erid:
На минувшей неделе совершенно незамеченной прошла одна негромкая дата. 13 ноября 1998 года Казань со скандалом покинули четверо югославов. Один постарше — тренер Драган Вишневац, и трое помоложе — его подопечные. Они стали первыми легионерами из дальнего зарубежья в составах игровых команд Казани. Для сравнения: в других коллективах Казани — «Ак Барсе» и «Рубине» — иностранцы появились на два года позже: весной 2000 года — темнокожий француз Давид Ражо в футбольном клубе, и осенью того же года — словак Йозеф Даньо и чех Патрик Мартинец в хоккейном собрате УНИКСа.
ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ
Казалось, что логично было бы и начать спортивной редакции «БИЗНЕС Online» со своего рейтинга лучших и худших, с нашей точки зрения, легионеров казанских команд с баскетбола. Но мы решили им закончить, и к этому времени определились с критериями, согласно которым «раздавали кому бесславье, а кому — бессмертье». К сожалению, российский баскетбол пока не располагает таким богатым на цифры и скупым на эмоции сайтом, как немецкий сайт о футболе, согласно которому можно было бы определять рыночную стоимость того или иного игрока, и таким точным, как швейцарские часы и банки сайтом о хоккее. Поэтому «всем сестрам по серьгам» спортивная редакция «БИЗНЕС Online» раздавала руководствуясь симпатиями-антипатиями. Когда при упоминании фамилии того или иного баскетболиста возникало сожаление о его уходе из УНИКСа, смело причисляли такового к «лучшим». Когда же говорил, слава Богу, он ушел, то эти персонажи стали «реальным наполнением» списка «худших». Вот, собственно, о последних и пойдет речь в данном материале.
КАК ПЕТР САМОЙЛЕНКО ВЫБИЛ СЕБЕ «МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ» У ПЕРВОГО ЛЕГИОНЕРА КАЗАНИ
10. Горан Младенович.
Данных о количестве матчей и набранных очков найти не удалось. Югославский разыгрывающий оказался самым слабым звеном в многочисленном по тем временам легионерском десанте УНИКСа. Если о Живко Мисираче и особенно о Младжене Джино казанские болельщики еще долго сожалели, то Младенович проиграл в конкурентной борьбе своим российским коллегам по амплуа — Евгению Березину и Петру Самойленко, тогда еще 20-летнему баскетболисту, только-только начинавшему свою карьеру в УНИКСе.
9. Вирджил Станеску. Данных о количестве матчей и набранных очков найти не удалось. Румынский центровой испытывал терпение казанских болельщиков в сезоне 2007 — 2008 годов. Изначально было понятно, что Румыния — не баскетбольная страна, и на момент появления Станеску в радиусе внимания баскетбольных болельщиков в составе сборной этой страны можно было выделить разве что Константина Попу, попробовавшего свои силы в НБА. Получилось неудачно, также как и у Станеску в Казани. В огромном, как рост Попы (220 см), списке команд, в которых поиграл Станеску (14 клубов, из них три румынских и четыре российских), именно УНИКС является самым статусным. Для попадания в него Станеску оказалось достаточно набрать более 30 очков в очной встрече команд «Спартак-Приморье» и УНИКС во Владивостоке. Объективности ради скажем, что во Владивостоке УНИКС проиграл последним из российских суперклубов того времени, и, может быть, именно этот факт заставил обратить внимание на творца той победы Станеску.
8. Кебу Омар Стюарт.
18 матчей, 8,3 очка в среднем за игру. В Саратове его ласково и любя звали Кебушка. В Казани американского тяжелого форварда, выступавшего здесь в сезоне 2002 — 2003 годов, можно было называть Кем Бу? Кто это? 203 см роста, 108 кг веса серьезно выделяли Стюарта на фоне наших субтильных форвардов Валерия Дайнеко (207, 98), Андрея Фетисова (207, 100), серба Оливера Поповича (203, 95), но использовал Стюарт свои сантиметры и килограммы намного хуже, чем в Саратове. Кстати, генеральный директор саратовского «Автодора» тех лет Владимир Родионов очень радовался самому факту продажи Стюарта в родную для Родионова Казань. Подчеркивая, что против этой продажи были и Евгений Богачев — президент УНИКСа, и Станислав Еремин — тогдашний главный тренер команды. Еремин тогда философски ответил на факт этой покупки, что «иногда минус на минус дает плюс». Плюсы в итоге нашлись только для «Автодора» и самого Стюарта, и эти плюс на плюс не стали плюсом для УНИКСа.
БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА ЛЕГИОНЕРЫ УНИКСА ВЫГЛЯДЕЛИ СЛАБЕЕ РОССИЯН
7. Дамир Мршич.
31 матч, 7,7 очка за игру. Лидер сборной Боснии и Герцеговины так и не смог стать лидером казанского УНИКСа в сезоне 2002 — 2003 годов. Здесь также вопрос в завышенных ожиданиях. К примеру, в Казани также достаточно невзрачно выступали в разное время представители югославской школы — серб Бранислав Вичентич (2001 — 2002), хорват Иво Йосипович (2004 — 2005), черногорец Славко Вранеш (2010 — 2011). Но от них как-то особо ничего и не ждали. Вичентич был третьим в списке приглашенных в тот сезон игроков из минераловодского «Локомотива» вместе с Оливером Поповичем и Майклом Макдональдом. Йосиповича взяли из Перми, где он не особо выделялся, памятуя не слишком задавшуюся карьеру в Германии и Бельгии. Вранеша тогдашний тренер Евгений Пашутин сразу назвал запасным центровым в сезоне. Мршич же в прогрессировавшем в начале века УНИКСа ожидался как манна небесная. Но почему-то легионерский подбор именно того сезона кажется наиболее переоцененным за всю историю казанского клуба. Мршич, Стюарт и Симпкинс — сразу трое фигурируют в нашем списке итоговых разочарований. К счастью, тогда у нас была отличная «химия» из российских игроков, существенную помощь которой оказывали литовец Эурелиус Жукаускас и Попович. Что и вылилось в итоге в завоеванные Кубок России, Кубок Североевропейской баскетбольной лиги и бронзу в национальном чемпионате.
6. Бостьян Нахбар.
22 матча, 3,9 очков в среднем за игру. До Нахбара, игравшего в прошлом сезоне в УНИКСе, было еще два словенских баскетболиста — Марко Тушек и Хасан Ризвич. Тоже не Бог весть что. Но Нахбар в УНИКСе был вообще нечто. Перед выступлением в казанской команде он разочаровал и разочаровался в московском «Динамо». Динамовцы были не в восторге от его выступления, хотя рассчитывали перед началом сезона 2008 — 2009 года как на одно из возможных открытий российского чемпионата. Нахбар разочаровался в развале «Динамо», которое так и не расплатилось с ним полностью. В общем, одни делали вид, что платят, другой делал вид, что работает. Тем не менее УНИКС решил, что игрок сборной Словении может усилить казанский клуб, дебютировавший в Евролиге. И что? Для сравнения вы можете посмотреть статистику Нахбара в матчах за Казань и его статистику в матчах за «остальной мир». За сборную Словении. К примеру, на чемпионате мира-2206 — 11 очков за игру. В матчах чемпионата НБА он набирал в среднем 7,1 очков за игру в регулярном чемпионате и 7,4 очков в плей-офф. В матчах итальянского чемпионата, где он в начале XXI века стал самым молодым игроком итальянской лиги, Нахбар набирал в среднем 14 очков за игру. Стал чемпионом Италии, вышел с командой в «Финал Четырех» Евролиги. Выступающий сейчас за немецкий «Бамберг» Нахбар в недавнем интервью «Советскому Спорту», утверждал, что УНИКС хотел продлить с ним контракт. Не знаю, не знаю. 3,9 очков за игру, как говаривал персонаж старого советского мультфильма, — «маловато будет».
5. Джозеф Форте.
11 матчей, 8,4 очка за игру. Защитник из США провел в УНИКСе сезон 2007 — 2008 годов. Но сделал это так невзрачно, что факт его выступления не заметила даже «Википедия» на английском языке, рассказывающая биографию бывшего игрока юниорской сборной США (до 18 лет), чемпиона Италии, полуфиналиста чемпионата НБА. Правда, в материале о клубе УНИКС в «Википедии» на английском Форте фигурирует. А вы помните такого?
