erid:
Очень непростой человек Владимир Алекно, главный тренер мужской сборной России по волейболу и казанского «Зенита». Не будь у него проверенных годами отношений с корреспондентом «БИЗНЕС Online», так и не состоялось бы это откровенное интервью одного из главных героев Олимпиады в Лондоне. В нем Алекно рассказал, почему так не любит глупых журналистов, что он думает о неформальном общении с подопечными и кому в его команде меньше всего досталось славы…
ОТКУДА ТОЛЬКО ТЕЛЕФОН УЗНАЮТ!
— Можете сказать сейчас, что не зря жизнь прожили?
— Жизнь победой на Олимпиаде не заканчивается. Не только Лондоном меряется, но со спортивной точки зрения — да!
— Откуда было больше поздравлений, из родной Белоруссии, России или Франции, где вы впервые познали вкус чемпионства с «Туром»?
— Да отовсюду! Даже с Дальнего Востока, с Камчатки, Сахалина. Диву даюсь, откуда только телефон узнают! Но первыми все же поздравили родные и близкие. И брат, и мама, они живут в Белоруссии… Впрочем, я не вел учета звонков, кто первый, кто последний — все были одинаково сильно рады.
— Зато я знаю, кто первым позвонил — президент России Владимир Путин. Угадал?
— Угадали. Много слишком об этом написали. Сам удивился чудным публикациям… Просто поздравил президент, ничего особенного не говорил.
— Правда, что Путин отметил неформальные обороты речи в вашем общении с игроками? Я еще в 1994 году на Играх доброй воли в Санкт-Петербурге стоя у лавки женской сборной России по волейболу наслушался прямой речи тогдашнего наставника сборной и «Уралочки» Николая Карполя. Думаю, что нормальная ситуация для наших людей. Главное, чтобы слова до людей доходили…
— Я даже обсуждать эту тему не хочу. О чем именно мы говорили с Путиным, можете спросить у президента страны. Главное, чтобы мои слова доходили до моих подопечных…
— А по ходу турнира общались по телефону, интернету с родными-близкими?
— Конечно. Перед каждой игрой разговаривал. А уж во время и после плей-офф телефон просто раскалился, столько было поздравлений… Каждый гнал меня вперед. Помогло!
— Когда до вашего сознания дошло, что наша сборная чемпион Олимпийских игр, впервые с московской Олимпиады 1980 года!
— Сначала были лишь эмоции, осознание сделанного пришло позднее. Масса звонков, поздравлений, натиск журналистов не давали покоя. Не все это есть хорошо. Тем не менее, мне четко дали понять, какое именно событие произошло.
— Игроки по традиции бросились качать главного тренера, но хорошо было видно, что взлетали вы невысоко, и сама традиционная церемония длилась немного, руки ребят не выдержали ваш богатырский вес?
— Да, я не худой, но ребята прекрасно знали, что перед Играми я перенес операцию на спине, поэтому уважили, не стали под потолок кидать. Я их заранее просил. Сил бы у них хватило…
НЕПРИЯТНО ОБЩАТЬСЯ С ГЛУПЦАМИ
— Про прессу. Будь ваша воля, отказались бы от общения с нашим братом?
— Да. Особенно после Лондона. Звонят мне масса журналистов, большинству из них все равно, какой вопрос задавать. И неважно, что я чувствую, где нахожусь, в каком состоянии. Говорят, это наша работа. Работайте, ради Бога! Какое я то отношение имею к вашей работе?! И потом, это еще не самое страшное. Я понимаю, что это часть моей работы. Хуже всего предматчевое общение с журналистами.
Меня просто вынуждают предсказать результат. Это самое легкое. Ждут от меня какие-то обещания, еще что-то, убедить в непременной победе конкретного журналиста, всю страну, что будет именно так. Говорить-то легко. Но как вы не можете понять, что серьезный человек — не шарлатан не может предсказать будущее, нет среди нас Нострадамуса. Как можно что-то обещать? Если кто-то это делает — он шарлатан, какая бы сильная команда у него не была. Поэтому у журналистов всегда выигрышная ситуация, вот, он сказал, а на самом деле… Поэтому я, порой, не люблю общаться с прессой. Будь моя воля, перед важными соревнованиями отказался бы от любых контактов с вашим братом. Есть ведь откровенно глупые вопросы, просто поражаюсь, как можно такое говорить? Что мне счастья не хватает, радости, надо что-то придумывать?
