комментарии 3 в закладки

Десятка лучших легионеров УНИКСа за 15 лет

erid:

После символической ложки дегтя, которой кому-то мог показаться материал о 10 баскетболистах, «с треском» покинувших казанский УНИКС, спортивная редакция газеты «БИЗНЕС Online» представляет своим читателям тару с медом. В очередном рейтинге представлены лучшие легионеры главного баскетбольного клуба Татарстана, краса и гордость работы его селекционной службы.


ПЕРВЫЙ ИЗ ПОПОВИЧЕЙ


10. Оливер Попович. Нападающий из Югославии. 80 матчей, 14,6 очка в среднем за игру. Тогда наставник казанцев Станислав Еремин назвал Поповича в числе виртуальной команды его мечты в Казани. В начале «нулевых» селекционеры УНИКСа не сильно «заморачивались» по поводу того, где подбирать пополнение. Общую картину «портит» разве что приглашение американца Глена Уисби и канадца Майкла Микса. Последнего Еремин присмотрел на Олимпиаде, Уисби тоже где-то присмотрели. Что касается Поповича, то он входил в трио лидеров нашего принципиального соперника — минераловодского «Локомотива». Но, если американец Майкл Макдональд смотрелся в Казани не так ярко, как в Минводах, серб Бранислав Вичентич вообще дважды непонятен. Непонятно — зачем его пригласили в Казань, и непонятно, что он здесь делал. А Попович был из разряда незаметных героев. Когда игра складывалась тяжело, то тут он морально убивал противников своими «трехами». В результате, когда Вичентичу и Макдональду в Казани, после проведенного сезона сказали: «Давай, до свиданья», Попович провел в столице Татарстана еще один год.

Кстати, на официальном сайте БК «УНИКС» соотечественники Вичентич и Попович поделены по двум странам. Первый представляет Сербию и Черногорию, а второй — Югославию. В отношении Поповича это правильно — страна в 2001 — 2002 годах носила название Югославия.



Оливер Попович в «Црвене Звезда»

9. Тарик Кирксэй. 95 матчей, 9,3 очка в среднем за игру. Кирксей — обладатель двух паспортов — американского и французского, провел за УНИКС два сезона — с 2007 по 2009 годы. Не сказать, что ярко, он не был лидером казанского клуба, как и сборной Франции. Но проявил он себя в итоге куда лучше, чем, к примеру, американец Джозеф Форте. Хотя Сергей Елевич — бывший наставник сборной России, в прогнозе перед началом сезона 2007 года симпатизировал американцу больше, чем американо-французу. Через два года после расставания Кирксэя с УНИКСом, их пути пересеклись в финале Кубка Европы, когда француз стал лучшим бомбардиром испанской «Кахасоли». Кирксэй и тогда был хорош, но казанцы лучше

8. Кристофер Энсти. 93 матча, 13,1 очка в среднем за игру. Когда вчерашний казанец, а ныне барселонец с Зеленого континента Натан Джавай еще не задевал головой провода при ходьбе, в Казани появился первый австралийский центровой. Энсти — один из лидеров нашего принципиального соперника в начале «нулевых» — пермского «Урал-Грейта». Играя в Перми, Энсти «пил кровь» казанских болельщиков, вместе с «другими пацанами» тех лет — американцем Эдди Шэнноном и многочисленным прибалтийским десантом. Немало баскетболистов поиграло в итоге в составах татарстанского и уральского клуба — Кшиштоф Лавринович, Мартин Мююрсепп, Руслан Авлеев. Практически все они были в числе любимцев болельщиков обоих клубов. Стартовый сезон Энсти в Казани был особенно ярок, запомнившись выигрышем Евролиги-ФИБА и яростным сопротивлением ЦСКА в финале чемпионата России. Второй, в 2004 — 2005 годах, получился несколько смазанным, после чего Энсти вернулся к себе на родину. Наставник казанцев Еремин назвал Энсти в числе виртуальной команды его мечты в Казани. Кстати, Энсти шел 18-м номером на драфте НБА-1997. Драфте, где тон задавали Тим Данкан, Кит ван Хорн, Чонси Биллапс. А был тогда Энсти выбран выше, чем Тони Паркер и Марко Милич.