КРУТОЙ МАРШРУТ КРУТОГО УОКЕРА: ТЮРЬМА-УНИКС-ТЮРЬМА
4. Самаки Уокер.
4 матча, 7 очков в среднем за игру. Зато про факт выступления в УНИКСе экс-центрового «Лос-Анджелес Лейкерс», экс-чемпиона НБА лучше вообще не вспоминать. Во-первых, потому, что Уокер выступал в Казани неудачно, появившись в середине сезона 2005 — 2006 годов. Добавим, что американские баскетболисты, появлявшиеся в Казани в середине чемпионата для усиления, как правило, не справлялись с этой задачей. Во-вторых, карьера Уокера в Казани пришлась аккурат на два факта его посещения американских тюрем. В 2000 году Самаки арестовали за превышение скорости — Уокер глубокой ночью мчался на мотоцикле со скоростью 80 миль в час. После того как полиция попыталась остановить лихача, он нажал на газ и разогнался до сотни. Органам правопорядка пришлось прибегнуть к помощи вертолета. Позже выяснилось, что баскетболист находился за рулем с просроченными правами. Зимой 2006 года он скатался в Казань. Слава Богу, не будучи за рулем. А в 2011 году полицейские изъяли из автомобиля Уокера в общей сложности около 10 г марихуаны, 8 из которых Самаки пытался съесть до задержания, и 8 бутылок жидких стероидов.
Коллеге Сергею Гаврилову «Уокер инд Казан» понравился 6 лет назад своей открытостью и готовностью отвечать на любые вопросы, о чем было написано впоследствии в интервью. Послушал бы я Самаки, если бы на пресс-конференции прозвучали вопросы об американской тюрьме. Кстати, в Казань «крутой» Уокер приехал, оставив на родине бизнес, где он был владельцем магазина.
3. Матин Кливз.
11 матчей, 5 очков в среднем за игру. А вот Кливз, приехавший в УНИКС в том же 2006 году, но уже летом, оставил на родине сразу три бизнеса. Он так спланировал их, что имел возможность контролировать дела через океан, а самому играть по другую его сторону. Выступал он в УНИКСе в сезоне 2006 — 2007 годов и действовал так, что не оставил о себе памяти даже на страницах официального сайта команды. В принципе, в УНИКСе хватало таких малозаметных легионеров, те же Айра Джо Кларк и Пол Ширли (2004 — 2005), Сэм Кленси (2005 — 2006) и Рикки Минард (2010 — 2011), но Кливз был куда известнее, чем представители этого квартета. Судите сами: Майка с номером Кливза, в которой он играл за университетскую команду Мичигана, была увековечена под сводами местного дворца спорта. Он успешно выступал в НБА в течение 6 сезонов. Наконец, Кливз в 2000 году был назван самым выдающимся игроком турнира NKAA, студенческого чемпионата США. Наряду с Ирвином Мэджиком Джонсоном, Айзейей Томасом, Джеймсом Уорти, Хакимом Оладжьювоном, Патриком Юингом и еще десятком суперзвезд НБА. Все равно что стал первым номером драфта НХЛ. Что касается Казани, то игра Кливза в УНИКСе не устроила тогдашнего главного тренера Антанаса Сирейку, и контракт с баскетболистом был расторгнут досрочно.
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ УШИБ ДОРОЖЕ ИМИДЖА КЛУБА, ТО ОН НЕ НУЖЕН»
2. Марк Джексон.
19 матча, 6,5 очков в среднем за игру. Американский форвард перед началом сезона 2008 — 2009 входил, по мнению многих российских экспертов из числа журналистов, в число баскетболистов, которые способны стать звездами стартующего чемпионата. Перед началом того сезона казанские журналисты, с подачи руководства БК «УНИКС», также радовались, мол, «приобрели звезду». Президент УНИКСа Евгений Богачев высказался в следующем духе: «Селекцией я доволен. Жаль только, что заболел центровой Джексон. Он сейчас лечится в США, и нам придется ждать его пару месяцев».
