erid:
Сегодня начался годовой обратный отсчет до «наше все», чем в последнее время стала для республики Универсиада-2013. Сочувствующие радуются: уже скоро. Многие казанцы — обнадежены: наконец-то, закончится «весь этот бардак». Скептики — потирают руки: недоделанного вагон и маленькая тележка. Словом, в нетерпении все. «БИЗНЕС Online» провел ревизию того, над чем сейчас трудятся власти всех уровней и что станет индикатором успешности будущего мега-события.
1. «САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС»
Считается, что состояние авиакомпании «Татарстан» (АКТ) стало одной из главных причин отказа Казани в проведении Универсиады-2011. Когда выбирали столицу студенческих игр-2013, Рустам Минниханов, тогда еще премьер-министр РТ, сказал: «Мы заявились на Универсиаду. И самый главный вопрос относительно Казани был как раз об авиации. Мы должны решить задачу создания авиакомпании европейского уровня».
Решение задачи почему-то поручили болгарским инвесторам из холдинга «Химимпорт». В итоге за три года АКТ сменила трех директоров: место ушедшего Магомеда Закаржаева последовательно занимали Газинур Хайруллин, Валерий Портнов, Руслан Шакиров, пока 22 декабря 2011 года компанию не возглавил Аксан Гиниятуллин, до этого трудившийся заместителем генерального директора авиакомпании «Ак Барс Аэро». Болгарам, сути работы в авиакомпании так никто и не понял (между тем, «Росавиация» уже грозила приостановить деятельность АКТ — из-за огромных долгов), была дана отставка — и объявлено об интеграции АКТ с «Ак Барс Аэро», которая стала локомотивом в создании в РТ объединенного авиаперевозчика. Процесс интеграции обещают завершить до конца 2012 года, а пока даже непонятно, как будет называться объединенная авиакомпания. Известно, что к 2013 году в ее парке будет 15 (сегодня — 10) самолетов Bombardier CRJ200 и 7 среднемагистральных Airbus-319 (сейчас — 2; каждый такой лайнер стоит примерно $ 37 млн.). Сегодня перед татарстанскими авиаторами поставлена задача — стать российской региональной авиакомпанией № 1. Что касается Универсиады, то, как надеется руководство АКТ, ей удастся стать своего рода локомотивом универсиадских перевозок.
А насколько решена задача создания авиакомпании европейского уровня, говорить, прежде всего, пассажирам.
2. …И САМЫЙ ЛУЧШИЙ В РОССИИ ДЬЮТИ ФРИ
Международный аэропорт «Казань» (МАК) — еще один универсиадский камень преткновения. Как не раз говорили чиновники АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013», в FISU (международная федерация студенческого спорта) постоянно задают вопрос: «Как у вас там с аэропортом?» Ответить на этот вопрос за год до Универсиады все еще сложно.
Реконструкция МАК — еще один затянувшийся республиканский проект. О нем говорили с конца 90-х, но до дела дошло только в июне 2010-го, когда был подписан договор на строительство нового терминала — 1А с пропускной способностью в 1,2 млн. чел. в год. Изначально говорилось, что терминал введут в строй в октябре 2011-го, затем речь шла о марте 2012-го, но теперь «день Х» — август 2012 года. Не раз сообщалось, что срыв сроков связан с изменениями в проекте — добавили четыре телетрапа, то есть изначально терминал планировался вовсе без этого обязательного атрибута современного аэропорта. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МАК, 1А сегодня готов на 85%. Кстати, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, здесь планируется сделать «самый лучший в России дьюти фри». Заявленная стоимость строительства терминала 1А — $ 35 млн.
До 1 июня 2013 года должна быть завершена реконструкция существующего терминала (пропускная способность — 1 млн.), среди прочего, он будет приведен в один стиль с 1А. Работы начаты 30 июня, то есть шесть дней назад. Стоимость реконструкции — $ 10 млн. По данным пресс-службы МАК, на сегодня болгарские инвесторы вложили в реконструкцию аэропорта и строительство терминала 1А $ 57 330 000.
Параллельно на федеральные деньги строятся новая взлетная полоса (нынешняя превратится в магистральную рулежную дорожку) и перрон. «К концу 2012 года мы получим современный хаб, который будет обслуживать не только наших пассажиров, но, думаю, сможет завоевать небо и соседних регионов», — считает Сафин.
Цифры, как будто, подтверждают эти слова: в 2011 году прибыль МАК выросла в 10 раз по сравнению с 2010-м, пассажиропоток составил 1,2 млн. чел. (рост — 28%), за первый квартал 2012 года пассажиропоток вырос на 44,2%, этот год МАК намерен закончить с потоком в 1 млн. 300 тыс. пассажиров. Но о прогрессе в делах МАК опять-таки судить, прежде всего, пассажирам.