БЕСТ — ТАК И НЕ СТАВШИЙ THE BEST


7. Трэвис Бест. 40 матчей, 11,5 очка в среднем за игру. С точки зрения спортивной редакции «БИЗНЕС Online», американский разыгрывающий УНИКСа был одним из самых ярких игроков команды за всю историю. Во всяком случае, в сезоне 2005 — 2006 годов он произвел ярчайшее впечатление, и без него невозможно было представить игру команды. Но наш источник в УНИКСе, к которому мы обратились за определенной консультацией по поводу Беста и Шэммонда Уильямса, был категоричен: «Не включил бы их в десятку лучших игроков вообще». Настолько разными могут быть взгляды любителя и профессионала, когда первый обращает внимание на яркое зрелище, демонстрируемое игроком, а второй — на малозаметную взгляду черновую работу. Но в числе читателей нашего издания любителей баскетбола больше, чем профессионалов, а потому не включить Беста в рейтинг лучших было выше наших сил.

Кстати, Бест на драфте НБА-1995 занял высокое 23-е место. Это был странный драфт, когда не оценили Кевина Гарнетта (5-е место) и Дэмона Стадемайера (7-е место). А 54 и 55 по итогам того драфта шли Эурелиус Жукаускас и Макдональд.

Впрочем, драфт НБА-1993 в этом плане сейчас выглядит еще страннее. Когда Эйси Эрл (помните такого невзрачного игрока УНИКСа) стоял 19, а Сэм Кассел (как такого можно забыть, звезду «Хьюстон Рокитс») был выбран 24-м.

6. Шэммонд Уильямс. 57 матчей. 17,1 очка в среднем за игру. «Шамон», как называл еще одного разыгрывающего УНИКСа Еремин, прибыл в Казань в роли игрока сборной Грузии. Тогда еще Россия не знала, что скоро и она будет видеть в составе национальной дружины темнокожего Джона Роберта Холдена, не знающего великого и могучего. Не ведала, что одна суперзвезда, типа Бо Маккалеба, может выдвинуть среднюю по составу сборную в число лидеров континентального баскетбола. Все это было позже. Что касается Уильямса, то он свое призвание под ряды грузинской сборной воспринимал с большой долей юмора, согласившись на приглашение одного из своих товарищей по НБА Владимира Степании.

Для Уильямса вообще многое воспринималось как игра. После одного из победных матчей он, к примеру, не нашел ничего лучшего, чем вскочить на стол для прессы и приветствовать там зрителей, размахивая игровой майкой. Впрочем, баскетболистом он был высококлассным. К примеру, матч домашний с «Фенербахче» в Евролиге ФИБА 2004 — 2005 годов Уильямс, можно сказать, выиграл в одиночку, набрав в нем 32 очка. Еремин про него говорил, что, если бы проводился чемпионат мира по игре в баскетбол один на один, то Шамон был бы в нем победителем.


5. Крешимир Лончар. 114 матчей, 11,8 очка в среднем за игру. Хорватский центровой провел в Казани сезоны с 2008 по 2010 годов. Брали его в УНИКС, после яркой игры за «Локомотив» из Ростова, промежуточного города для «Локомотива», который из Минвод в итоге перебрался в Краснодар. В Казани он действовал более продуктивно, благодаря связке с партнером по сборной Хорватии Марко Поповичем.

Кстати, Лончар стал одним из немногих, кто, покинув Казань, не покинул России. Сейчас это один из лидеров подмосковных «Химок» — одного из сильнейших клубов страны.


ЕЩЕ ОДИН ПОПОВИЧ


4. Марко Попович. 142 матча, 13,9 очка в среднем за игру. Казанский УНИКС стал для хорватского защитника некоей прослойкой, между выступлениями в каунасском «Жальгирисе». Два года в Литве, три сезона в Казани, и снова Каунас, где Попович проводит второй подряд сезон. В выигрыше Кубка Европы есть огромная заслуга Поповича (его признали MVP финального матча), по поводу которого специалисты изначально сомневались — сможет ли он заиграть в Казани. Слишком капризным считался хорват до приезда в Казань.

