erid:
Казанский «Рубин» занял 222-е место в рейтинге самых дорогих спортивных клубов мира. В престижный рейтинг вошли бренды абсолютно всех видов спорта, футбольных клубов из России в нем всего три — питерский «Зенит» на 132-м месте, московский «Спартак» на 198-м. Консалтинговая компания Brand Finance plc оценила бренд казанского клуба в $ 17 млн. В объективности рейтинга вместе с экспертами попытался разобраться корреспондент «БИЗНЕС Online».
ДО «БАРСЫ» ПОКА ДАЛЕКО
Исследование ценности спортивных брендов опубликовала на днях авторитетная британская консалтинговая компания Brand Finance plc. В список 250 самых дорогих команд мира вошли всего три российских клуба, и все футбольные. Бренд питерского «Зенита» стоимостью $ 56 млн. занимает 132-е место, московский «Спартак» — на 198-м месте со стоимостью в $ 30 млн. Казанский «Рубин» находится на 222-м месте: его бренд оценен $ 17 млн. Любопытно, что в этом рейтинге не оказалось, например, московского ЦСКА…
Первую позицию рейтинга занял английский клуб «Манчестер Юнайтед», бренд которого оценен в $ 853 млн. На втором месте — немецкая «Бавария», стоимость которой составляет $ 786 млн., на третьем — испанский «Реал», оцененный ровно в $ 600 млн. Испанская «Барселона» расположилась на четвертой позиции с брендом стоимостью в $ 580 миллионов. Соперник «Рубина» по Лиге Европы миланский «Интер» занимает 36-ю позицию рейтинга ($ 215 млн.).
Дальше в первой десятке следуют исключительно клубы «американских» видов спорта — американского футбола и бейсбола. Лидеры среди клубов НБА Los Angeles Lakers ($ 205 млн.) и New York Knicks ($ 178 млн.) занимают соответственно 40-ю и 50-ю позиции. Самые дорогие бренды НХЛ — канадские. Оно и понятно — в Канаде хоккей почти религия, и атрибутика продается намного лучше, чем в США. Бренды Montreal Canadiens и Toronto Maple Leafs оцениваются в $ 108 млн. и $ 105 млн. соответственно и расположены в девятом десятке рейтинга.
«РУБИН» ТЕРЯЕТ ЗРИТЕЛЕЙ ИЗ-ЗА РЕЗУЛЬТАТОВ? БЕРДЫЕВ НЕ ПРАВ"
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к экспертам, которые усомнились в объективности рейтинга.
Тимур Феоктистов — директор по развитию компании SportPROFY — разработчика брендбука ФК «Рубин»:
— Этот рейтинг очень сомнительный, по крайне мере в части нахождения в нем «Рубина». Поясню. Стоимость бренда складывается из трех составляющих: совокупного бюджета клуба, спортивных результатов, совокупного количества болельщиков и доходной части от них. Если с первым пунктом у «Рубина» все отлично, со вторым более или менее, то третьего почти нет. Грубо говоря, настоящей коммерции в «Рубине» нет. Наша компания имеет опыт сотрудничества с «Рубином», мы разрабатывали брендбук (концепция развития бренда — авт.) атрибутики к 50-летию клуба в 2008 году, и с тех пор он не менялся в клубе. Мы неоднократно предлагали различные проекты по развитию бренда, в том числе открытие фирменного магазина в 2006 году. Тогда такой магазин был бы первым в России — подобных магазинов не было ни у «Зенита», ни у Спартака".
По мнению главного тренер казанцев Курбана Бердыева, «Рубин» теряет болельщиков из-за отрицательных результатов. Я на 100 процентов могу утверждать, что от результата количество зрителей на трибуне не зависит. Спортивные результаты это все пена. Сегодня команда побеждает, завтра проигрывает, и задача маркетологов сохранить болельщиков. Проблема не в результатах, и руководство клуба ее не видит или делает вид, что не видит. К сожалению, «Рубин» повернут к болельщикам спиной, не воспринимает болельщиков, как заказчиков шоу. Для болельщика клуб — это большая часть жизни, они гораздо сильнее переживают взлеты и падения. Чтобы люди потянулись к клубу, нужна правильная информационная политика, нужно людям объяснять, что происходит. А если железный занавес, наступает разочарование. На данный момент «Рубин» существует и играет для чиновников, для спонсоров, но стоимость брендов намного выше у тех клубов, которые играют для болельщиков.