3. ТО ЛИ СТАДИОН, ТО ЛИ ШОУ-ПЛОЩАДКА
Футбольный стадион на 45 тыс. зрителей — самый крупный и капиталоемкий (8,9 млрд. рублей) из трех несданных новых спортивных объектов Универсиады. Заложена арена 5 мая 2010 года, а должна быть сдана в декабре 2012-го.
Правда, как выясняется, футбольным стадион называть пока будет сложно. В конце мая стало известно, что в рамках Универсиады он станет лишь площадкой для открытия и закрытия спортивных торжеств, хотя, напомним, изначально позиционировался, как место проведения футбольного турнира игр-2013. В руководстве ФК «Рубин» (главной ареной которого и станет стадион) тоже надеялись, что подготовку к сезону-2013 команда начнет именно на универсиадской арене… Объяснения дирекции Универсиады несколько озадачивают. Версия спортивных чиновников звучит так: «Есть требования FISU, которые предполагают, что для проведения церемоний открытия-закрытия у стадиона должна быть определенная вместимость. Поскольку в Казани нет других таких больших стадионов, было принято решение обе церемонии проводить именно на 45-тысячнике. Огромное количество конструкций и декораций просто не успеют демонтировать, если будут проводить футбольные турниры. Кроме того, на стадионе также будут проводиться репетиции».
4. ВОДНЫЙ ДВОРЕЦ И СУЕТА ВОКРУГ АВАНСА
В том же декабре 2012 года должен быть сдан и другой фундаментальный универсиадский объект — дворец водных видов спорта (начало строительства — ноябрь 2009-го, стоимость — 2,9 млрд. рублей), хотя изначально срок был — конец 2011 года, затем — август 2012-го. Причины переноса? Во-первых, появилась необходимость в корректировке проекта — под требования выигранного Казанью «водного» чемпионата мира-2015. В частности, глубина центральной чаши должна быть увеличена с 2,2 до 3 метров.
Не обошлось и без скандала. Как рассказал «БИЗНЕС Online» в конце мая первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Фарид Ханифов, «работа сдерживалась из-за того, что не были смонтированы все деревянные конструкции» (уточним, что у дворца — уникальные арочно-дуговые перекрытия из специально обработанного упрочнённого дерева). Причина задержки — строительный конфликт. Генподрядчик многих ключевых объектов Универсиады-2013 — ПСО «Казань» — обвинил своего партнера по строительству Дворца водных видов спорта — московскую компанию «Алькос-Проект» — в неисполнении контракта и потребовал вернуть 100 млн. рублей аванса. Москвичи утверждают, что сами отказались работать без оплаты, а аванс ими отработан полностью.
Гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин рассказалгазете «БИЗНЕС Оnline», что договор с «Алькос-Проектом» на сумму в 100,4 млн. рублей подразумевал как подготовку самого проекта, так и последующее изготовление деревянных конструкций и их монтаж на объекте, однако ПСО столкнулась с недобросовестностью подрядчика.
Отметим, что в качестве благоустройства вместе с футбольным стадионом должны быть сданы объекты, в Казани традиционно относящиеся к категории «отверженных» — набережная (от отеля «Ривьера» до Советской дамбы), парк (30 га), открытые спортивные площадки.
5. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ «КАЗАНИ» В «КАЗАНЬ»
12 декабря 2012 года должно быть открыто железнодорожное сообщение между вокзалом «Казань» и международным аэропортом «Казань». Стоимость проекта — 12,89 млрд. рублей, инвестируемых ОАО «РЖД». Сегодня ведется строительство путей, систем автоматизации и посадочных платформ. По ветке будет ходить и обычная электричка, с остановками на платформах (предусматриваются остановки Вахитово, Комбинат, Юбилейная, Березовая роща, Столбище), которые построят в рамках все того же аэропортового проекта. Кроме того, будет проведена комплексная реконструкция железнодорожного узла станции «Казань». Обещано, что проезд в казанском аэроэкспрессе будет примерно на 150 рублей дешевле, чем в московском, — 200 рублей. Время в пути — 25 минут.
Это один из немногих универсиадских объектов, к которому не имеют отношения татарстанские проектировщики и строители. Генеральный проектировщик — институт «Нижегороджелдорпроект», заказчик-застройщик — дирекция по капитальному ремонту и строительству" ОАО «РЖД», генеральный подрядчик — ОАО «Росжелдорстрой», субгенподрядчик — ООО «Трансюжстрой».
