erid:
Интервью с бывшим директором ЦПМФ «Рубин» Ниязом Акбаровым, опубликованное в «БИЗНЕС Online» вызвало бурную реакцию читателей на страницах нашей газеты. Мы продолжаем обсуждение внутренней кухни клуба и сегодня публикуем интервью с бывшим капитаном «Рубина» Сергеем Харламовым.
«БИЗНЕС Online», полагая, что мяч сейчас на половине поля противников позиции Акбарова, готов был предоставить возможность высказаться и оппонентам Акбарова, в том числе и нынешнему «новому-старому» директору ЦПМФ Ивану Данильянцу.
Откровенно говоря, чувствовал себя автор в качестве Мохаммеда, поджидающего гору. Неделя прошла, горы не видно. Декада на исходе, но нет горы на горизонте. Может, справедливы слова Акбарова о проблемах с компьютерами в интерате? Нет возможности выйти в интернет, ознакомиться с претензиями «бывшего», достойно и по существу ему ответить. Тогда получается, что ФК «Рубин» полностью превратился в некий ЗАО. Из-за его стен не доносится ни звука о процессах, внутри происходящих, ни внутрь информация не проникает. Вот и пришла журналисту в голову мысль поговорить о затронутых проблемах подготовки резерва для казанского футбола, с теми, кто открыт для общения, и может высказать свое мнение на происходящее, даже находясь за границей России, на отдыхе. Первым пришел на помощь экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов. И разговор мы начали с его отношения к Бердыеву, что называется, «во избежание» кривотолков.
ДАЖЕ ВЕЛИКИХ НЕЛЬЗЯ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ
— Тренерский талант Бердыева никто не оспаривает. В последний раз мы с тобой разговаривали по поводу провала сборной России на Евро, если помнишь, я предложил кандидатуру Курбана Бекиевича на место главного тренера национальной сборной… Он — великий тренер. Великий! Но тренер футбольной команды, а управление клубом — это задача, которой должен заниматься менеджмент.
— С тренерским талантом Курбана Бекиевича не поспоришь. А с человеческими качествами как дела обстоят? Давай коснемся этого аспекта. Причем, не слухов, а того, за что лично я могу ответить. Ибо был свидетелем происходившего.
— Что ты имеешь в виду?
— К примеру, лет десять назад, когда еще вместо футбольно-легкоатлетического манежа находилось запасное поле, так называемая «резинка», я приезжал туда, чтобы побегать. И во время одной из 10-километровых пробежок, наблюдал следующую картину. Автобус с игроками «Рубина» уезжал в аэропорт. В него вошли все, кроме… Романа Шаронова, который потом долго сидел на ступеньках входа в подтрибунное помещение Центрального стадиона, пока за ним не приехала жена. Оказалось, что когда он вошел в салон, администратор команды сказал ему — «Рома, а тебя нет в составе. Ты на игру не едешь…» Нормальная ситуация?
— Ничего не слышал об этом случае. Ты писал о нем?
— Писал. Но между журналистом и его изданием, газетой, журналом, существуют еще редакторы. А они могли вычеркивать написанное, обосновывая это тем, что ничто не должно омрачать светлый образ Курбана Бекиевича.
— Не могу вспомнить подобного. Случай не из разряда нормальных, к людям надо относиться человечнее. Но то, что нас не убивает, то делает нас сильнее. Может, этот случай помог Роме превратиться в того, кем он стал. Качественный, грамотный, сильный духом футболист и человек, который выиграл два чемпионата России, сыграл в чемпионате Европы (2004 год) и был приглашен в нынешний состав сборной страны. Но это дифирамб Роману. Что касается таких ситуаций, то я изначально против них. Потому, что являюсь сторонником диалога. Лучше все недопонятое между людьми обсудить, в том числе, с глазу на глаз, чтобы не возникали потом конфликты. Ни с кем. Даже обиженный дворник может на следующее утро «прислать» тебе по голове лопатой. Оно мне надо?