3. Генри Домеркант. 58 матчей, 13,4 очка в среднем за игру. В случае с американским защитником мы можем назвать человека, который поспособствовал его приходу в УНИКС. Это сын президента УНИКСа Евгения Богачева — Богдан. Хотя Домеркант — обладатель двух паспортов — боснийского и родного американского, и до того момента, как попался на глаза Богачеву-младшему, был известен российским болельщикам, благодаря сезонам, проведенным в московском «Динамо» и питерском «Спартаке». Но в УНИКСе его игра заблистала новыми красками. В прошлом сезоне казалось, что отдельные матчи он выигрывал в одиночку.

— Домеркант был очень ярким игроком, лидером, которого любила публика, потому что он забивал много и красиво, — сказал о нем Еремин в интервью порталу «Спортивная среда». — Но вместе с тем надо подчеркнуть, что игра строилась вокруг него. Если у него шла игра, то и у команды все было хорошо, а если не идет, то сразу испытывали проблемы.

2. Мачей Лямпе. 96 матчей, 15,9 очка в среднем за игру. Про Лямпе можно говорить, что он и подданный, и гражданин в одном лице. Ведь помимо польского гражданства, у него есть еще и шведское подданство. В Казань он прибыл из чемпионата Израиля, но до того три сезона выступал в составе «Химок». Впервые запомнился казанским болельщикам, когда вел «Химки» к победе в «Финале четырех» Кубка России (был признан MVP), который прошел в 2008 году в «Баскет-холле». А потом еще с двух сторон. С хорошей, когда защищал цвета казанского клуба в сезоне 2010 — 2011 годов, и помог казанцам выиграть Кубок Европы. С плохой, когда покинул команду, погнавшись за «длинным рублем». Или длинным евро, ведь переехал Лямпе в Испанию. Видимо, к этому привело то, что, выступая в Казани, Лямпе получал часть своей зарплаты от израильского «Маккаби», контракт с которым у него на тот момент еще не закончился, но прервался по обоюдному соглашению. Играть в России еще один сезон и только за те деньги, которые ему мог предложить УНИКС, Лямпе не захотел. Несмотря на то, что в предыдущем сезоне был признан лучшим игроком российского чемпионата в 2011 году. Кстати, на драфте НБА-2003 Лямпе занял 30-е место, а первенствовал тогда Леброн Джеймс, опередивший Кармело Энтони (3-е место), Криса Боша (4-е место), Дуэйна Уэйда (5-е место). 39-м в том сезоне шел Славко Враньеш («кажется», он тоже играл за УНИКС). А 37-м оказался Трэвис Хансен («кажется» он также получил российское гражданство, как Холден и Маккарти). Одним словом, то был драфт будущих звезд и баскетболистов-«фантомов».

1. Тэррелл Лайдэй. 203 матча, 12,6 очка в среднем за игру. Неожиданно, да? Почему именно 33-летний защитник удостоился первого места в нашем списке лучших из лучших? Может, потому, что стал незаменимым в УНИКСе на протяжении последних четырех сезонов, выступая в команде с 2008 по нынешний год. Россию он «пробовал на зуб», выступая в Перми, и в Люберцах, и там почему-то не воспринимался как человек, который «пьет кровь», вот бы его к нам. Но перед началом составления рейтинга, спортивная редакция «БИЗНЕС Online», с некоторым удивлением для себя обнаружила, что Лайдей по количеству матчей, проведенных за УНИКС, уступает только Владимиру Веремеенко (203 против 205) — тоже иностранца, но из ближнего зарубежья. Не будь этого факта, место лучшего легионера УНИКСа за всю историю занял бы эстонец Мартин Мююрсепп, про которого так говорил Еремин, и мы с ним целиком и полностью согласны. Кстати, возглавлял список долгожителей УНИКСа перед началом нынешнего сезона Петр Самойленко (726 матчей), далее Руслан Авлеев (301 игра), далее Антон Юдин (243 матча), Игорь Заманский (215 игр). А Веремеенко и Лайдэй сместили пятого места Эдуарда Сообцокова (204 матча).

Джаудат Абдуллин, Айрат Нигматуллин
Оценка текста
+
1
-