Но к проекту, естественно, имеется и казанская «примочка». В марте этого года мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что фасады зданий вдоль дороги должны быть оформлены в едином стиле. Любопытно, что на этом пути расположено примерно 50 предприятий. «У нас к ним будут очень жесткие требования в отношении эстетики, — сказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. — Прежде всего, будем требовать обновить цветовое решение фасадов. Если здание в хорошем состоянии, собственнику можно будет ограничиться покраской или облицовкой фасада. Однако некоторым, возможно, потребуется серьезный ремонт». И еще об эстетике. Ожидается, что к лету 2013 года будут приведены в порядок 204 жилых дома на 41 улице Казани и еще 49 домов вдоль строящихся автодорог и пешеходных маршрутов, наиболее задействованных в период Универсиады.
6. СПИСОК МИННИХАНОВА
А теперь — о других фасадах. Известно, что по инициативе Минниханова определен перечень из примерно 150−200 объектов (два года назад их было, кстати, всего 61) культурного наследия (памятники федерального, республиканского и муниципального значения), которые должны быть реконструированы и отреставрированы к Универсиаде — так называемый «президентский список».
В перечне такие основополагающие объекты, как гостиница «Казань» (Баумана, 9), номера «Волга» (Горького, 3, 5). Снесенные в посленовогодние праздники 2010-го номера Банарцева (Дзержинского, 13, 15, 17) и дом Потехина (Чернышевского, 10/6) и вовсе обещают восстановить «один в один».
Осуществим ли этот грандиозный план? Почти все из этих шести десятков объектов — закреплены за частными собственниками. Как сообщила в мае заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, порядка 80% зданий, переданных частным инвесторам, сегодня нуждаются не просто в сохранении, а в выведении их «из остро аварийного состояния». По ее словам, не все собственники соблюдают обязательные условия по разработке проектной документации и собственно производству работ по сохранению зданий. И это на фоне того, что для упрощения процедуры согласования был существенно сокращен перечень документов, которые собственники должны предоставить в минкульт.
По всей видимости, большинство из этих объектов к Универсиаде станут только подхорошенными фасадами, как та же гостиница «Казань» или объекты (всего — 18), принадлежащие «АС-менеджмент» — на них к Универсиаде будет завершен только первый этап реставрации: фасады, фундамент, кровля, замена окон, благоустройство прилегающей территории и архитектурная подсветка зданий.
7. 11 ТРАНСПОРТНЫХ УДАРОВ
Наверное, ни одни предуниверсиадский вопрос так напрямую не волнует казанцев, как строительство транспортных развязок. Нарекания вызывает все: пробки из-за перекрытых улиц, сдвиг сроков дачи, качество строительства, грязь вокруг строек.
В рамках подготовки к играм возводится 11 таких сооружений. По пяти открыто рабочее движение, это развязки на следующих пересечениях: Амирхана — Ямашева; Декабристов — Ленская; Чистопольская — Амирхана; Ямашева — Гаврилова; Победы — Сахарова.
Четыре «узла» (Эсперанто — Тихомирова; Большое казанское кольцо — Фермское шоссе; площадь Танковое кольцо; Победы — Зорге) должны быть сданы до конца 2012 года. Тогда же, по плану, должны были отчитаться и о завершении развязки на пересечении Аметьевской магистрали и ул. Даурская, а также в районе Ленинской дамбы, но они будут сданы лишь весной 2013 года.
В основном, развязки обходятся в 1,5 — 2,5 млрд. рублей, но и здесь есть рекордсмены. Так, объект в районе Ленинской дамбы стоит более 3 млрд., а на «перекрестке» Победы — Зорге — 2,8 млрд.
В целом, отметим, точку зрения руководства Казани: за три года активного предуниверсиадского строительства городские дороги прошли пятнадцатилетний цикл развития. Есть надежда, что введение в строй 11 развязок, ни много, ни мало, но изменит облик Казани. Кстати, как стало известно «БИЗНЕС Online», к маю следующего года в столице РТ вновь будет пересмотрена схема движения общественного транспорта. Обещают, что маршрутов не убавится, но они станут короче и будут лучше привязаны к деловым центрам.
8. ДЕШЕВЛЕ МРАМОР — БОЛЬШЕ ВАГОНОВ
До Универсиады должны быть сданы три станции Казанского метрополитена с рабочими названиями «Авиастроительная» (октябрь 2012 года), «Московская» (декабрь 2012-го), «Декабристов» (февраль 2013 года).
По первоначальным расчетам на это необходимо 28 млрд. рублей. Но таких денег нет, и сегодня перед метростроевцами поставлена задача сократить расходы. Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин рассказал «БИЗНЕС Online»: «Речь идет только о более дешевых отделочных материалах. Например, мрамор. Отечественный стоит 1436 рублей за квадратный метр, а итальянский — порядка 6 тысяч рублей за квадратный метр. Мы можем найти более дешевые отечественные материалы, тем самым оптимизировав стоимость. Поэтому и было поручение президента Татарстана проработать такую оптимизацию. Это не „усыхание“ средств! Если мы сэкономим деньги на отделке, то сможем купить больше вагонов». Министр считает, что реально уложиться в 12 млрд. рублей. Помимо строительства самих станций, в этом году предстоит завершить проходку последних оставшихся тоннелей: правого и левого до станции «Козья слобода», левого — между станциями «Московская» и «Декабристов».