Чтобы не возникали подобные проблемы в будущем, нужна открытость и трезвый взгляд на вещи. Идеализировать даже самого успешного и удачливого тренера, менеджера, чиновника, ни в коем случае нельзя, чтобы потом не наступало разочарование. Нет людей, которые могут все и могут это на сто процентов хорошо. Что касается Бердыева, то у него замечательные тренерские качества. У него прекрасная команда тренеров, помощников, которой принадлежит, как минимум, 50 процентов успеха, достигнутого «Рубином». Им не нужно дополнительного контроля, чтобы качественно делать свою работу.
Но что касается деятельности клуба, то невозможно из одного кресла управлять всеми процессами. Это приводит к нерациональному использованию своего потенциала. На этом уже обжигались люди. Романцев, в том числе.
ИГРОК ВЫБРАЛ 14 ЧАСОВ ЕЗДЫ В АВТОБУСЕ, ЧЕМ ЧАС ЛЕТА С БЕРДЫЕВЫМ
— Второе воспоминание, опять же из личного опыта. В 2002 году «Рубин» проиграл в Перми «Амкару» — 0:3. Мы, журналисты и группа нетрезвых болельщиков целый час ждали отъезда в Казань, потому что нам объявили — в автобусе поедет кто-то из игроков команды.
— Гришин — Грязин? Это я помню.
— Грязин-то в самолете полетел. А Александр Гришин, который не вытерпел в раздевалке стиля общения с ним и с командой разгневанного поражением тренера, поехал с нами. Объяснив, что в одном пространстве с наставником, позволяющим себе такой стиль общения, находиться не сможет. И вместо часового полета он 14 часов трясся вместе с нами в автобусе.
— Прекрасно помню и игру, и обвинения, прозвучавшие в адрес футболистов, конкретно названных, в раздевалке. Я считаю, что единицы не выигрывают и не проигрывают. И, как бы не был великолепен, допустим, Криштиану Роналду, но ему нужны на поле еще десять человек, которые будут отрабатывать в защите и подносить ему «снаряды» в нападении. У нас тогда произошли, мягко говоря, разногласия в раздевалке между тренером и игроками. В результате поссорились один победитель «Барселоны», а Саша обыграл ее в качестве футболиста ЦСКА в 1992 году, с другим, будущим победителем (улыбается).
— Думаю, что наше интервью-не интервью, скорее общение, будут читать едва ли не под микроскопом. И тут могут найтись читатели, которые напишут: «Серега, а вот у тебя самого не было конфликтов с тренерами?»…
— У меня самое большое недопонимание, которое можно назвать конфликтом, происходило с предшественником Бердыева — Виктором Антиховичем. В остальном я переживал не сколько за себя, сколько за интересы клуба, а такая позиция к конфликтам не подталкивает. С тем же Бердыевым у меня открытого конфликта не случилось. Просто не взяли на сборы, а потом на протяжении полугода никто со мной из клуба не разговаривал.
НА ЧТО СПОСОБЕН ПРЕЗИДЕНТ?
— Хотелось бы услышать твое отношение к зимней ситуации в руководстве клуба. Когда Бердыев и Самаренкин что-то не поделили. На мой взгляд, полномочия. Когда Бердыев был разгневан фактом увольнения его креатуры Данильянца, написал заявление и выдвинул ультиматум — «Или он или я!» После чего интернет-сообщество рассыпалось проклятиями в адрес Самаренкина, примерно в соотношении 99 к одному, за то, что, даю адаптированный текст, — «фиг знает кто» посягнул на «наше все».
— А ты что сам об этом думаешь?
