комментарии 0 в закладки

«Рубин» сэкономил на ребрендинге с помощью болельщицы

erid:

Сегодня «Рубин» представил новый логотип клуба. Процесс ребрендинга был запущен еще девять месяцев назад. Логотип, опубликованный на сайте клуба, теперь представляет стилизованное изображение, как считают авторы, камня рубин, несколько изменилось изображение дракона Зиланта. Эксперты отметили газете «БИЗНЕС Online» слабые и сильные стороны логотипа, однако при этом уточнили, что информация о конкурсе дизайнерских работ была скрыта. В клубе также не раскрывают детали разработки символики.

ПРОЦЕСС ЗАПУСТИЛ САМАРЕНКИН

Сегодня футбольный клуб «Рубин» официально представил новый логотип, пришедший на смену эмблеме, разработанной в 1997 году. Главный элемент логотипа — изображение дракона Зиланта, остался прежним, претерпев лишь стилистические изменения.

«Новый логотип представляет собой стилизованное изображение камня рубин, выполненное в цветах татарстанского клуба. В эмблему заключены изображение Зиланта, название клуба, название города и год основания клуба», — кратко сказано на официальном сайте клуба. Сообщается, что основным критерием при разработке нового логотипа являлось сохранение преемственности с многолетней историей эмблемы «Рубина».

Отметим интересный нюанс: название клуба написано латиницей. Отказавшись от кириллического написания, «Рубин», очевидно, там самым обозначает свои международные амбиции. Как-никак, позади (и впереди) у клуба матчи с грандами европейского футбола… Хотя это не в тренде российского футбола: такие гранды как ЦСКА, «Зенит», «Спартак» по -прежнему пользуются кириллицей…

Процесс ребрендинга был запущен еще в прошлом году, но финишировал, как теперь видно, лишь через девять месяцев. Как обычно, единственным связующим лицом между общественностью и собственно «Рубином» является руководитель клубной пресс-службы Максим Лопухов. Клубные боссы, увы, по традиции являются фигурами непубличными по полному умолчанию. Лопухов и дал нам свой комментарий к столь знаменательному, сели не сказать, революционному событию в жизни «Рубина»:

— Инициатива выработки новой клубной эмблемы шла от поклонников команды — прежде всего, посетителей нашего клубного сайта. Вот мы и решили провести конкурс на новый рисунок. В итоге приняли этот логотип. Первые варианты мы представили еще весной, они были раскритикованы фанатами «Рубина». Процесс пошлее дальше. Ну, а команду на запуск ребрендинга дал бывший президент клуба Дмитрий Самаренкин. Было это через месяц после его прихода в «Рубин», то есть в конце сентября 2011 года. Теперь мы имеем новую эмблему, которая официально утверждена, принята и с сегодняшнего дня будет новым символом клуба".

Отвечать на вопрос о том, кто именно разработал эмблему клуба и в какую сумму она обошлась, Лопухов не стал.

1. Там, где Восток соединяется с Западом (зеленая и красная полосы государственного флага Республики Татарстан)2. Где народы живут в единстве и согласии (белая полоса флага)3. Началась новая эпоха (1958 г. — дата основания клуба)4. Эпоха команды, сила духа которой наполнена энергией тысячелетнего города (Kazan)5. Эпоха команды, чье неудержимое стремление к новым вершинам подобно полету крылатого Зиланта — древнего символа Казани 6. В наших сердцах горит огонь, словно пламя Зиланта, ярко освещая путь к поставленным целям (пламя Зиланта)7. Мы расширяем границы своих возможностей, воплощая в жизнь невозможное (разомкнутые контуры логотипа)8. Наша вера в победу крепче камня (форма логотипа)9. Мы — футбольный клуб «Рубин»

Однако некоторые подробности нам удалось выяснить у Ильдара Рахматуллина — бывшего финансового директора ФК «Рубин». «Над логотипом, ребрендингом клуба мы начали работать с октября по предложению тогдашнего президента „Рубина“ Дмитрия Самаренкина, — рассказал он корреспонденту БИЗНЕС Online. — В отличие от того же „Шахтера“, который за большие деньги нанял для этих целей английскую фирму, мы кинули клич среди болельщиков. То есть никакого бюджета на эти цели „Рубин“ не выделял, просто предложили людям помочь родному клубу. И тогда стали участвовать и болельщики, и различные дизайнерские компании на добровольной основе».

Как рассказал Рахматуллин, весной появились первые версии логотипов, но болельщикам не нравились предложенные варианты. В конечном итоге за основу был принят вариант, предложенный болельщицей Альбиной — дизайнером по профессии. А в конечном итоге довести логотип взялась известная казанская студия «Лориен Имидж». Они же, как болельщики и патриоты клуба, за небольшие деньги взялись за разработку фирменного стиля.