Специалисты же в лице Владимира Гомельского предупреждали. «Марк Джексон и Марко Попович на протяжении всей карьеры не держались в одном клубе больше сезона. Справится ли главный тренер Ацо Петрович с известными скандалистами?» Не в пользу Джексона говорил тот факт, что после ухода посреди сезона из греческого «Олимпиакоса» он, как писал Сергей Есенин, прослыл скандалистом и хулиганом. Джексон оправдывался: «Конфликтов у нас с тренером Панайотисом Яннакисом не было. Просто он хотел видеть на площадке в основном греческих баскетболистов. Видимо, как тренер сборной готовил их к Олимпиаде».
Возвращаясь к предупреждению Гомельского. Петрович с Поповичем справился. А с Джексоном не справился, в результате Марк находится у нас в начале списка наиболее неудачных трансферов УНИКСа. А Марко, откроем небольшой секрет, будет фигурировать в числе лучших. Возглавивший УНИКС после Петровича Вальдемарас Хомичюс даже не стал пробовать сработаться с американцем. «Марк Джексон? Не люблю игроков, которые ради дела не могут потерпеть, потренироваться с температурой. Если человек не боец, пускай лучше дома спит». В начале первого сезона в УНИКСе Джексон «проспал» до конца ноября 2008 года. Да и потом не выглядел проснувшимся до конца. Хомичюса, известного своими бойцовскими качествами, это не устроило изначально.
Воспоминания Марка Джексона
«Лично я не хотел бы видеть Марка Джексона, — сказал Хомичюс в интервью „Спортивной Среде“. — Мне не нравятся игроки его типа. Вообще, я люблю баскетболистов, которые отдаются на площадке душой и телом. Марк же большую часть времени в прошедшем сезоне сидел на скамейке запасных или вовсе не играл… Если человеку ушиб дороже имиджа клуба, то он не нужен». Кстати, почему-то тогда насчет ухода Джексона официальный сайт УНИКСа сообщил, что у него закончился контракт.
1. Дикки Любара Симпкинс.
38 матчей, 12,3 очков в среднем за игру. В начале 90-х, когда наше телевидение только начало транслировать матчи НБА (помните слоган: «НБА — это просто фантастика!»), интернет еще не был вхож в каждый дом. Поэтому ознакомиться с игроками заграничных команд можно было только по телетрансляциям и редким репортажам в газетах. Зато знали наши болельщики в составах клубов НБА только звезд, «самый сок, сливки» Национальной баскетбольной лиги. Соответственно, по другую сторону от океана были в курсе, что в составе сильнейшей команды НБА начала 90-х «Чикаго Буллс» солируют Майкл Джордан, Скотти Пиппен, Денис Родман, Тони Кукоч. Плюс там есть центровые не самого высокого уровня — Люк Лонгли из Австралии и Билл Веннингтон из Канады. О «бычьей» чемпионской карьере Симпкинса, честно говоря, было известно немного. Может, поэтому приход тяжелого форварда в Казань перед сезоном 2002 — 2003 годов был обставлен как явление баскетбольного Христа казанскому народу. Поводом к этому являлись три чемпионских перстня Симпкинса. Со временем выяснилось, что «Дикки оказался не таким уж диким», как с долей юмора и сожаления высказался Богачев. В этом плане болельщики «Ак Барса» могут вспомнить, что это не первый случай, когда титулы у человека высокие, а уровень его мастерства им не совсем соответствует. Был ведь в том же «Ак Барсе» голкипер, который дважды становился обладателем Кубка Гагарина, ни разу не выйдя на площадку за два сезона. Вот и Симпкинс из этого числа. Казань тех лет, считавшая американских баскетболистов чем-то вроде инопланетян (а Глен Уисби, Энтони Боннер и Майкл Макдональд, в принципе, не разочаровывали местных болельщиков), ожидала от Любары больше, чем он был способен ей дать априори. После УНИКСа трехкратный чемпион НБА отправился разочаровывать болельщиков Литвы, Пуэрто Рико, Испании, Филиппин, Ливана и Германии.
Дикки Симпкинс