Любопытно, что в столь ответственный момент между проектировщиками метро разгорелся нешуточный конфликт. Сотрудники изначально занимавшегося проектированием метрополитена института «Казгражданпроект» направили президентам РФ и РТ письма с просьбой разобраться в странной ситуации: почему без видимых причин генеральный подряд на проектирование был из «Казгражданпроекта» передан институту «Татинвестгражданпроект», у которого для такой работы нет специалистов.
9. СПОРТСМЕНЫ ПОЙДУТ УЧИТЬСЯ
Теперь собственно о спорте. Сегодня нам необходимо срочно «поступить» кандидатов в студенческие сборные страны.
Как минимум, дважды республиканскому спортивному руководству приходилось решать вопрос по студентам-спортсменам. В 2008 году, перед чемпионатом мира по боксу среди студентов, выяснилось, что оба кандидата в сборную России от Татарстана, Ленар Файзериев и Александр Жирнов, — курсанты КВТККУ, что не позволяло им выступать на студенческом чемпионате. На помощь тогда пришел ТИСБИ, куда «успели поступить» боксеры.
На первой летней Универсиаде России (2008 год) проблемы возникли у представителей настольного тенниса Татарстана — Марселя Валеева и Эльзы Шариповой. Дело в том, что в Универсиадах имеют право участвовать только отучившиеся хотя бы курс студенты. Валеев и Шарипова, в тот год поступившие в КГУ, считались абитуриентами. Проблему пришлось решать на уровне мандатной комиссии, разрешившей нашим спортсменам участие в Универсиаде.
Таким образом, уже «здесь и сейчас» нашим спортивным менеджерам необходимо озаботиться проблемой получения образования, второго образования или учебой в аспирантуре спортсменов, которые могут усилить сборную команду России. К примеру, таковые есть среди кандидатов в сборную по хоккею на траве.
10. ЗВЕЗДЫ «КОСЯТ» ОТ УНИВЕРСИАДЫ
Необходимо «обязать» участвовать в Универсиаде наших сборников, и решение этой задачи входит в компетенцию Федерации.
Не секрет, что представители отдельных видов спорта даже не рассматривают для себя возможность участия в Универсиадах. Среди них, в первую очередь, представители таких видов спорта, как теннис, шахматы, футбол, плавание, отчасти баскетбол, волейбол, водное поло.
С теннисом, возможно, решить эту проблему не удастся — сейчас наши сильнейшие спортсмены пытаются «откосить» даже от матчей Кубка Дэвиса. Шахматисты от Китая тоже «откашивали» не хуже, чем их однокашники от армии. Впрочем, решить эту проблему можно «заинтересовав» шахматистов.
Плавание и легкая атлетика? В плавании руководство РФ даже не рассматривает вопрос участия своих сборников в Универсиаде — об этом рассказала наша Яна Мартынова. Федерация легкой атлетики в прошлом году допустила для представителей своего вида спорта возможность выбирать, куда ехать, — на чемпионат мира или на Универсиаду в Китай. И в том, и в другом виде спорта в 2013 году будут проводиться чемпионаты мира. По водным видам — с 19 июля, через неделю после финиша Универсиады. По легкой атлетике — через месяц после Универсиады. Если задействовать административный ресурс, можно попытаться добиться того, что в Казани в обеих дисциплинах участвовали первые номера сборной.
В игровых командных видах спорта самая большая проблема с футболом. На Универсиады у нас отправляют либо дублеров, либо игроков второго, редко первого дивизионов. Но даже такой невзрачный состав под руководством Игоря Шалимова едва не стал призером Универсиады в Китае. В следующем году, волею переноса календаря на систему розыгрыша «осень-весна», во время Универсиады в чемпионате страны будет перерыв, и можно собрать такой состав, который, наконец-то, покажет, что и в футболе Россия может что-то выигрывать. Вопрос только в заинтересованности.
То же самое, в чуть меньшей степени, касается и других игровых командных видов спорта, в которых Россию на Универсиадах представляют, по сути, вторые сборные. А с привлечением в их состав студентов из первых сборных, можно уверенно говорить о каждой из наших национальных команд, как о претенденте на золото Универсиады.
В конце концов, у всех перед глазами может быть пример представительниц художественной гимнастики. В 2009 году героиней Универсиады стала российская «художница» Евгения Канаева. Приехав в Белград в ранге действующей олимпийской чемпионки, она подтвердила свой высокий класс победой во всех пяти личных видах соревнований. Плюс три серебра было у второго номера российской художественной гимнастики Дарьи Дмитриевой. В 2011 году они также «делили» между собой высшие награды Универсиады.