Клуб уже отправил официальное письмо с новой эмблемой в РФС и РФПЛ. Таким образом, в турнирах турнирах сезона 2012−13 ФК «Рубин» будет выступать с новой символикой. Как отмечено в кратком сообщении, в соответствии с новым логотипом разработан фирменный стиль клуба, заказана новая линия официальной атрибутики.

Напомним, еще на интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online» в декабре прежний президент клуба Дмитрий Самаренкин рассказал о планах по изменению облика команды, как одном из этапов преобразования клуба. Помимо профессиональных дизайнеров свои варианты с логотипом клуба было предложено присылать обычным болельщикам. В феврале на своих личных страницах в соцсетях работники клуба выложили варианты работ болельщиков. Надо ли говорить, что они вызвали определенную критику со стороны дизайнеров. Однако сам подход — работа с болельщиками и их мнение в закрытом ранее клубе — многими экспертами была отмечен как определенное достижение.


А БЫЛ ЛИ КОНКУРС?

Эксперты отметили газете «БИЗНЕС Online» слабые и сильные стороны логотипа, однако при этом уточнили, что информация о конкурсе дизайнерских работ была скрыта.

Ирина Колесникова — управляющий директор СпортМенеджмент.Ру.- Эмблема, визуальный образ, бренд — важная составляющая для всех маркетинговых коммуникаций клуба. Это не только восприятие команды на поле, это коммуникации с болельщиками, телевидением, спонсорами, партнерами, общественностью. Это — один из шагов к созданию коммерчески успешного клуба. Можно привести в пример «Зенит» (после прихода «Газпрома» в клуб), сейчас активно занимается визуальным образом «Спартак».

Личное мнение — логотип «Рубина» стал лучше, более четким визуально, интересным. Однако идея, с которой, кажется, начинался ребрендинг — сделать более понятным на логотипе изображение мифического дракона Зиланта — провалилась. Что очень жаль — прекрасный был бы образ для создания талисмана команды, к примеру.

Стоимость подобного ребрендинга оценивается не ниже, чем в 5 — 8 миллионов рублей — если брать не только разработку креативной концепции, но и создание полноценного брендбука команды. К этой сумме следует добавить стоимость перевыпуска всей брендированной атрибутики команды — начиная от флагов и формы, заканчивая оформлением стадиона, офиса, фирменных магазинов и рекламных носителей. В целом это совсем недешевая история, однако, можно предположить, что клуб договорился с агентством о снижении стоимости услуг — агентство получает огромное имиджевое преимущество при работе с таким заказчиком.

Рамиль Назмутдинов — руководитель рекламного агентства «Адмирал»: — Новый логотип действительно лучше предыдущего. До этого момента не обращал внимания на то, что прошлый логотип архаичный. Мало кто из команд рискнет поменять свою эмблему, но в этом случае новичок стильнее, динамичнее даже что ли. Нравится, что новая эмблема клуба сохранила некоторые черты предыдущей — ведь это и история, и традиции команды города. Мне понравилось, что название команды на латинице. Казань стремится стать настоящим европейским городом, заявить о себе на Западе. «Рубин» — это не просто команда, это «пиарщик» Казани в Европе, поэтому все логично и правильно.

Руслан Ахметзянов — директор по внешним коммуникациям агентства спортивного маркетинга «Спортмакс»:

— Кардинальные перемены в стиле, очевидно, связаны с участием клуба в еврокубках, с новым позиционированием на международном уровне. Возможно, старый товарный знак уже не отвечал потребностям. Не знаю, почему «Рубин» поменял логотип, но могу сказать, что смена стиля иногда используется для того, чтобы ввести новую атрибутику. Любое изменение позволяет выпустить новую клубную продукцию, и болельщик будет ее приобретать, но финансовая сторона, конечно, не является единственной задачей.

Сергей Насекин — дизайнер, преподаватель факультета дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

— Работа проведена, решение ожидаемо. Такой дизайн получился усредненный, невыразительный. На мой взгляд, решение эмблемы должно было принести максимальные дивиденды: его модность, актуальность, выразительность, динамичность решения должны были привлечь к «Рубину» дополнительные симпатии болельщиков, а, может быть, и не только болельщиков. С этим логотипом, на мой взгляд, этого не произойдёт. Потому что решение средненькое, боязливое, сохранили старое, чуть повернули, но особо не улучшили, но при всём при этом основные «ляпы» которые были в предыдущем логотипе — устранили. Но ляпов при этом осталось много.