Ну, спросил у меня ваш бразильский коллега после полуфинала, с какой командой нам лучше играть в финале? Ответил на эмоциях — с Пуэрто-Рико, которого не было на Олимпиаде. В полуфинале Бразилия играла с Италией, победила, вышла на нас в финале. Скажу я — Италия, что бы подумали бразильцы? Это же провокационный вопрос! Поэтому так и ответил, тупее вопроса перед финалом нельзя придумать. Кого вы предпочитаете… Предпочитаю, чтобы мне подарили победу! Именно поэтому не люблю общаться с журналистами. Слишком много среди них неподготовленных людей, задающих откровенно тупые вопросы. Лучше промолчать.
— Что в Лондоне помимо мужского волейбола посмотрели?
— Ничего. Каждый день готовились к следующей игре, времени не было. Мало кто из нашей команды вырвался на другие соревнования — например, наш доктор сходил на мужской баскетбол. Конечно, кроме нашего турнира мне был интересен женский волейбол, особенно с четвертьфинала. Но далеко было ехать туда, час 15 минут — час 20. Хотя благодаря выделенной линии для олимпийского транспорта, пробок в Лондоне практически не было. Движение было достаточно дисциплинированное, благо до зала ехать нужно было часа два — четыре часа с лишним только на дорогу!
— А как вам житье-бытье в олимпийской деревне?
— Классическая деревня. В комнате кровать, тумбочка, шкаф, все. Общий душ и туалет на восемь человек: четыре комнаты по два человека. Питание? Да нормально все было, разве что одно и то же подавали, никакого разнообразия. Ладно, если так кормят два-три дня, но когда ситуация не меняется в течение трех недель… Словом, обычное олимпийское питание, разные кухни. Нормально, всем хватало. Как в Китае…
— Довелось слышать разные мнения об организации лондонской Олимпиады, а вам как показалось?
— В Пекине лучше работали волонтеры. Гораздо внимательнее, в Лондоне же было немножко иначе. Очень большое внимание уделялось безопасности. Помимо обычной службы безопасности, кругом были военные, каждый автобус сверху донизу проверяли с зеркалами. На выезде и въезде. Без аккредитации вообще шага нельзя было сделать! Чтобы попасть в олимпийскую деревню, нужно было пройти три этапа проверки! Только войдя в деревню, начинал чувствовать олимпийскую атмосферу, но все что вне деревни, это касалось, прежде всего, безопасности. Вертолеты над головой, дирижабли летали под окнами каждые 15 минут! Причем, сверху нашу деревню тщательно снимали! Все это нужно было организовать. Англичане провели огромную работу. А в итоге никаких эксцессов, значит, все было нормально.
СБОРНАЯ ИГРАЛА БЕЗ ЗАРПЛАТЫ
— Сейчас много пишут о премиях олимпийцам, кто-где-сколько чего получил. Помнится, вернувшись в сборную России, вы заявили, что готовы отказаться от зарплаты в национальной команде. А как дело было на Олимпиаде?
— Так и было, в сборной ни я, ни игроки зарплаты не получают, только премии. Никто от премий не отказывался, мы ее и получили за победу в Лондоне. Выиграли — получили. Это же стимул. Но автомобиль «Ауди» в нашей сборной получили только игроки, не тренеры. Я не сильно расстроился по этому поводу…
— Ожидали, что вас так тепло встретят на родине, ведь много было недовольных, якобы, неудачным выступлением россиян в Лондоне?
— Сегодня в спорте разбираются все! В отличие от работы портного или асфальтоукладчика! Не видел я советчиков, скажем, в металлургии. А в спорте, пожалуйста. Неважно, футбол это или волейбол, да в любом виде спорта все — доки! Что про нас пишут, мне все равно. Если обращать внимание на каждое мнение, то сразу можно заканчивать с работой. Но то, как много людей интересуются волейболом, не может не радовать. Это здорово, да, у каждого свое мнение, и когда таких мнений миллионы, это же хорошо! Думаю, и без нашей победы таких любителей меньше бы не было.
— К слову, о тренерах. Первые золотые медали для России в Лондоне завоевали дзюдоисты, и все они дружно и восторженно говорили об их великолепном наставнике — итальянце Энцо Гамба. Для вас принципиально, кто руководит командой — россиянин или иностранец?
— Если иностранец может подобрать ключи к нашим российским ребятам, то почему нет? Значит, итальянец Гамба хорошо знает свое дело, если его подопечные так уважительно отзываются о нем, а золотые медали еще больше говорят о его квалификации. Это актуально. Или Дэвид Блатт — израильский гражданин, наставник нашей мужской баскетбольной команды, которая при нем выиграла, и чемпионат Европы и впервые россияне завоевали «бронзу». Сделал команду. С иностранцами вообще все просто — либо они приезжают к нам что-то доказать, как те же Гамба и Блатт, либо на заработки. Это явно. Видели мы в нашей волейбольной сборной итальянца Даниэле Баньоли, серба Зорана Гайича…
ИГРОЧИЩЕ ТЕТЮХИН
— Сразу после победы в Лондоне казанский «Зенит» стали называть базовым клубом сборной, что вы по этому поводу думаете?
