дошел до финалов Лиги Европы и Кубка Испании, но в любом случае команды, выстроенные по определенным принципам, вызывают уважение.

Харламов: Такие команды в любом случае вызывают уважение. Из-за того, что в них играют местные футболисты.

Абдуллин: Соответственно, на них не нужно никаких затрат.

Харламов: Да, и экономическая целесообразность соблюдена, и духовная целесообразность, они присутствуют. И такой плотный шар, пускай он маленький, по сравнению с остальными, раздутыми, этот шар никогда не лопнет.

Абдуллин: Очень не хотелось бы, чтобы он лопнул, иначе не останется тех небольших примеров, которые показывают, что футбол можно развивать…

Харламов: …Низкозатратно, но высокоэффективно!

Абдуллин: Да-да. В заключение нашего общения хотел бы привести забавное наблюдение. Как раз вчера, 12 ноября, смотрел серию нового российского телефильма «Обратная сторона Луны». Там у персонажа, заброшенного в 1979 год из нынешнего времени, спрашивают, за кого он болеет. «Да я не особый болельщик», — отвечает он. — Но в Лиге чемпионов болею за «Рубин». «Какой «Рубин?!» «Казанский…» «Рубин» выходит на такой уровень, когда его бренд начинают использовать в художественных фильмах. Это в какой-то степени тоже достижение казанского клуба, которого он добился победами над той же «Барселоной» в свое время…

Джаудат Абдуллин
Оценка текста
+
0
-