Цветовое решение очень слабое, неактуальное, местами просто неграмотное: шрифт «не сидит», на щите он мелкий. Хотелось бы увидеть, как логотип будет смотреться на кириллице, не только на латинице, потому что государственный язык у нас русский, а не английский. Хотелось бы увидеть, как эмблема «сидит» на форме — на зелёных и бордовых футболках. Словом, хочется увидеть, как эта задача решается комплексно, не только редизайн эмблемы. Потому что редизайн предполагает не только изменение прежнего логотипа, но и много других стилеобразующих элементов. Зайдите в любой concept-store магазина «Барселоны», «Челси», даже «Зенита» — там огромное количество разработанных дизайнерских штучек, которые болельщики охотно покупают. Здесь это может и есть, но я так предполагаю, что этим никто не озаботился.

Наибольшая претензия — это Зилант. Они подправили изображение старого, но, думаю, он стал хуже. По цветам не понятно, как это будет смотреться на форме, на фирменных цветах, очень много белого. Шрифты подправили, предыдущие вообще не читались, но и эти тоже мелкие, скорее всего, будет не видно. В описании обозначено, что щит сделан в форме кристалла рубина, что совершенно не видно, если этого не прочитать.

Наша фирма разработала бы подобный дизайн тысяч за сто — это несерьёзные деньги для такого клуба, заработная плата игрока какого-нибудь второго состава. В Казани есть специалисты высокого уровня. Их мало, но есть, к которым можно было бы обратиться. Вообще я не знаю, кто автор. Непонятно: был ли конкурс организован. Мы за этим следили, но ничего не знаем: ни технического задания не было, ничего.


ЗИЛАНТ КАК БОЛЬШАЯ НЕФТЯНАЯ ТРУБА

Читатели спортивных изданий на форумах активно обсуждают новый логотип казанской команды. Приводим некоторые выдержки (орфография и пунктуация авторов сохранены).

Capitan FlintВот это дракон! Больше похоже на изогнутую газовую трубу)

A32167«Пламя Зиланта» — это с лого ТатНефти чтоль?

BorisBritvaТатнефть поучаствовала похоже — нефтяной фонтан и сжигаемый попутный газ.

СлавиандерЭтого Зиланта надо было старого оставить

NazgoolПочему все на английском!!! Для еврокубков еще покатит, но для чемпионата России считаю необходимо использовать только русский язык!

EvergreenДля продвижения бренда на английском. РФПЛ, как ни странно, иногда показывают заграницей и чтобы иностранный зритель не ломал глаза об кириллицу, написали латиницей, чтоб всем было понятно.

адекватКак-то кажется, что текст за уши притянут. Под любую картинку подходит, были бы слова Рубин и цифры 1958. А крылатый Зилан с якобы огнем из пасти, очень смахивает на добычу в Татарстане нефти и газа.

dux1981пойдёт, главное теперь ещё и стиль игры поменять.

feanorЦвета унылые донельзя. Ну неужели хоть на новой эмблеме нельзя было покрасочнее цветовую гамму придумать, понасыщенней? Лого, допустим, ничего так, хотя по мне, тоже не фонтан, но в обрамлении смотрится ужасно скучно. Дизайнерам большущий минус.

Gekiконтуры эмблемы явно у Арсенала подсмотрели))

bs451Скругленный в нижней части как-то криво смотрелся. Будто обвели не слишком качественно. Квадратный интересней и смотрится более законченно. И да, лого получился более современным.

KoenraadНет, есть хуже. См. «Волга», «Мордор», «Алания», «Терек». На Кавказе, к слову, дизайнеры не в почете.

Heretic199Я смотрю тут Артемии одни собрались… На бизнес-линч еще никто не послал?

Идеальных эмблем, я думаю не существует. Спартаковская, динамовская слишком простые, у Ливера, например, мне кажется вообще перегруженной, но со временем все притирается, а если еще эмблема будет ассоциироваться с победами, так и вообще на ура пойдет. А желание меняться, модернизироваться только похвально.

VladimkaПишут на гостевой Рубина, что лого — плагиат на лого сборной Ирландии.

Славянин из мегаполиса КупчиноА будет спонсором Газпром — огонек на голубой перекрасят.

amra73лого может нравиться или нет — дело вкуса. Казанцев с обновкой)

kuyantusНу, нормально. Лучше, чем было. Привыкнем. По поводу латиницы, а так даже лучше, лучше в Европе будут узнавать.

z=z=z

==golos191==

Сергей Гаврилов, Бизнес Online
Оценка текста
+
0
-