«АК БАРС» В ОТЛИЧИЕ ОТ «РУБИНА» ГОРАЗДО БЛИЖЕ К БОЛЕЛЬЩИКАМ"
— Скоро «Рубин» будет играть на новом стадионе. Я бы с удовольствием услышал от Курбана Бердыева, от нового директора Андрея Громова и отдела маркетинга, как они планируют заполнять 45-тысячный стадион. Хотя при правильно поставленной задаче можно заполнять этот стадион, даже играя в Первой лиге. Разговоры о том, что у нас болельщик не такой, как в Европе, уже не актуальны. Посмотрите, кроме Сергея Семака и с натяжкой Рыжикова, ни один футболист не был использован в рекламных роликах. Хотя у нас много известных игроков, в том числе привлекательных для женской половины. Потенциал для роста есть, но для начала нужно поставить задачу. У «Рубина» на данный момент нет задачи на развитие бренда, нет стратегии в голове, нет специалистов.
В Америке спортивный маркетинг уже давно обособился в отдельный вид бизнеса, еще с 60-х годов прошлого века. У нас пока только зачатки. Он у нас не востребован, потому что клубы — это игрушки. «Ак Барс» в отличие от «Рубина» гораздо ближе к болельщикам. Мы тоже имеем опыт сотрудничества с ними и знаем, чего он хотят. Во-первых, у «Ак Барса» более качественно построена система продаж. Вся стратегия рассчитана четко на извлечение прибыли, это настоящий спортивный бизнес. Во-вторых, деятельность маркетинговых отделов заточена на то, чтобы расширить зону влияния клуба, географию болельщиков. Руководством клуба все эти проекты поддерживаются. В футболе примером может служить ЦСКА — там люди умеют зарабатывать, умеют экономить, где нужно, договориться с «Аэрофлотом» или найти зарубежного партнера. А вот «Зенит» я бы не стал сильно хвалить. Это «дочка» «Газпрома», которая находится в тепличных условиях — большой город, большое финансовое плечо.
«ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА ОДНОГО РУБИНА, ЭТО НАША ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА»
Денис Корчагин — руководитель экипировочного центра KOR-Sport:
— Я не слишком доверяю рейтингам. Это всего лишь какие-то показатели воздушного успеха, которого, возможно, и нет. Немало примеров в макроэкономике, когда происходит раздувание стоимости бренда, а потом инвесторы хватаются за голову и кричат: «Что мы наделали». Не исключаю, что сделан этот рейтинг, дабы в очередной раз привлечь внимание. Мы знаем, как это все происходит, как у нас монету находят и так далее. В последнее время все чаще подобных вещей происходит, в том числе политических, поэтому любую информацию нужно фильтровать. В мировой экономике затишье, но мы в Татарстане живем, как в эйфории — деньги закачали под Универсиаду, а экономика самостоятельно не развивается.
В «Рубине», безусловно, какая-то работа по развитию бренда ведется. Но расти есть куда. Для меня пример и некий идеал — это «Барселона», стадион «Камп Ноу», клубный музей, фирменный магазин. Мы даже мечтать об этом не можем. Хотя Испания — не самое развитое государство в Европе, проблем у них сейчас хватает. При этом футбол для них остается культурой — все продумано, для людей сделано. Это не проблема одного «Рубина», это наша общая проблема. Что нужно? Нужно постепенно отказываться от копирования западных стандартов, придумать свою национальную фишку.
Руслан Феоктистов — директор компании SportPROFY:
— Мое мнение — бренд «Рубина» переоценен. Бренд делается для потребителя. А у него атрибутика на низшем уровне. С чем первым делом ассоциируется «Рубин» у болельщиков? Со стадионом. Когда ты приходишь туда, чувствуешь, что тебе неудобно и некомфортно. Что касается остальной инфраструктуры — тренировочные поля, база, то все здорово, но стадион — это слабое место.
Z=Z=Z
Футбольные бренды в ТОП-250 спортивных брендов в 2012 году по версии BrandFinanceplc
№
Клуб
Страна
Вид спорта
Стоимость бренда, $ млн.
1
Манчестер Юнайтед
Великобритания
Футбол
853
2
Бавария
Германия
Футбол
786
3
Реал
Испания
Футбол
600
4
Барселона
Испания
Футбол
580
5
Даллас Ковбойс
США
Американский футбол
510
6
Нью-Инглэнд Пэтриотс
США
Американский футбол
500
7
Нью-Йорк Джайантс
США
Американский футбол
471
8
Грин Бэй Пэкерс
США
Американский футбол
460
9
Питтсбург Стилерс
США
Американский футбол
410
10
Нью-Йорк Янкис
США
Бейсбол
398
11
Челси
Великобритания
Футбол
398
12
Арсенал
Великобритания
Футбол
388
13
Ливерпуль
Великобритания
Футбол
367
36
Интернационале
Италия
Футбол
215
40
Лос-Анджелес Лэйкерс
США
Баскетбол
205
81
Монреаль Канадиенс
Канада
Хоккей
108
132
Зенит
Россия
Футбол
56
198
Спартак М
Россия
Футбол
30
222
Рубин
Россия
Футбол
17
В оценке стоимости брендов компания Brand Finance учитывает стоимость будущей прибыли от использования торговой марки, а также сумму затрат на воссоздание торговой марки.