Дмитрий Цинман – об интеллектуальном спорте и внимании к нему.
В ноябре сборная России по «русским шашкам» среди мужчин завоевала первое место на чемпионате мира. В составе команды важную роль сыграл Дмитрий Цинман – международный гроссмейстер по шашкам из Казани. Цинман занимается любимой игрой с 5 лет, когда отец привёл его в республиканскую спортшколу имени Рашида Нежметдинова. Уже в 16 лет он выиграл первые международные соревнования. Среди его достижений – «Шашечный Оскар», победы на чемпионатах мира, Европы и России. Участия в турнирах не мешают гроссмейстеру уже самому преподавать шашки и шахматы в той же спортшколе и передавать опыт молодому поколению.
«БИЗНЕС Online» пообщался с Дмитрием – о шашках в России и мире, о призовых и гонорарах, и месте Татарстана в мире шашек.

«На закрытии у нас в руках был российский флаг, звучал российский гимн»
– Дмитрий Львович, прошедший чемпионат мира среди команд — это главный турнир в шашках?
– Есть личные чемпионаты мира, проводятся раз в два года. Был в прошлом году, следующий, соответственно, будет в 26-м году. Среди сборных, получается, чемпионат мира – это главный старт.
– Расскажите о самом турнире, с кем пришлось бороться за первое место?
– На чемпионате мира мы заняли первое место и решающей стала очная встреча с прямым конкурентом – сборной Беларуси. Мы, соответственно, выиграли и приятно, что вот именно мне удалось одержать решающую победу над действующим чемпионом Европы Артёмом Тихоновым. Бронзовую медаль завоевала сборная Узбекистана, которая на одно очко опередила сборную Замбии.
– Замбия, Узбекистан, Беларусь – сборные из разных частей света. А у кого пальма первенства в шашках?
– Все-таки шашки русские, поэтому неудивительно, что наиболее сильные участники из России и Беларуси. Преимущественно в этих странах, скажем так, наиболее сильные игроки. В целом за последние 15 лет, благодаря деятельности Международной Федерации шашек, ситуация серьезно изменилась, африканские шашисты стали активно принимать участие, проводятся чемпионаты Африки.
Проводятся сейчас и чемпионаты Панамерики, Азии, то есть на чемпионатах Европы, мира количество стран заметно увеличивается. Вот, например, на последнем личном чемпионате мира в 2024-м участвовало 27 стран. И это несмотря на политическую ситуацию в мире, но она, конечно, сказалась. На ЧМ некоторые постоянные сборные не участвовали, как Латвия, Литва и Израиль.
– Литва и Латвия не участвуют из-за России?
– Да. Причем сами-то шашисты из этих стран с удовольствием бы играли, но правительство их стран им категорически запрещает. Им грозят чуть ли не тюремным заключением за участие. Поэтому слишком большие риски для них.
– В большинстве видов спорта Россия не может выступать, а если делает это, то под нейтральным флагом. Как в шашках обстоит ситуация?
– В шашках с этим попроще, и нас это практически не коснулось. Играли мы как сборная России и Беларуси. На закрытии у нас в руках был российский флаг, звучал российский гимн. В этом плане никаких ограничений нет.
– И на остальных соревнованиях так же?
– Да.
«Иногда шашки проигрывают в информационном поле историям про драку футболиста, или что он налоги не платит»
– Насколько шашки популярны в мире и в России?
Я вот ощущаю, что последние 3−4 года происходит определенный шашечный бум. Практически на каждом турнире я вижу всё новые регионы, которые раньше не участвовали. Один-два человека изредка, а сейчас постоянно. Например, на личном чемпионате России среди мужчин участвовало 92 человека. Шашки развиваются, потихоньку приходит понимание, что это не затратный вид спорта. Не надо никакого обмундирования, инвентаря. Ну и плюс, конечно, понимают, что это очень полезный, так сказать, вид спорта для детей.
– Что нужно предпринимать, чтобы популярность росла?
– Популярность бы росла, если бы про шашки чаще писали и чаще говорили. Я понимаю, что футбол, хоккей — они зрелищнее. Но иной раз шашки проигрывают в информационном поле околоспортивным темам. Про то, например, что какой-то футболист подрался, его увидели в казино или что он налоги не платит. И даже высокие успехи в интеллектуальных видах спорта иной раз остаются в тени таких событий. Но как обычно устроено, что по телевизору показывают, то и популярно. Показывали бы хоть иногда шашки, соответственно, они бы еще были популярнее. Прежде всего нам не хватает внимания.