— Сложно сказать, базовый — не базовый. В большей степени честь сборной в Лондоне защищали игроки двух клубов, «Зенита» и «Локомотива-Белогорье». Это не принципиально. Главным было сделать из этих игроков команду, что мы в итоге сделали. Достойные игроки есть не только в Казани и Белгороде… В Одинцово, Нижнем Новгороде, вопрос в принципе не стоял, из какой команды. Другое дело, что работать в сборной с теми, кого хорошо знаешь по ежедневной работе в клубе, гораздо проще — они знают мои требования, я знаю их возможности. Если бы стоял выбор между двумя одинаковыми игроками, то я бы, разумеется, выбрал того, кого лучше знаю, кто рядом, кого я тренирую. Не думаю, что забыл кого-нибудь или обошел. Все лучшие были в Лондоне.
— Помимо игроков «Зенита» приятно было видеть в Лондоне и массажиста «Зенита» Рамиса Шариязданова, он продолжил славный путь своих коллег из УНИКСа (Марат Юнусов — чемпион Европы 2007 года) и «Ак Барса» (Рамиль Салахиев — чемпион мира 2012), это тоже ваш проверенный кадр?
— Эти люди заслуживают гораздо большего внимания, про них, в отличие от игроков и тренеров редко вспоминают. Их работа в глаза не бросается. Конечно, Дмитрий Мусэрский и Сергей Тетюхин заслужили огромное внимание своей блестящей игрой, благодаря им мы и победили. Но заслуга Сергея Алексеева — нашего физиотерапевта — не менее велика. Сколько он народа восстановил после травм до Олимпиады, в самом Лондоне, сколько было у нас ломаных-переломанных. Столь же плодотворно отработал и наш массажист Рамис. Как и его коллега Павел Кривцов. Мы спали, а массажисты до двух часов ночи занимались своим делом, летали как пчелки. Игроки носили по одной, своей сумке, массажисты — по три-четыре! Столы массажные вдобавок таскали, по спартански жили, так и разъехались по домам. Эти люди достойны большего внимания, чем кто-либо.
— Можно назвать Лондон лебединой песней 36-летнего Тетюхина, впервые ставшего олимпиоником на своих пятых Играх, как же ярко и полезно сыграл ветеран, любимец казанской и белгородской публики на этих играх…
— Сергей давно и не раз всем доказал, что он игрок с большой буквы. Если бы я не ожидал от него такой игры, наверное, не взял бы в команду. Тетюхин сам себе хотел доказать, что он большой игрок. Что он и сделал так здорово в Лондоне, уйдя из сборной так красиво. Не игрок — Игрочище!
— В сезоне 2010−2011 перед каждым матчем плей-офф чемпионата России я вам звонил, «Зенит» выигрывал, вы предупреждали — не дай Бог в следующий раз не позвонишь. В следующем сезоне я не звонил, «Зенит» снова стал чемпионом. В Лондон, кстати, не звонил, и победили. А вы верите в приметы?
— Верю! Правильно делал, что не звонил. От добра добра не ищут. Но про все приметы говорить не буду, чтобы не сглазить. Главное, что они сработали!
— Успели отметить в Лондоне победу по-нашему?
— Да, всю команду пригласили в «Русский дом», глава «Боско» Михаил Куснирович пригласил. Хорошо посидели, по-нашему… Отметили всей командой.
— Отдохнуть успеете?
— Все, уже при исполнении, вернулся в «Зенит»…
Р.S. Про успех нашей сборной в Лондоне написано много, но «БИЗНЕС Online» решила привести слова лишь одного человека — бывшего капитана «Зенита-Казань» и сборной США Ллоя Болла. Он хорошо знает предмет…
Еще накануне финала Ллой уверенно вывел в победители олимпиады сборную России, а после игры с Бразилией так прокомментировал увиденное: — Россия показала себя глубокой командой с прекрасными игроками на всех позициях и подтвердила, что Алекно и команда сделают всё, чтобы выиграть. Даже поставив блокера с ростом 218 см в диагональ (Мусэрский), а лучшего диагонального в мире (Михайлов) — в доигровку. Алекно показал то, что я уже знал: он один из лучших тренеров в мире.
Мы тоже это давно знали. Ура Алекно, ура всей его команде! Они настоящие герои, заставившие радостно орать и плясать от восторга всю страну…