— Рискну присоединиться в данном конфликте к меньшинству. Памятуя о том, что тогда потеря Бердыева в тот момент была бы в разы катастрофичнее, чем, допустим, уход Самаренкина. Тем не менее… Начнем с того, что претензии о посягательстве Самаренкина на Курбана Бекиевича нужно отмести сразу, как «лирику». Да, Данильянц — человек Бердыева, но это не значит, что он персона неприкосновенная. И Самаренкин своим решением об увольнении действовал в полном соответствии со своими полномочиями. В дела команды — вотчину Бердыева — не залез ни на пядь.
— Что я могу к этому добавить? Ты сам все сказал. Самаренкин на тот момент был президентом футбольного клуба, и был вправе увольнять любого. Это его прерогатива.
— Получается, что ситуация не разрешилась. Пожелай следующий президент, в данном случае, Валерий Сорокин, проявить свою президентскую власть…
— На данный момент повторение подобной ситуации вполне возможно. Прецедент, что называется, создан. Никто не даст гарантий, что ситуация не повторится.
ЗАДАЧА РЕФОРМИРОВАНИЯ, ПОВИСШАЯ В ВОЗДУХЕ
— А в мире, когда-нибудь…
— Нет! Нет! Извини, что прерываю, но я понял твой вопрос. Повторение подобной ситуации в мире, во всяком случае, в странах, которые принято называть цивилизованными, исключено. Тренерская профессия настолько уязвима, что даже ведущие игроки могут, при большом желании, снять неудобного. Потому, что игроки стоят денег на трансферном рынке, а тренер — бесплатный. Заплатил ему неустойку, и нанял следующего наставника.
А уж президенты… Мировая практика показывает, что спортивным, в данном случае, футбольным клубом, руководит либо собственник, либо акционер. И решение принимает он. Зачем тогда нужен президент, если он не может принимать самостоятельных решений?
Что касается Самаренкина, то перед ним была поставлена задача реформирования клуба «Рубин». Потому, что финансово-хозяйственная деятельность в нем велась ни к черту. Самаренкин пытался, на мой взгляд, вывести эти процессы на новый, правильный виток, но, видимо, у него не совсем все получилось.
— А если бы не захотел «выходить на виток»?
— До сих пор оставался бы президентом ФК «Рубин». И не было бы конфликта. И никаких вопросов к нему не возникало бы.
— Получается, что задача реформирования, которую перед Самаренкиным поставили, сейчас повисла в воздухе.
— На данный момент — да. Но, если задача реформирования была поставлена, то, мне кажется, она будет решаться. Может, несколько с другой стратегией. Гибче.
— Самаренкин ушел. Бердыев остался. Если и были периоды, когда карьера Бердыева в «Рубине» «висела на волоске», то своими чемпионствами и победой над «Барсой» он памятник себе воздвиг нерукотворный. И не Самаренкину его сокрушить. Но все неоспоримые достижения КББ перед Казанью не дают индульгенцию его подопечным, которые к тому же, работают не в команде, а в клубе. И лично меня, сейчас очки-медали заинтересовали бы меньше, чем-то, как и кем они завоевываются. Будут ли иметь победы прочный фундамент, или деньги кончатся, легионеры разъедутся, победы забудутся. А что останется?
— Скажу так. В футболе вся моя жизнь. Даже будучи предпринимателем, я живу и дышу футболом. Когда от очков-медалей нельзя отмахиваться. Но с твоей позицией я согласен целиком. На сто процентов. Надо не к медалям стремиться здесь и сейчас, а к тому, чтобы наладить работу так, что их завоевание будет не героическим, а плановым.
Помимо того, футбольный клуб должен быть коммерциализирован. Дарить не только радость, служа определенным «маяком» для местных детишек, ориентиром для них. Но клуб не может быть «кровопийцей», он должен приносить прибыль своим акционерам. В этом плане наши точки зрения с нынешним руководством ФК «Рубин» диаметрально разнятся. Поэтому он сам по себе, а я сам по себе.
…НИ ПРОШЛОГО, НИ БУДУЩЕГО
— Ну, у тебя же позиция тоже сформировалась на основе чьего-то опыта?