– В первую очередь занятия шашками начинается с детства. Что бы вы посоветовали родителю, чтобы он привёл ребёнка именно в секцию по шашкам?
– Шашки воспитывают важнейшие жизненные качества. И не только способность логически мыслить. Шашки – это наша жизнь в миниатюре. Это дисциплинированность, это ответственность, это очень терпение, причем терпение как самого ребенка, так и родителей. Что я имею в виду, под терпением? Мой отец привел меня в секцию в 1986 году, народу было полно, но буквально прошли один-два турнира, и ряды заметно поредели. Почему? А потому что проигрывать неприятно, а в начале поражений больше, к этому не все готовы. Терпение и ещё раз терпение, умение работать на победу и идти дальше после поражения.
– Какая поддержка идет от государства и хватает ли этой поддержки?
– В Казани у нас есть республиканская спортивная школа имени Рашида Нежметдинова, где я работаю. Мы подведомственны Министерству спорта Республики Татарстан. В последние годы, учитывая ситуацию, конечно, стало сложнее. Но в целом министерство по мере возможности основные старты финансирует. Плюс у нас за результаты в республике полагаются премии разные и стипендии.
Это здорово, потому что я знаю, что есть очень много регионов, где этого нет. Где даже победа на чемпионатах мира никак не поощряется. Но есть и регионы лидеры, где условия лучше, которым можно позавидовать. Это Якутия, хорошо обстоят дела в Санкт-Петербурге, в Башкортостане. Где-то есть 5-7 регионов, которые нас опережают в финансовом плане. Если посмотреть на тех, кто уже идёт за нами, то у нас условия не такие плохие.
«Призовые в шашках несоизмеримо ниже, чем в шахматах»
– Есть мнение, что вот шахматы сложнее и увлекательнее шашек. Как вы к этому утверждению относитесь?
– Многие думают, что шашки – простая игра. Якобы изучил за пять минут правила и можно уже сказать, что вот я тоже умею. Спроси любого: «Ты умеешь играть в шашки?» Ответят, что, конечно, да. И вот эта легкость правил создаёт такое заблуждение! Мне нравится одно выражение, чем вот шашки отличаются от шахмат? Шахматы — это сложная игра со сложными правилами. А шашки — это сложная игра с простыми правилами. У второго чемпиона мира по шахматам Эмануила Ласкера есть известное изречение: «Шашки – это мать шахмат и достойная мать».
Шахматы более раскрученные, более популярные. В том числе потому что посты в федерациях занимают достаточно известные люди. К тому же в своё время в шахматах договорились использовать единые правила на единой доске. А у нас шашки, вот, кроме русских шашек, есть 100-клеточные, бразильские, итальянские, чешские, португальские, турецкие. Там, допустим, в той же Америке у них есть шашки, но они совершенно другие. В Италии очень много турниров по итальянским шашкам. Было бы лучше, если бы удалось всё это объединить. Международная федерация шашек эти усилия предпринимала, но сейчас это стало ещё сложнее.

– В шахматах также проводится матч за звание чемпиона мира. Большое внимание к этому турниру. Есть ли аналогичный матч в шахматах?
– Такие матчи проводятся, но в последнее время немножко изменилась как бы система проведения. По «русским шашкам» тоже пару матчей было, но пока решили все-таки от этого отказаться. Раз в два года проходит личный чемпионат мира, а сейчас проводится командный чемпионат мира. Но матчей таких пока нет.
– В шахматах большие гонорары, победитель 2024 года получил 1,5 млн долларов. Как в шашках обстоят дела с гонорарами?
– В шашках с этим делом скромнее. Поэтому и чистых профессионалов, кто вот чисто на шашках с турнира на турнир ездит, таких очень мало. Я ведь тоже не профессионал, в спортшколе я также тренирую и по шашкам, и по шахматам. Призовые в шашках несоизмеримо ниже.
– Сколько сборная России заработала на чемпионате мира в Турции?
– Не та сумма, которую можно афишировать. У нас более-менее хорошие призовые бывают на личных чемпионатах мира и Европы.
«Я, наверное, стал последним обладателем «Шашечного Оскара»
– Вы – международный гроссмейстер по «русским шахматам». Что необходимо, чтобы получить это высокое звание, и как вам удалось пройти этот путь?
Международного гроссмейстера мне присвоили автоматически, когда я ровно 20 лет назад, в 2005 году, стал вице-чемпионом мира в классической программе, в личном чемпионате. То есть, если занимаешь первое, второе, третье место на чемпионате Европы или мира в личном зачёте, ты автоматически получаешь это звание. Также можно еще выполнить звание не автоматически за место, а по количеству очков, то есть по норме. Но для этого нужно три выполнения — набрать определенное количество очков в зависимости от рейтинга, соперников, с кем ты играл, на международных соревнованиях.
– Вы частый участник различных турниров, насколько это физически и эмоционально тяжело?
– С годами уже привык. Наоборот, даже наоборот, уже лучше воспринимается, когда вот два тура в один день. Когда меньше ждать, когда, так сказать, сразу в бой. Физическая подготовка? Люблю пешочком прохаживаться, на работу, с работы. Для меня 30−40 минут пешком хватает. Стараюсь правильно питаться, соблюдать режим дня, примерно в одно время ложиться, примерно в одно время вставать. То есть вот такие базовые принципы соблюдаю.