— В первую очередь, своего. Когда я шестилетним мальчиком попал в футбольный клуб, уже тогда у меня начала формироваться собственная позиция. Теперь я знаю, что нужно мальчику в шесть лет, а общаясь с людьми, представляю, что нужно человеку в преклонном возрасте. Например, нашему ветерану Станиславу Федоровичу Чеблукову в 73 года. Он всю жизнь провел в футболе, в «Рубине», а о нем сейчас там даже вспоминать не хотят. Хотя те люди, которые еле на ногах передвигаются, своими советами могли бы приносить пользу родному клубу. Я коренной рубиновец, и всю жизнь свою провел на стадионе. У меня генетическая предрасположенность к родному клубу.
А такие люди сейчас не в чести. Обрати внимание, наш родной, казанский воспитанник Рустем Хузин стал главным тренером «Амкара». Почему в родном городе оказался не востребован? Я читаю интервью президента пермского клуба, и вижу там абсолютно адекватные вещи. Он говорит, что не стал долго искать тренера, потому, что есть Хузин, который там поиграл, потренировал, «пропитался» духом «Амкара», и когда футболисты на вопрос — кого вы хотите в качестве главного, ответили — Рустема, вопрос был решен. Потому, что на поле они теперь будут «умирать» за него, чтобы человек, в которого они верят, работал с ними. Опыта у него может не хватать на первых порах, но пример Пепа Гвардиолы показывает, что можно добиваться успехов на любимом поприще, даже без необходимого опыта. И в результате можно даже «устать от побед».
— Ты сказал, что «Рубин» не думает о своем прошлом. Обоснуй…
— Нет прошлого, не будет будущего. Останется только не понятное настоящее. Как пример: кому из своих ветеранов «Рубин» устраивал прощальный матч? О чем мы можем дальше говорить по этой теме.
— Полгода прошло с момента нашего последнего разговора. Во время которого мы затрагивали тему казанской академии футбола? Как сейчас обстоят дела с ней?
— Для решения вопросов по ее функционированию нужен человек, который возьмется с удвоенной энергией и на сто процентов будет отдаваться этому делу. Административная команда у нас сформирована, есть те, кто должен находиться рядом с руководителем. Нужен только человек, который смог бы все возглавить. Ну, и не помешала бы финансовая поддержка. Причем, не баснословная. Для нормальной работы, отбора футболистов в академию, работы с ними, для того, чтобы дать мальчику возможность реализовать себя, был прописан бюджет порядка 24 миллионов рублей. Меньше миллиона долларов, не такая фантастическая сумма, которая позволит целенаправленно, спокойно, педантично заниматься всеми процессами, которые будут происходить в казанской академии футбола.
ДЮСШ «Рубин», в нынешнем еесостоянии, пока не ориентир именно для местных юных футболистов, а таковой, безусловно, требуется. По поводу сотрудничества с ФК «Рубин». То, что в свое время наши дороги с руководством «Рубина» разошлись, это наши проблемы. Но мы говорим не о личностях, мы о подрастающем поколении. Ни сами дети, ни их родители не должны страдать от того, что взрослые дяди не могут разобраться между собой по поводу каких-то, давно прошедших событий. Конечно, нам необходимо выстраивание отношение с клубом «Рубин», чтобы была цепочка, по которой перспективный парень мог со временем стать профессиональным футболистом.
Справка
Сергей Харламов. Родился 22 июня 1973 года. Выступал за команды «Рубин», где был капитаном, «Нефтехимик» (Нижнекамск), «Диану» (Волжск). Бронзовый призер чемпионата России 2003 года.
После окончания футбольной карьеры стал бизнесменом. От футбола не отошел, был инициатором создания любительских футбольных команд «Платина», «Челси-Казань», выступавших на уровне городских и республиканских соревнований. Является президентом казанской академии футбола. В 2011 году стал инициатором создания команды ветеранов ФК «Рубин».