– У вас очень длинный список достижений. В том числе вы обладатель «Шашечного Оскара». Кто становится его лауреатом?
– Я, наверное, стал последним обладателем «Шашечного Оскара». Церемония прошла в 2020 году в Челябинске, и с тех пор как-то приостановили. Оскар давали лучшему шашисту года, меня признали лучшим шашистом 2019 года. Была такая хорошая практика от Международной Федерации шашек, но потом решили повременить.
«В восемь лет я впервые выполнил норму кандидата в мастера спорта»
– Как вы начинали играть в шашки?
– С шашками меня познакомил папа, это было в 5 лет. Сначала он поддавался, потом уже видит, что, в принципе, и не надо поддаваться. После этого он отвел меня в спортшколу, тогда она называлась ДЮСШ № 10. Вскоре было первенство Казани среди дошкольников. Меня вместе с остальными записали, и я особо ни на что не надеялся. Турнир проводился по олимпийской системе на вылет, и неожиданно я всех победил. Это была моя первая такая маленькая победа, мне ещё не было шести лет.
Постепенно начал работать. В восемь лет я впервые выполнил норму кандидата в мастера спорта. Занимался дома, у меня книжка была «Антология шашечных комбинаций». В выходные, когда настроение было, мог 50-100 задачек решить. Меня никто не заставлял, получал даже от этого удовольствие. Моим первым серьёзным тренером стал Фарид Шайдуллов, который, кстати, и сейчас продолжает работать в нашей спортшколе. Ему 77 лет, молодец. Ездил на соревнования, показывал определенные результаты. Сначала стал победителем первенства России, отобрался, соответственно, на первенство мира. В 16 лет стал победителем первенства мира среди юношей.
– То есть со школьных лет ездили за границу?
– Да, но тогда чаще ездили в страны бывшего СССР. Это вот сейчас, как я вам сказал, ситуация кардинально изменилась. Тогда чаще всего юношеские первенства мира проходили на Украине, в Молдове, в Эстонии было, как-то раз ездил в Нидерланды.
– Сейчас вы трудитесь в республиканской школе имени Нежметдинова. Вы преподаёте шашки и шахматы?
– Совершенно верно. Что касается шашек, то это группа высшего спортивного мастерства, то есть здесь уже это серьезные взрослые ребята, мастера спорта. Что касается шахмат, то это малыши, группы начальной подготовки первого года обучения, где-то 5−8 лет, вот такой контингент.

– У вас есть несколько учеников, ставших гроссмейстерами.
– По шашкам, да, у меня гроссмейстер один — это Андрей Гнелицкий, он международный гроссмейстер. Ему присвоили звание, когда в аналогичном командном чемпионате мира, 6 лет назад, в 2019 году, он стал бронзовым призером Кубка мира, победитель юношеских первенств Европы, мира. Другой достаточно именитый ученик — мастер спорта Денис Шогин, он у меня был чемпионом России в личном зачете, в командном зачете, продолжает сейчас тоже активно участвовать.
– Как идёт подготовка в спортшколе? Используете компьютерную технологию в обучении?
– Используем. Но лично я в работе с детьми использую демонстрацию на доске, чтобы они потрогали, пощупали, а в гаджетах они сами успеют поиграть. Для серьезных спортсменов, конечно, есть по шашкам соответствующие программы, где можно любую позицию, скажем, поставить на анализ. Без компьютерных программ сейчас нельзя. Некоторые шашисты, я знаю, из других городов, практически чисто по программам работают. Я всё-таки нет, я больше опираюсь на свои знания, на свой большой опыт. Иногда использую программы.
– Увлекаетесь ли каким-то другим видом спорта, может быть, болеете за какую-то команду?
– Сейчас уже не так, как раньше, без того фанатизма, как 20 лет назад. Раньше мог назвать состав и «Рубина», и «Ак Барса», и УНИКСа. Ходил на стадион. Ещё маленьким, когда «Рубин» играл ещё во Второй лиге мы с отцом не пропускали ни одного домашнего матча. На хоккей ходили. Сейчас слежу там периодически, кто как играет, смотрю счёт, место в таблице.
– 12 декабря у вас день рождения, и вы в этот день будете на соревнованиях в Санкт-Петербурге. Это финал Кубка Мира. Что вас ожидает и с кем предстоит сыграть?
– Ожидается порядка 30 финалистов, которых прошли по итогам отбора. 25 лучших и плюс еще человек пять от организаторов. Состав будет очень приличный, ожидается серьезная, напряженная, интересная борьба. Посмотрим, еду бороться за высокие места.